Внедрение элементов финансовой математики в основной школе как основы финансовой грамотности
Одной из главных проблем, с которой столкнулось современное общество, является отсутствие финансовой грамотности населения. Проблема развития финансового образования и повышения уровня финансовой грамотности является очень важной и не простой для современного общества. Переоценить актуальность решения указанной проблемы крайне сложно.
Во-первых, это связано с «традиционно» низкой осведомленностью людей об основах финансовой системы Российской Федерации и функционировании персональных финансов, в том числе об основах пенсионного, социального, медицинского и других видов страхования; налогообложения физических лиц; кредитования и инвестирования. Во-вторых, растет популярность финансовых рынков как источника дохода.
В-третьих, частым стало распространение мошеннических схем во всевозможных финансовых пирамидах, отделений микрозаймов, риск вовлечения населения в которые очень велик.
Неосведомленность в финансовой сфере совместно с неумением управлять собственными или привлеченными финансовыми ресурсами негативно отражается на финансовой безопасности и уровне жизни граждан, ведет к появлению чрезмерных долгов, депрессии и в целом к неудовлетворенности жизнью.
Поэтому изучение элементов «финансовой математики», которая как раз направлена на развитие грамотности в сфере экономических знаний, необходимо начинать еще в основной школе.
Финансовая математика – это дисциплина, в рамках которой изучаются методы математических расчётов, применяемых в финансовых операциях.
Объектом изучения являются любые финансово-кредитные операции, которые предполагают наличие ряда условий, с которыми согласны участвующие стороны. К таким условиям относятся:
– денежные суммы;
– временные параметры;
– процентные ставки и некоторые другие дополнительные величины [3].
Финансовая математика выполняет важную функцию — обеспечение понимания сути отношений между людьми, банками, страховыми компаниями и другими финансовыми учреждениями. Важно, что финансовая математика в своих математических основах использует традиционный курс школьной математики, в частности следующие вопросы:
«Геометрическая прогрессия»;
«Степенная функция»;
«Проценты»;
«Логарифмическая функция»;
«Логарифмические уравнения и неравенства»;
«Показательная функция»;
«Показательные уравнения и неравенства»;
«Системы уравнений».
Именно перечисленные математические основы используются для практических финансовых расчетов с учетом инфляции, динамики валютных курсов, процентов [1].
Практическая значимость внедрения элементов «финансовой математики» в основной школе обусловлена также необходимостью решения задач с процентами в ОГЭ.
Кроме того, внедрение курса финансовой математики, в частности, будет повышать мотивацию учащихся к изучению самого предмета «математика», так как детям интересно решать «реальные» задачи, а не искусственно созданные и оторванные от действительности.
Обращаясь к опыту других стран (таких как США, Япония, Франция и др.) в вопросах, связанных с обучением финансовой грамотности, можно отметить оправданность раннего знакомства детей с базовыми экономическими понятиями с постепенным расширением кругозора за счет добавления в дальнейшем «новых» и углублением уже знакомых категорий в старших классах.
С 2009 года в России ведется планомерная работа, целью которой является повышение финансовой грамотности граждан: Правительством РФ разработана Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, реализуются общероссийский проект «Финансовая грамотность в регионах России», региональные программы в рамках Проекта Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», ежегодно внедряются локальные (территориальные) проекты [4].
В этой связи в рамках реализации Проекта разработан комплект учебно-методических материалов по повышению финансовой грамотности для школ (по ступеням образования: 2-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классы), учреждений профессионального образования, а также детских домов и интернатов [5].
Кроме того, есть различные интернет-ресурсы как методическое сопровождение обучения «финансовой математике» в помощь учителю, например:
https://vashifinancy.ru/ | Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы. |
https://casegames.ru/biblioteka | Образовательные программы для школьников 12-17 лет, направленные на повышение мотивации учащихся к освоению финансовой грамотности, приобретению знаний по финансовой грамотности, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений. |
http://fg.onedu.ru/ | Дистанционные курсы «Основы ответственного финансового поведения» для учащихся 10 класса и «Развитие навыков принятия решений в области ведения личного бюджета» для учащихся 8 класса. |
Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни, а жизнь – это не только академические знания. Финансовая культура в современном обществе давно стала одним из важнейших жизненно необходимых навыков. Человек, свободно ориентирующийся в сфере финансов, может не зависеть от обстоятельств, воли других людей, системы. Он лучше подготовлен к кризисным ситуациям в экономике страны, знает, как защитить себя и свою семью, сберечь накопления, способен принимать правильные экономические решения.
Введение элементов финансовой математики как курса на формирование финансовой грамотности у школьников – пример реального применения метапредметных принципов в современной школе.
Таким образом, финансовая грамотность – это инструмент, а задача педагога – научить школьников пользоваться этим инструментом. [2]
Литература
1 Власов Д. А. Типовые задачи образовательной области «финансовая математика» для учащихся школ - Школьная педагогика. — 2016. — №4. Ресурс доступа: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1298.
2 Гашук Е.А. Финансовая грамотность. Практика реализации модуля «Основы введения домашнего хозяйства». – Волгоград: Учитель, 2019.
3 Егорова О.В. Финансовая математика: учебное пособие. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015.
4 Кузнецкбизнесбанк. Повышение финансовой грамотности населения как фактор решения социальных проблем. Ресурс доступа: http://www.kbb.ru/press_center/?ELEMENT_ID=6186
5 Минфин России. Образовательные программы для населения. Ресурс доступа: https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/directions/programs/