| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Орг момент. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку; наличие отсутствующих. | | Приветствие в стихотворной форме: Начинается урок, Приготовься-ка дружок! На уроке работай старательно, И успех тебя ждет обязательно! (учащимся выдаются оценочные листы) (Слайд 2) | Проверяет готовность к уроку, рабочее место. | | Взаимоконтроль или самоконтроль. |
2 | Актуализация знаний | Воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового материала. | Фронтальная, индивидуальная | Беседа для подготовки к изучению нового материала: -Как только вы начали изучать математику, вы познакомились с первыми арифметическими действиями «+» и «-» (Слайд 3), затем вы научились переходить в подобных выражениях к компактной записи используя какой-то один конкретный знак действий. (Слайд 4) Какое ребята здесь можно использовать действие и знак? №1. 2+2= 15+15+15= 8+8+8+8= 3+3+3+3+3= 5+5+5+5+5+5= a+a+a+а = - Попробуйте самостоятельно в оценочных листах записать выражение более компактно с помощью знака умножения, и затем решите его. Назовет ответы, кто быстрее всех справится, но будьте внимательны. - Сумму, в которой все слагаемые равны друг другу можно записать в виде произведения. Один учащийся называет ответы, все проверяем и ставим за каждое задание бал. -Какое значение получили в последнем? -Как называется такое выражение? И можно ли его вычислить и почему? -Посчитайте количество правильный ответов и запищите в колонке под номером 1 количество балов. -Тогда что получим в таком примере а+а+а+…+а, где n слагаемых? (Слайд 5) Запишем данное выражение в виде формулы: а+а+а+…+а= а*n. n | Делают вывод: -Будем использовать произведение и знак умножения. Решают самостоятельно, используя раздаточный материал. Один учащийся отвечает, другие проверяют себя. - 4*а или 4а -Буквенное выражение, вычислить его нельзя, так как значение а не известно. Считают количество правильных ответов. Решают пример. - Получим а*n. Записывают формулу. | Сделали вывод. В карточках учащихся записано решение: 2+2=2*2=4 15+15+15=15*3=45 8+8+8+8=8*4=32 3+3+3+3+3=3*5=15 5+5+5+5+5+5=5*6=30 a+a+a+а =4*а=4а Отмечены верные ответы. Выставили баллы за данное задание. Посчитано и записано количество балов. Записана формула: а+а+а+…+а= а·n. n | Контроль учителя Сравнение своих ответов с доской, самооценка |
3 | Объяснение нового материала | Формулировка темы и целей урока. Работа с предложенной информацией с целью изучения нового материала. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Учитель формулирует задание: -Поглядите на слайд и разгадайте ребус: (Слайд 6) -Верно, это степень. Ребята, а как Вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? Верно. Итак, тема урока «Степень числа». Откройте тетради: запишите дату и тему урока (Слайд 7) Наводящие вопросы, для формулировки целей: - В чем закономерность данных выражений? (Слайд 8) 5; 5 · 5; 5 · 5 · 5; 5 · 5 · 5 · 5; -Сколько множителей будет содержать выражение стоящее на 5-ом месте, если будем продолжать? На 10-ом? На 45-ом? На 100-ом? -Что означает цифра 5 в каждой записи? -Что означают числа 1,2, 3? -Запишите выражение, которое стоит в данном ряду на 1000-ом месте. -Почему вы не смогли выполнить задание? - Какова цель нашего урока? - Какую тему урока мы записали? (Слайд 9) - Какова цель нашего урока? - Посмотрите на раздаточный материал и подумайте, какие задания мы с вами будем выполнять? - Какие еще будут цели урока? - Сейчас, работая в парах предлагаю вам ответить на вопросы в ваших листочках: (Слайд 10) №2. 1) Что означает аn? 2) Как называется an? 3) Как называются а и n? 4) Составьте формулу а·а·….