СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Степень числа" (5класс)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Степень числа". Урок усвоения новых знаний в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Степень числа" (5класс)»


Технологическая карта урока

ФИО учителя: Зенченко Мария Александровна

Класс: 5

УМК: «Математика 5 класс» И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Мнемозина 2012г.

Предмет: Математика

Тема: Степень числа.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: начало изучения темы.

Цель: познакомить учащихся с понятием степени числа, основанием степени, показателем степени, уметь находить значения числовых выражений, содержащих степень.

Оборудование:

  • Карточки для самостоятельной работы (Приложение 1)

  • Учебник «Математика. 5 класс» И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович;

  • Компьютер;

  • Интерактивная доска;

  • Презентация Microsoft Office-Power Point (Приложение 2).





Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Предметные результаты

Знать:

- понятие степени;

- основание степени, показатель степени;

Уметь:

- читать и записывать выражения со степенями;

- находить значение степени в примерах;

Научиться отличать умножение от степени и не путать их.



Принимать и сохранять учебную задачу;

принятие цели, развитие умения сравнивать, производить оценку.


Формулирование проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник)

умение наблюдать, выдвигать гипотезу, делать выводы.

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий своего партнера.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Повышение мотивации к изучению предмета; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.














Ход урока


Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Орг момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку; наличие отсутствующих.


Приветствие в стихотворной форме:

Начинается урок,
Приготовься-ка дружок!

На уроке работай старательно,

И успех тебя ждет обязательно!

(учащимся выдаются оценочные листы) (Слайд 2)


Проверяет готовность к уроку, рабочее место.


Взаимоконтроль или самоконтроль.

2

Актуализация знаний













Воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового материала.

Фронтальная, индивидуальная

Беседа для подготовки к изучению нового материала:

-Как только вы начали изучать математику, вы познакомились с первыми арифметическими действиями «+» и «-» (Слайд 3), затем вы научились переходить в подобных выражениях к компактной записи используя какой-то один конкретный знак действий. (Слайд 4) Какое ребята здесь можно использовать действие и знак?

№1. 2+2=

15+15+15=

8+8+8+8=

3+3+3+3+3=

5+5+5+5+5+5=

a+a+a+а =

- Попробуйте самостоятельно в оценочных листах записать выражение более компактно с помощью знака умножения, и затем решите его. Назовет ответы, кто быстрее всех справится, но будьте внимательны.



- Сумму, в которой все слагаемые равны друг другу можно записать в виде произведения. Один учащийся называет ответы, все проверяем и ставим за каждое задание бал.

-Какое значение получили в последнем?

-Как называется такое выражение? И можно ли его вычислить и почему?

-Посчитайте количество правильный ответов и запищите в колонке под номером 1 количество балов.


-Тогда что получим в таком примере

а+а+а+…+а, где n слагаемых? (Слайд 5)

Запишем данное выражение в виде формулы:

а+а+а+…+а= а*n.

n











Делают вывод:

-Будем использовать произведение и знак умножения.






Решают самостоятельно, используя раздаточный материал.



Один учащийся отвечает, другие проверяют себя.









- 4*а или 4а


-Буквенное выражение, вычислить его нельзя, так как значение а не известно.


Считают количество правильных ответов.




Решают пример.

- Получим а*n.

Записывают формулу.











Сделали вывод.



В карточках учащихся записано решение:

2+2=2*2=4

15+15+15=15*3=45

8+8+8+8=8*4=32

3+3+3+3+3=3*5=15

5+5+5+5+5+5=5*6=30

a+a+a+а =4*а=4а

Отмечены верные ответы.





















Выставили баллы за данное задание.

Посчитано и записано количество балов.



Записана формула:

а+а+а+…+а= а·n.

n





Контроль учителя
















Сравнение своих ответов с доской, самооценка

3

Объяснение нового материала

Формулировка темы и целей урока.

Работа с предложенной информацией с целью изучения нового материала.


Фронтальная, групповая, индивидуальная

Учитель формулирует задание:

-Поглядите на слайд и разгадайте ребус:

(Слайд 6)

-Верно, это степень. Ребята, а как Вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке?

Верно. Итак, тема урока «Степень числа». Откройте тетради: запишите дату и тему урока (Слайд 7)


Наводящие вопросы, для формулировки целей:

- В чем закономерность данных выражений? (Слайд 8)

5;

5 · 5;

5 · 5 · 5;

5 · 5 · 5 · 5;

-Сколько множителей будет содержать выражение стоящее на 5-ом месте, если будем продолжать?

На 10-ом?

На 45-ом?

На 100-ом?

-Что означает цифра 5 в каждой записи?

-Что означают числа 1,2, 3?


-Запишите выражение, которое стоит в данном ряду на 1000-ом месте.


-Почему вы не смогли выполнить задание?


- Какова цель нашего урока?




- Какую тему урока мы записали? (Слайд 9)

- Какова цель нашего урока?

- Посмотрите на раздаточный материал и подумайте, какие задания мы с вами будем выполнять?

- Какие еще будут цели урока?















- Сейчас, работая в парах предлагаю вам ответить на вопросы в ваших листочках: (Слайд 10)

№2.

1) Что означает аn?

2) Как называется an?

3) Как называются а и n?

4) Составьте формулу

а·а·….·а·а =

n

5) а1= ..

Найдите ответы на эти вопросы на странице 206 и выпишите себе в тетрадь.

- Что у вас получилось?

Оцените друг друга за работу в парах- максимум 3 балла.


Запишем в тетради еще раз формулу. (Слайд 11)









Учащиеся разгадывают ребус.

Ответ учащихся:

- О степени чисел.

Записывают число и тему урока.








Выявляют закономерность:

-Все выражения составлены из одинаковых цифр.

