Проверочные задания по теме
СТИЛИ РЕЧИ
1. Определите, к каким стилям речи относятся приведенные отрывки:
а) научному; г) художественному;
б) официально-деловому; д) разговорному.
в) публицистическому;
Текст 1. Разговорная речь широко использует средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.
Текст 2. На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.
Текст 3. Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.
2. Укажите, какие из названных характерных особенностей научного стиля являются лишними:
а) насыщенность терминами, которая составляет 15 – 20 % всей лексики;
б) использование речевых штампов, клише;
в) научная фразеология;
г) преобладание абстрактной лексики;
д) употребление формы единственного числа в значении множественного числа;
е) преимущественное употребление существительных вместо глаголов.
3. Выберите правильное определение.
А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
Б. Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
4. Перечислите качества, необходимые в работе среднему медицинскому персоналу, а затем назовите качества, препятствующие освоению профессии.
5. Прочитайте текст, вставьте пропущенные орфограммы и запятые.
О СЧАСТЬЕ
(по стихотворению в прозе И.С.Тургенева – «Памяти Ю.П. Вревской»)
На гр..зи, на в..нючей сырой с..ломе под н..весом ветхого сарая на скорую руку пр..вращен..ого в п..ходный воен..ый гошпиталь в разорен..ой болгарской деревушк.. – с лишком две недели ум..рала она от тифа.
Она была в б..спамятстве – и ни один врач даже не взгля..нул на нее; больные с..лдаты, за которыми она ухаж..вала пока еще могла держат..ся на ногах, по..чередно подн..мались с своих зар..женных логовищ чтобы подн..сти к ее запекшимся губам (не)сколько капель воды в ч..репке р..збитого г..ршка.
Она была м..лода красива; высший свет ее знал; об ней осв..домлялись даже сановники. Дамы завид..вали ей мужчины за ней в..л..чились… два-три ч..ловека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.
Нежное кроткое сер..це… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не вед..ла другого счастья… не ведала – и не и..ведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно пом..рилась – и вся пылая огнем (не)угасимой веры отдалась на служении.. ближним.
Какие з..ветные клады сх..ронила она там в глубине души в самом ее тайн..ике (н..)кто (н..)знал (н..)когда – а теперь конечно (не) узнает. Да и к чему? Жертва прин..сена… дело ..делано.
Но гор..стно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу – хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.
Пусть же не оск..рбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возл..жить на ее могилу!
И.С. Тургенев. Сентябрь, 1878
6. Напишите сочинение (эссе) о выбранной вами профессии. Обратите внимание на моменты, которые не следует забывать
Памятка
1. Факты из истории, литературы, цитаты, высказывания о профессии.
2. Важность профессии: ее роль и значение, распространенность, редкость.
3. Состояние дел с медицинской профессией в России (в других странах, прежде, теперь в будущем).
4. Отличие (сходство) избранной профессии от других, ее трудности и преимущества (материальные, моральные, духовные). Разные точки зрения на нее.
5. Какие качества личности потребуются для овладения этой профессией? Что вы для этого сделали (делаете)?
6. Почему вы выбрали эту профессию, причины, побудившие вас к такому решению (ее преимущества, родители, признание, случай, пример других, ваш характер и т.д.)?
7. Как вы представляете свое будущее после окончания колледжа (учиться в вузе, работать)?