·а·а = n 5) а1= .. Найдите ответы на эти вопросы на странице 206 и выпишите себе в тетрадь. - Что у вас получилось? Оцените друг друга за работу в парах- максимум 3 балла. Запишем в тетради еще раз формулу. (Слайд 11) | Учащиеся разгадывают ребус. Ответ учащихся: - О степени чисел. Записывают число и тему урока. Выявляют закономерность: -Все выражения составлены из одинаковых цифр. -В каждом следующем на один множитель больше. -5 - 10 - 45 -100 - Множитель. -Количество множителей? -В таком произведении будет 1000 множителей, которые не поместятся в тетради. Делают вывод о способе записи произведения одинаковых множителей: -Придумать новый способ записи произведения одинаковых множителей. (-Новый способ записи произведения). Рассматриваются идеи. Ответы детей. Формулировка целей урока. Работают с учебником в парах. Отвечает один учащийся. Оценивают друг друга. Записывают в тетрадь формулу. | Учащиеся разгадали ребус, сделали вывод. В тетради записали число и тема урока. Выявили закономерность. Сформулировали тему и цели урока. Тема: - Степень числа. Цели: - понятие степени; -основание степени, показатель степени; Уметь: - читать и записывать выражения со степенями; -находить значение степени в примерах; Воспитание самостоятельности, самооценки, активности. Развитие умения сравнивать, производить оценку. Записи в тетрадях: аn- означает произведение а n раз. выражение аn называется степенью числа. а – основание степени, n – показатель степени. а·а·….·а·а = аn n а1= а. Поставили баллы в оценочных листах партнеру в паре. Записали в тетради: а·а·….·а·а = аn n | Наблюдение учителя. Сравнение с записью на слайде, совместная корректировка запланированных действий Сравнить с материалом учебника и оценить партнера в паре Взаимоконтроль |
4 | Закрепление | Практическое применение полученных знаний | Фронтальная, индивидуальная | Закрепление знаний: №1. -Решим устно: 33; 52; 103. №2. Прочитайте выражение, назовите показатель степени и основание: 34; 58; 53; 72. (Слайд 12) Физкультминутка. (Слайд 13) 1, 2, 3, 4, 5 все умеем мы считать Раз! Подняться, потянуться. Два! В ладоши три хлопка, Головою три кивка На четыре-руки шире, Пять - руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть. На семь восемь лень отбросить! Выполнение заданий дальше: №3. Найди ошибку: (Слайд 14) 7 · 7 · 7 · 7 · 7=73 0,2· 0,2· 0,2=0,23 1· 1· 1·1·1· 1· 1· 1=1 33= 27 25, где 5-основание, 2- показатель степени. Верно «+», неверно «-». Сверяем полученные ответы с доской и за верно выполненный ответ - ставим балл. (Слайд 15) №4. Выполните тест по вариантам: (Слайд 16) I Вариант. 1 Запиши выражение короче: 9· 9· 9· 9 а) 9· 4 б) 94 в)9+4 2 Известно, что 52=25. Как будет выглядеть это разложение? а) 5· 2 б)5· 5 в)5+2 3 Выберите возможный вариант сокращения 3· 3 а)32 б) 3 в) 33 4 Вычислите 42 а) 8 б)16 в)2 5 Найдите значение выражения: х2+ 5 при х=11 а) 126 б) 121 в) 27 6 Выберите возможный вариант вычисления 43 а) 4+3 б) 4· 3 в)4· 4· 4 II Вариант. 1. Как называется цифра 5 в выражении 52=25. а) основание степени; б) показатель степени; в) степень. 2. Вычислите: 103 а) 30, б)100, в) 1000. 3. Вычислите: 3· 52 а) 45, б)75, в) 45. 4. Найдите значение выражения: 32 + 52 а) 64 б) 16 в)34 5. Найдите значение «а», если а2=36 а) 6 б) 18 в) 5 6. Найдите значение выражения: у2 _ 2 при у=6. а) 10, б) 34, в) 16. Проверим ответы и поставим баллы. Подведем итоги: 19-20 баллов – отметка 5. 13-18 баллов – отметка 4, 9-12 баллов – отметка 3, Менее 9 баллов – отметка 2. | Выполняют задания на закрепление устно. Читают выражения и называют показатель степени и основание. Выполняют задания на применение полученных знаний. Выполняют тест по вариантам. Проверяют устно и ставят баллы. Подводят итоги. Выставление отметок. | Прочитали и ответили на вопросы. Выполнили задание и сверили ответы с доской: - + + + - Выставили соответствующие балы. Отмечены ответы в карточках: 1 вариант: Б Б А Б А В 2 вариант: А В Б В А Б Выставлено количество баллов за задание. Выставлена отметка. | Сравнить с предложенными ответами и оценить себя. Самоконтроль Самооценка с выставлением отметок. |
5 | Рефлексия | | Фронтальная | Вопросы для рефлексии: -Что нового вы сегодня узнали? (Слайд 17) Как называется такая запись? Как называется а? Как называется число n? Поднимите одну из карточек: зеленую, если вы поняли, что такое степень и у вас все получилось на уроке; желтую, если вы поняли, что такое степень, но на уроке допускали ошибки; красную, если не до конца понял, что такое степень числа. (Слайд 18) | Отвечают на вопросы: -Как можно короче записать произведение одинаковых множителей. -Степенью числа. -Основанием степени. -Показателем степени. | Ответили на вопросы. Показали соответствующую карточку для рефлексии Самооценка деятельности на уроке. | Самооценка, с помощью карточек. |