-В каждом следующем на один множитель больше.

-5

- 10

- 45

-100


- Множитель.

-Количество множителей?



-В таком произведении будет 1000 множителей, которые не поместятся в тетради.

Делают вывод о способе записи произведения одинаковых множителей:

-Придумать новый способ записи произведения одинаковых множителей.

(-Новый способ записи произведения). Рассматриваются идеи.

Ответы детей.

Формулировка целей урока.


















Работают с учебником в парах.











Отвечает один учащийся.

Оценивают друг друга.






Записывают в тетрадь формулу.










Учащиеся разгадали ребус, сделали вывод.



В тетради записали число и тема урока.









Выявили закономерность.

























Сформулировали тему и цели урока.

Тема:

- Степень числа.

Цели:

  • Знать:

- понятие степени;

-основание степени, показатель степени;

Уметь:

- читать и записывать выражения со степенями;

-находить значение степени в примерах;

Воспитание самостоятельности, самооценки, активности.

Развитие умения сравнивать, производить оценку.


Записи в тетрадях:

  1. аn- означает произведение а n раз.

  2. выражение аn называется степенью числа.

  3. а – основание степени, n – показатель степени.

  4. а·а·….·а·а = аn

n

  1. а1= а.


Поставили баллы в оценочных листах партнеру в паре.


Записали в тетради: а·а·….·а·а = аn

n













Наблюдение учителя.



































Сравнение с записью на слайде, совместная корректировка запланированных действий
















Сравнить с материалом учебника и оценить партнера в паре










Взаимоконтроль

4

Закрепление

Практическое применение полученных знаний

Фронтальная, индивидуальная

Закрепление знаний:

1. -Решим устно: 33; 52; 103.

2. Прочитайте выражение, назовите показатель степени и основание:

34; 58; 53; 72. (Слайд 12)

Физкультминутка. (Слайд 13)

1, 2, 3, 4, 5 все умеем мы считать

Раз! Подняться, потянуться.

Два! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре-руки шире,

Пять - руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

На семь восемь лень отбросить!

Выполнение заданий дальше:

№3. Найди ошибку: (Слайд 14)

  1. 7 · 7 · 7 · 7 · 7=73

  2. 0,2· 0,2· 0,2=0,23

  3. 1· 1· 1·1·1· 1· 1· 1=1

  4. 33= 27

  5. 25, где 5-основание,

2- показатель степени.

Верно «+», неверно «-».

Сверяем полученные ответы с доской и за верно выполненный ответ - ставим балл. (Слайд 15)

№4. Выполните тест по вариантам: (Слайд 16)

I Вариант.

1 Запиши выражение короче:

9· 9· 9· 9
а) 9· 4 б) 94 в)9+4

2 Известно, что 52=25. Как будет выглядеть это разложение?
а) 5· 2 б)5· 5 в)5+2

3 Выберите возможный вариант сокращения 3· 3
а)32  б) 3 в) 33

4 Вычислите 4
а) 8 б)16 в)2

5 Найдите значение выражения: х2+ 5 при х=11
а) 126 б) 121 в) 27

6 Выберите возможный вариант вычисления 43
а) 4+3 б) 4· 3 в)4· 4· 4

II Вариант.

1. Как называется цифра 5 в выражении 52=25.

а) основание степени;

б) показатель степени;

в) степень.

2. Вычислите: 103

а) 30, б)100, в) 1000.

3. Вычислите: 3· 52

а) 45, б)75, в) 45.

4. Найдите значение выражения:

32 + 52
а) 64 б) 16 в)34

5. Найдите значение «а», если а2=36

а) 6 б) 18 в) 5

6. Найдите значение выражения: у2 _ 2 при у=6.

а) 10, б) 34, в) 16.

Проверим ответы и поставим баллы.

Подведем итоги:

19-20 баллов – отметка 5.

13-18 баллов – отметка 4,

9-12 баллов – отметка 3,

Менее 9 баллов – отметка 2.

Выполняют задания на закрепление устно.

Читают выражения и называют показатель степени и основание.











Выполняют задания на применение полученных знаний.










Выполняют тест по вариантам.








































Проверяют устно и ставят баллы.


Подводят итоги. Выставление отметок.

Прочитали и ответили на вопросы.




















Выполнили задание и сверили ответы с доской:

- + + + -

Выставили соответствующие балы.







Отмечены ответы в карточках:

1 вариант:

  1. Б

  2. Б

  3. А

  4. Б

  5. А

  6. В





2 вариант:

  1. А

  2. В

  3. Б

  4. В

  5. А

  6. Б




















Выставлено количество баллов за задание.



Выставлена отметка.























Сравнить с предложенными ответами и оценить себя.










Самоконтроль




































Самооценка с выставлением отметок.



5

Рефлексия


Фронтальная

Вопросы для рефлексии:

-Что нового вы сегодня узнали?

(Слайд 17)

Как называется такая запись?

Как называется а?

Как называется число n?



Поднимите одну из карточек:

зеленую, если вы поняли, что такое степень и у вас все получилось на уроке;

желтую, если вы поняли, что такое степень, но на уроке допускали ошибки;

красную, если не до конца понял, что такое степень числа. (Слайд 18)

Отвечают на вопросы:

-Как можно короче записать произведение одинаковых множителей.

-Степенью числа.

-Основанием степени.

-Показателем степени.










Ответили на вопросы.








Показали соответствующую карточку для рефлексии



Самооценка деятельности на уроке.









Самооценка, с помощью карточек.


6

Домашнее зад

ание



Домашнее задание. (Слайд 19)

п.44, № 770, (куб и квадрат числа), 771, 772, 773.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Записали домашнее задание

Взаимоконтроль или самоконтроль.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!