СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Внедрение элементов финансовой математики в основной школе как основы финансовой грамотности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о необходимости внедрения элементов финансовой математики на уроках и внеурочной деятельности по математике в основной школе

Просмотр содержимого документа
«Статья: Внедрение элементов финансовой математики в основной школе как основы финансовой грамотности»

Внедрение элементов финансовой математики в основной школе как основы финансовой грамотности


Одной из главных проблем, с которой столкнулось современное общество, является отсутствие финансовой грамотности населения. Проблема развития финансового образования и повышения уровня финансовой грамотности является очень важной и не простой для современного общества. Переоценить актуальность решения указанной проблемы крайне сложно.

Во-первых, это связано с «традиционно» низкой осведомленностью людей об основах финансовой системы Российской Федерации и функционировании персональных финансов, в том числе об основах пенсионного, социального, медицинского и других видов страхования; налогообложения физических лиц; кредитования и инвестирования. Во-вторых, растет популярность финансовых рынков как источника дохода.

В-третьих, частым стало распространение мошеннических схем во всевозможных финансовых пирамидах, отделений микрозаймов, риск вовлечения населения в которые очень велик.

Неосведомленность в финансовой сфере совместно с неумением управлять собственными или привлеченными финансовыми ресурсами негативно отражается на финансовой безопасности и уровне жизни граждан, ведет к появлению чрезмерных долгов, депрессии и в целом к неудовлетворенности жизнью.

Поэтому изучение элементов «финансовой математики», которая как раз направлена на развитие грамотности в сфере экономических знаний, необходимо начинать еще в основной школе.


Финансовая математика – это дисциплина, в рамках которой изучаются методы математических расчётов, применяемых в финансовых операциях.

Объектом изучения являются любые финансово-кредитные операции, которые предполагают наличие ряда условий, с которыми согласны участвующие стороны. К таким условиям относятся:

– денежные суммы;

– временные параметры;

– процентные ставки и некоторые другие дополнительные величины [3].

Финансовая математика выполняет важную функцию — обеспечение понимания сути отношений между людьми, банками, страховыми компаниями и другими финансовыми учреждениями. Важно, что финансовая математика в своих математических основах использует традиционный курс школьной математики, в частности следующие вопросы:

  • «Геометрическая прогрессия»;

  • «Степенная функция»;

  • «Проценты»;

  • «Логарифмическая функция»;

  • «Логарифмические уравнения и неравенства»;

  • «Показательная функция»;

  • «Показательные уравнения и неравенства»;

  • «Системы уравнений».

Именно перечисленные математические основы используются для практических финансовых расчетов с учетом инфляции, динамики валютных курсов, процентов [1].

Практическая значимость внедрения элементов «финансовой математики» в основной школе обусловлена также необходимостью решения задач с процентами в ОГЭ.

Кроме того, внедрение курса финансовой математики, в частности, будет повышать мотивацию учащихся к изучению самого предмета «математика», так как детям интересно решать «реальные» задачи, а не искусственно созданные и оторванные от действительности.


Обращаясь к опыту других стран (таких как США, Япония, Франция и др.) в вопросах, связанных с обучением финансовой грамотности, можно отметить оправданность раннего знакомства детей с базовыми экономическими понятиями с постепенным расширением кругозора за счет добавления в дальнейшем «новых» и углублением уже знакомых категорий в старших классах.

С 2009 года в России ведется планомерная работа, целью которой является повышение финансовой грамотности граждан: Правительством РФ разработана Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, реализуются общероссийский проект «Финансовая грамотность в регионах России», региональные программы в рамках Проекта Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», ежегодно внедряются локальные (территориальные) проекты [4].

В этой связи в рамках реализации Проекта разработан комплект учебно-методических материалов по повышению финансовой грамотности для школ (по ступеням образования: 2-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классы), учреждений профессионального образования, а также детских домов и интернатов [5].


Кроме того, есть различные интернет-ресурсы как методическое сопровождение обучения «финансовой математике» в помощь учителю, например:

https://vashifinancy.ru/

Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы.

https://casegames.ru/biblioteka

Образовательные программы для школьников 12-17 лет, направленные на повышение мотивации учащихся к освоению финансовой грамотности, приобретению знаний по финансовой грамотности, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений.

http://fg.onedu.ru/

Дистанционные курсы «Основы

ответственного финансового поведения» для

учащихся 10 класса и «Развитие навыков

принятия решений в области ведения личного

бюджета» для учащихся 8 класса.


Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни, а жизнь – это не только академические знания. Финансовая культура в современном обществе давно стала одним из важнейших жизненно необходимых навыков. Человек, свободно ориентирующийся в сфере финансов, может не зависеть от обстоятельств, воли других людей, системы. Он лучше подготовлен к кризисным ситуациям в экономике страны, знает, как защитить себя и свою семью, сберечь накопления, способен принимать правильные экономические решения.

Введение элементов финансовой математики как курса на формирование финансовой грамотности у школьников – пример реального применения метапредметных принципов в современной школе.

Таким образом, финансовая грамотность – это инструмент, а задача педагога – научить школьников пользоваться этим инструментом. [2]


Литература

1 Власов Д. А. Типовые задачи образовательной области «финансовая математика» для учащихся школ - Школьная педагогика. — 2016. — №4. Ресурс доступа: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1298.

2 Гашук Е.А. Финансовая грамотность. Практика реализации модуля «Основы введения домашнего хозяйства». – Волгоград: Учитель, 2019.

3 Егорова О.В. Финансовая математика: учебное пособие. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015.

4 Кузнецкбизнесбанк. Повышение финансовой грамотности населения как фактор решения социальных проблем. Ресурс доступа: http://www.kbb.ru/press_center/?ELEMENT_ID=6186

5 Минфин России. Образовательные программы для населения. Ресурс доступа: https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/directions/programs/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!