СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Творческое мастерство педагога, как основополагающая часть процесса обучения и воспитания в системе дополнительного образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий потенциал педагога дополнительного образования должен формироваться на основе специальной подготовки, включающей в себя не только знания о предмете.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Творческое мастерство педагога, как основополагающая часть процесса обучения и воспитания в системе дополнительного образования"»

Творческое мастерство педагога, как основополагающая часть процесса обучения и воспитания в системе дополнительного образования.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет формализованный характер по сравнению с образовательной школой и не имеет жестких рамок.

Педагогическая практика работы в системе дополнительного образования наглядно свидетельствуют о том, что особое значение

на занятиях по декоративно-прикладному творчеству играет этнокультурный материал, собравший в себя большой исторический, духовный и нравственный опыт, представления народов мира о человеке, способствующий глубокому пониманию развивающейся личности осмыслению своего места и предназначения в окружающем социуме.

Творческий потенциал педагога дополнительного образования должен формироваться на основе специальной подготовки, включающей в себя не только знания о предмете, а также элементы

новизны, творческого поиска, оригинальности, использование этнокультурного материала, подкрепленной практическими занятиями.

Творческая инновационная деятельность оказывает огромное влияние на становление творческого мастерства педагога , работающего в системе дополнительного образования. И именно творческую деятельность надо рассматривать, как основополагающую в этом направлении, так как именно эта деятельность способствует развитию внутреннего мира человека.

“Воображение более важно, чем знание. Знание ограничено. Воображение окружает мир” Альберт Эйнштейн .

По мнению А.А. Сукало "творческие личности создают новые информационные технологии, осуществляют научные исследования, представляют художественно-творческую среду -культурное пространство функционирования и развития искусства, обеспечивают культурную преемственность. Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству не добиться всестороннего развития личности.

А творчестве, как о важной составляющей мастерства писал Б.Ф Ломов определяя мастерство, как свойство личности, приобретенное в опыте (в процессе усвоения знаний, умений и навыков), указывая, что творчество, творческая деятельность есть обязательный компонент мастерства

Можно выделить три вида творческой деятельности: творчество, направленное на создание нового на основе комбинации известного; инновационное творчество, связанное с использованием новых, ранее неизвестных элементов, творчество, связанное с использованием нового подхода или идеи. Использование нововведений и включение их в образовательный процесс способствует повышению эффективности творческой деятельности педагога дополнительного образования.

Именно в творчестве, находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

В.Ф. Шаталин утверждал «Основная функция педагога не только быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться».

 Для педагога дополнительного образования не достаточно знаний лишь той предметной области, которую он преподает, он должен быть, прежде всего, творческой личностью, мастером своего дела, чтобы обеспечить многообразие видов творческой деятельности и форм их осуществления, которые бы позволили детям с разными интересами и проблемами найти себе занятие по душе. Педагог дополнительного образования должен отражать в своей профессиональной деятельности: социальный заказ общества, региональные особенности и традиции.

От квалификации, личностных качеств и профессионального мастерства педагога зависит качество образовательных услуг в системе дополнительного образования. В полной мере надо использовать методы и организационные формы, которые основаны не только на развитии творческих способностей.

В учреждении дополнительного образования есть все условия для осуществления творческого подхода к обучению детей, учитывая их индивидуальные особенности и интересы, корректируя содержание, формы и методы обучения и воспитания в зависимости от способностей и запросов каждого учащегося. Для реализации творческого подхода к такой работе требуется определенные знания и творческое мастерство педагога.

В учреждении дополнительного образования детей необходимо внедрять новые методики и технологии обучения и воспитания, которые позволяют поддерживать и развивать детское творчество. Это является одной из главных задач дополнительного образования, которая имеет большой педагогический потенциал и выступающая как одна из средств развития творческой личности, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении самоуважения ребенка. Креативность улучшает самооценку, поскольку воспитанники могут посмотреть на свои собственные продукты и видеть то, чего они в состоянии достигнуть.

Все виды и техники декоративно-прикладного творчества стимулируют развитие творческих способностей, а также обладают коррекционным, развивающим действием.

Практическая ориентированность обучения в учреждениях дополнительного образования требует большего объёма практической подготовки педагога

Креативное мышление, творческое мастерство - важные умения в педагогической практике.

Можно выделить следующие аспекты, характеризующие качества творческих педагогов.

1. Творческие педагоги хорошо осведомлены

2. У творческих педагогов есть твердая база знаний. Они знают свой предмет – и они используют свои знания в построении творческих занятий. База знаний важна, потому что без нее воображение не может быть продуктивным.

Наличие твердой базы знаний означает, что у педагога есть цель для творческих действий, которые он использует

3. Творческое обучение требует уверенности, так как это обеспечивает чувство уверенности, которое позволяет педагогу быть оригинальным и творческим

4. Творческие педагоги стремятся помогать своим воспитанникам добиться успеха. Творческий педагог ищет оригинальные способы для достижения этой цели

Творческое обучение, увеличивает уровни мотивации и самооценки со стороны учащихся

5.Творческий педагог готов экспериментировать, ввести новшества и рискнуть. Риск отражает гибкое мышление творческих учителей, а также их уверенности в себе.

6.Творческие педагоги рефлексивны

Они рассматривают и размышляют над своей собственной практикой, стремятся расширить свое знание, повысить свое творческое мастерство и попытаться найти новые идеи и методы, которые они могут применить на своих занятиях.

В развитии творческого потенциал детей большое значение имеет творческое мастерство педагога, который в состоянии организовать творческий процесс в творческой окружающей среде. Поэтому педагог дополнительного образования должен быть способен к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию своих творческих способностей.

И.С Волков под творческой деятельностью подразумевал деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности. В этот комплекс он включил: умственную активность и быструю обучаемость, смекалку и изобретательность, стремление добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задач, трудолюбие, способность видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях. В результате такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, появится самостоятельно созданный творческий продукт

Согласно Б. Теплову «творческой деятельностью» называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности

В результате анализа были установлены основные критерии творческой деятельности в рамках рассматриваемой проблемы:

1. Знания – фундамент творчества. Передавать знания нужно творчески и с интересом. Пути достижения этой цели у всех педагогов разные, так как у каждого педагога имеется отличный от других индивидуальный, порядок ознакомление с учебного материала, разный творческий потенциал.

2. Строгий отбор учебного материала. Первостепенно важным в процессе обучения соответствие учебного материала объективным научным понятиям, фактам, открытиям, достижениям, законам. Творчески подобранное содержание темы на занятие помогает воспитанникам свободно ориентироваться в поставленной задаче

3. Разностороннее развитие учащихся. Включение в занятие собственных методических творческих разработок, исследований, позволяет существенно повысить уровень знаний учащихся, расширить их кругозор.

4. Формирование у детей, устойчивого интереса к обучению, обучение грамотному выполнению заданий под руководством педагога. Требующая творческого подхода, предложенная педагогам задача, чаще всего быстро, успешно, а главное с интересом реализуется на занятии.

Таким образом, современный педагог дополнительного образования должен быть творчески развивающейся, самосовершенствующейся личностью, должен проявлять творчество во всем процессе обучения, вовлекать детей в творческий процесс, пробуждать в них творческую активность. Он должен уметь осуществлять весь комплекс творческих задач: уметь ставить общественно-важные цели, творчески планировать свою работу, хорошо владеть педагогической технологией решения творческих вопросов, достигать планируемого результата.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!