СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стимульный материал по методикам звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, восприятия и др.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены методики Рау Ф.Ф., Фомичёвой М.Ф., Спировой Л.Ф., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., а также развивающие игры по методике Фомичёвой Т.Б., Чиркиной Г.В. и др.

Просмотр содержимого документа
«Стимульный материал по методикам звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, восприятия и др.»

Приложение 2


«Состояние звукопроизношения»

(по методике Ф. Ф. Рау, М. Ф. Фомичевой)

Стимульный материал:

а) Картинки-символы:

«Насос» - воздух выходит из насоса и свистит «с-с-с».

«Кран с водой» - струйка воды льётся из крана «ссс».

«Большой комар» - комар звенит «ззз».

«Маленький комарик» - комарик звенит «ззз».

«Девочка» - девочка просит не шуметь «ц-ц-ц».

«Шина» - воздух выходит из проколотой шины и шипит «шшш».

«Жук» - жук жужжит «жжж».

«Кузнечик» - кузнечик стрекочет «ч-ч-ч».

«Щетка» - возьму щетку и почищу вещи «щщщ».

«Самолёт» - самолёт летит и гудит «ллл».

«Тигр» - тигр рычит «ррр».

«Чайник» - в чайнике кипит вода, крышка стучит «б-б-б»

«Пулемёт» - пулемет строчит «д-д-д».

«Гусь» - гусь гогочет «г-г-г».

«Зима» - вьюга воет «ввв».

«Бык» - бычок мычит «ммм».

«Девочка» - Нонна ноет «ннн».

«Дождь» - дождевые капли капают «к-к-к».

«Девочка» - девочка греет замёршие руки «ххх».

б) Предметные картинки, например на звук «с»

На звук «з»


в) Фразы:

/С/ - собака, усы, нос. У Сони новые сани.

/С/ - синий (квадрат, апельсин, гусь. Сима и Сеня весело смеялись.

/З/ - замок, ваза. У Зои заболели зубы.

/З/ - зебра, обезьяна. У Зины зимой зябнет нос.

/Ц/ - цветы, пуговица, огурец. Кузнец куёт цепь.

/Ш/ - шапка, машина, душ. У Маши новые шапка и шубка.

/Ж/ - Жук, ножи. Жук жужжит – жжжж.

/Ч/ - Чайник, очки, мяч. Девочки и мальчики скачут, как мячики.

/Щ/ - щетка, овощи, плащ. Щеткой чищу я щенка.

/Л/ - Лук, пила, дятел. Лампа упала со стола.

/Л/ - Лев, телефон, корабль. Лида и Лена гуляли на улице.

/Р/ - рыба, корова, топор. У Ромы на руке рана.

/Р/ - репка, грибы, дверь. Рита с Риммой варят рис.

/Й/ - яблоко, юбка, ель, ёж, майка. Майя и Юля поют.

Ёлка, ёлочка - колкая иголочка.

/Б-Б/ - бант, собака, бегемот, голуби. Белые бараны, били в барабаны.

/Д-Д/ - дом, дудочка, дети, лебеди. Тетя Дина сидит на диване.

/Г-Г/ - гора, радуга, гиря, сапоги. Гусь играет на губной гармошке.

/В-В/ - волк, сова, ветка, медведь. Верина мама варит варенье.

/М-М/ - мышь, комар, мишка, ремень. Мила пила молоко.

/Н-Н/ - нож, ванна, нитки, дыня. Обезьяна ест бананы.

/К-К/ - кот, утка, лук, кит, пауки. Кот катал клубок.

/Х-Х/ - хлеб, петух, мухи, петухи. Мухи сели на хлеб.

Инструкция:

а) «Посмотри на картинку и повтори за мной:…»

б) «Посмотри внимательно на картинку и назови: Что это? Кто это?»

в) «Повтори за мной фразы».

Обработка результатов:

3 балла: Звукопроизношение не нарушено.

2 балла: Единичные нарушения (одна группа звуков).

1 балл: Множественные нарушения звукопроизношения.

Примечание: В речевой карте отмечается вид нарушения звукопроизношения (сигматизм, парасигматизм, ламбдацизм, параламбдацизм, ротацизм, параротацизм).


Состояние фонематического анализа и синтеза

(по методике Л. Ф. Спировой).

Исходная ситуация.

Логопед предлагает ребенку на слух определить:

а) место звука (согласного) в слове (в начале или в конце);

б) последовательность звуков в слове;

в) количество звуков в слове.

Стимульный материал:

а) слова на выделение конечного согласного: кот, жук, автобус, дом.

слова на выделение начального согласного: танк, коза, санки, мышь.

б) слова на определение последовательности звуков: кот, дом, вата, лапа.

в) слова на определение количества звуков: нос, ваза, батон, банка.

Инструкция:

а) «Послушай внимательно. Какой ты слышишь звук в конце слова «…».

«Послушай внимательно. Какой ты слышишь звук в начале слова «…».

