СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Трудности при образовании форм имен существительных".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Трудности при образовании форм имен существительных".»

Трудности при образовании форм имен существительных.

1) Именительный падеж множественного числа существительных мужского и женского рода образуется с помощью окончаний –ы (-и). Такая форма носит нейтральный или книжный характер. Форма же с окончаниями –а (-я) присуща в основном разговорной речи: опытные аптекари (не аптекаря), клапаны (не клапана). Хотя у некоторых существительных мужского и среднего рода нормой являются именно окончания –а (-я)в И.п.: города, дома и т.д.

2) Образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных. С помощью окончаний –ов(-ев) родительный падеж множественного числа образуется у существительных 2 склонения (пять домов, много помидоров); окончание –ей появляется у некоторых существительных всех трех склонений (морей, степей). С помощью нулевого окончания образуют Р.п. большинство существительных 1 склонения и некоторые существительные 2 склонения: корзин, дорог, сапог, солдат, грузин, чулок, партизан, простынь, просьб. Следовательно, ошибочными следует считать выражения: несколько помидор, несколько грамм, немного апельсин. Нормой для этих слов является окончание – ов(-ев), ибо формы с нулевым окончанием характерны для разговорной речи.

Трудности при образовании глагольных форм.

Глагол от других частей речи отличается богатством образуемых им форм. Но не все формы могут быть образованы от каждого глагола.

Недостаточные глаголы. Они обозначают действия, не относящиеся к конкретному говорящему лицу (колоситься, ржаветь, горчить, выздороветь, отняться). Недостаточные глаголы не имеют некоторых личных форм, и, прежде всего, формы 1 лица. Эта же форма по фонетическим причинам не может быть образована от глаголов затмить, победить, ощутить, убедить, чудить. Чтобы употребить эти глаголы в форме 1 лица, используется описательная форма: сумею победить, могу ощутить.

Другую группу составляют изобилующие глаголы, т.е. имеющие двоякие личные формы: полоскаю (разговорн.) – полощу (книжн.) к таким глаголам относятся глаголы колыхать, махать, плескать, рыскать, глохнуть. Нормой считается форма колышет, машет, плещет, рыщет, глохнет.

Среди глаголов есть так называемые безличные глаголы, т.е. глаголы, обозначающие действие или состояние (брезжить, смеркаться), совершающееся само по себе. Такие глаголы не образуют форму повелительного наклонения. Нужно помнить, что форма повелительного наклонения образуется с помощью суффикса –и и нулевого окончания (в единственном числе), - те во множественном числе.

От глаголов несовершенного вида (что делать) образуется будущее сложное время (буду ехать), а от глаголов совершенного вида (что сделать) – будущее простое (поеду).

Помните! Глагол чтить имеет две формы 3 лица множественного числа: чтят, чтут.

У некоторых непродуктивных глаголов при образовании различных форм происходит чередование в корне: лечь- ляг (не ляжь), стереть – сотрем (не стерем).

Глаголы бывают переходными, т.е. могут иметь при себе дополнение в В.п. без предлога, и непереходными. Предложенное в одном из вариантов словосочетание описывать о происшествии построено ошибочно, т.к. глагол в нем переходный, следовательно, дополнение должно стоять в В.п. без предлога: описывать происшествие, но рассказывать о происшествии.

Лексические нормы.

3. Знакомство с типами грамматических ошибок.

Наиболее распространенными грамматическими ошибками являются:

• Нарушение управления и согласования в словосочетаниях;

• Нарушение норм согласования подлежащего и сказуемого;

• Нарушение норм построения предложения с однородными членами, когда они употребляются с разными союзами;

• Ошибки в выборе союзов, союзных и указательных слов при построении сложных предложений.

Чтобы избежать подобных ошибок, помним, что причастный оборот стоит обычно либо после определяемого слова, либо перед ним: книга, лежащая на столе; лежащая на столе книга.

Нельзя ставить определяемое слово внутри причастного оборота: лежащая книга на столе.

Кроме того, причастия имеют только прошедшее и настоящее время. Будущего времени у них нет, поэтому нельзя образовать причастие от глаголов совершенного вида. В этом случае причастный оборот заменяют придаточным определительным предложением.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!