б) «Послушай внимательно. Назови звуки по порядку».

в) «Послушай внимательно. Посчитай, сколько звуков в слове».

Фонематических представлений

(по методике Л. Ф. Спировой)

Исходная ситуация.

Логопед предлагает ребенку:

а) подобрать слова на заданный звук.

б) определить место звука в слове.

Инструкция:

а) «Подумай, и назови слова, которые начинаются на звук /А/, /У/, /Б/, (на любой звук, который поставлен у ребенка)».

б) «В слове (собака, нос, носки)где стоит звук /С/ в начале, середине или в конце слова?».(слова на звуки /М/

Обработка результатов.

3балла: Все фонетические процессы в норме.

2 балла: Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп. Допускает ошибки при проведении звукового анализа.

1 балл: Не слышит звуки в слове, допускает многочисленные ошибки при проведении звукового анализа.


Упражнения для развития фонематического восприятия

(по методике Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

1. Отражённое воспроизведение рядов слогов и слов.

1) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.

Если ребёнок дефектно произнесёт звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.д.).

ДА-ТА-ДА, ТА-ДА-ТА

ГА-КА-ГА, КА-ГА-КА

БА-ПА-БА, ПА-БА-ПА

КА-ХА-КА, ХА-КА-ХА

СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА

СА-ША-СА, ША-СА-ША

ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША

ЧА-ТЯ-ЧА, ТЯ-ЧА-ТЯ

СЯ-ЩА-СЯ, ЩА-СЯ-ЩА

РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА

ВА-ФА-ВА, ФА-ВА-ФА

2) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.

КОТ-ГОД-КОТ

ТОМ-ДОМ-ТОМ

ПОЧКА-БОЧКА-ПОЧКА

ТАПКИ-ТЯПКИ-ТАПКИ

Критерии оценки:

5 баллов—все задания точно воспроизводятся;

4 балла—имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;

3 балла—задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары точно;

2 балла—большинство заданий выполняются только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно—слоговые (словесные) пары;

1 балл—задания не выполняются.

II блок

 2. Дифференциация звуков в произношении слов.

1) Инструкция: повтори пары слов.

КРЫША—КРЫСА

РОЖИ—РОЗЫ

ЧЁЛКА—ТЁЛКА

ЦАПЛЯ—САБЛЯ

КАСКА—КАЧКА

ЧЁЛКА—ЩЁЛКА

ГАЛЬКА—ГАЙКА

ГАЛКА—ГАЛЬКА

РАК—ЛАК

МАРКА—МАЙКА

МОРЯК—МАЯК

ПОЧКА—БОЧКА

ДОЧКА—ТОЧКА

КОСТИ—ГОСТИ

МЫШКА—МИШКА

КОСА—КОЗА

2) Инструкция: повтори за мной предложение.

СТАРШИЙ БРАТИШКА РАССКАЗЫВАЛ СТРАШНУЮ СКАЗКУ.

СТАРУШКА СУШИЛА ПУШИСТУЮ ШУБУ.

РЕКА ТЕЧЁТ, А ПЕЧКА ПЕЧЁТ.

ЮЛЯ УРОНИЛА ФАРФОРОВОЕ БЛЮДЦЕ.

ЧАЙКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЦАПЛИ.

У СОНИ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК.

ЖУТКО ЖУКУ ЖИТЬ НА СУКУ.

В ДОМИШКЕ ЖИЛИ МЫШКИ.

Критерии оценки:

5 баллов—все задания выполняются верно;

4 балла—встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в несколько замедленном темпе);

3 балла—задания выполняются в замедленном темпе, много ошибок;

2 балла—задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно;

1 балл—неадекватные ответы, отказ от выполнения.

3. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений.

1) Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно—не хлопай.

Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.

ШАНКИ-ФАНКИ-СЯНКИ-САНКИ-ТАНКИ

ПТЕНЕЦ-ПТЕНЕСЬ-ТИНЕТЬ-ПТИНЕЧ

ФТАРУФКА-ШТАРУШКА-СТАЛУСКА-СТАРУШКА-СТАЮСЬКА

СЛЯПА-ШЬЯПА-ФЛЯПА-ШЛЯПА-ХЛЯПА

2) Инструкция: повтори за мной предложения.

ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.

СТЕРЕГЛА ЦЫПЛЯТ ВАРВАРА, А ВОРОНА ВОРОВАЛА.

НЕ ВОДИЛИ ФАНЮ В БАНЮ, ИСКУПАЛИ В ВАННЕ ФАНЮ.

Критерии оценки:

5 баллов—все задания выполняются верно;

4 балла—часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;

3 балла—ошибки исправляются после повторного воспроизведения;

2 балла—часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

1 балл—задания не выполняются.

III блок

4. Звуковой анализ слов.

1) выделить первый и последний звуки в словах:

АИСТ—ОСЛИК—УГОЛ;

2) назвать все звуки в слове по порядку:

РЫБА—МУХИ—КОТИК—ЖАБЫ;

3) определить количество слогов в слове:

ДОМ—РУКА—МЕТРО—КЕНГУРУ;

4) определить 2-ой, 3-ий, 4-ый звук в словах:

2-ВРАЧ, 3-МЫШКА, 4-КРОТ, ЛОДКА;

5) добавить звук в словах:

ВОР—ДВОР, ВОЛ—ВОЛК, ЁЛКА—ТЁЛКА;

6) заменить звук в словах:

СОК-СУК-ЛУК, ЛИСА-ЛИПА-ЛУПА.

Критерии оценки:

5 баллов—правильно выполняются все задания;

4 балла—единичные ошибки, исправляются самостоятельно;

3 балла—правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки;

2 балла—правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется;

1 балл—задания не выполняются.

5. Звуковой синтез слов.

Слова для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки.

1) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 3с), и воспроизвести его слитно:

Р-О-Г; Р-О-С-А, Г-Р-О-Т, К-А-С-К-А;

2) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы даётся звуковой сигнал), и воспроизвести его слитно:

К-Л-А-Н, Б-У-С-Ы, К-У-С-Т-Ы;

3) прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно:

Н-С-Ы—СЫН, Р-Г-У-К—КРУГ, ШАД-ЛО-КА—ЛОШАДКА.

Критерии оценки:

5 баллов—правильно выполняются все задания;

4 балла—единичные ошибки, исправляются самостоятельно;

3 балла—правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда—название звука или слога);

2 балла—правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется;

1 балл—задания не выполняются.

    Сложив баллы за все перечисленные показатели, можно получить искомые величины, сравнить их с максимальной оценкой и между собой. Эта информация должна быть учтена при разработке стратегии коррекционного воздействия. При качественном анализе результатов выполнения речевой методики выявляются наиболее нарушенные стороны фонематического восприятия и анализируется соотношение речевых нарушений с отклонениями со стороны различных сторон познавательной деятельности.


Развивающие игры

(по методике Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной)

Стимульный материал:

Артикуляционная моторика

1. Растянуть губы в улыбке (зубов не видно) и удержать позу

2. Округлить губы, как при произнесении звука [О], удержать позу


3. Вытянуть губы трубочкой, как при произношении звука «У», удержать позу

«Внимательно послушай и угадай, кто так кричит. Покажи нужную картину»



«Узнавание неречевых звуков».

Цель: развивать способность узнавать и различать неречевые звуки, а также развивать слуховое внимания и слуховую память.

На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.

Затем проводим упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко — низко).

Предлагают детям задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько); воспроизведение неречевых звуков - хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. с разной силой, темпом, ритмом.

Далее проводятся игры:

«Барабан», «Колокольчик», «Звенит или гремит», «Узнай по звуку», «Тихо – громко», «Продавец – покупатель», «Солнце или дождик», «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом?», «Жмурки с погремушкой», «Узнай, где звучит».


Грамматический строй речи

(по методике Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной).

Этот раздел позволяет выявить следующие аспекты: уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи, уровень понимания грамматических единиц и конструкций, характер грамматических ошибок.

а) Предложные конструкции.

Исходная ситуация:

Составление предложений по картинкам с изображением предложно-падежных конструкций, где выявляется  употребление следующих предлогов: в, на,  на - над, за – из-за,  под – из-под, со,  между, около.

Стимульный материал:

Картинкам с изображением предложно-падежных конструкций

Инструкция: «Посмотри на картинку, и составь предложение о том, что здесь изображено».

б) Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

Исходная ситуация:

Ребенок отвечает на вопросы логопеда, по картинке согласовывая существи-тельные с прилагательными в роде и падеже.

Стимульный материал:

Мужской род – Синий шар.

Женский род – Желтая репка.

Средний род – Красное яблоко.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на мои вопросы:

 Р.п – Чего не стало?

Д.п. – К чему подошел (а)?

В.п. – Что купишь?

Т.п. – С чем пойдешь в гости к бабушке?

П.п. – О чем мечтаешь?

в) Согласование существительных с числительными.

Исходная ситуация:

Логопед предлагает ребенку посчитать предметы изображенные на картинке.

Стимульный материал:

Предметные картинки с изображением тетради, карандаша и яблока, а также цифр один, три, пять.

Инструкция:

«Посмотри внимательно на картинку и сосчитай предметы».

г) Образование множественного числа существительных в именительном падеже.

Исходная ситуация:

Ребенок отвечает на вопросы логопеда, по картинке образовывая множествен-ное число существительных в именительном падеже.

Стимульный материал:

Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе: огурец, воробей, платье, яйцо, утенок, ухо, окно.

Инструкция:

«Посмотри на картинку и назови про один предмет и про много».

д) Образование множественного числа существительных в родительном падеже.

Исходная ситуация:

Ребенок отвечает на вопросы логопеда, по картинке образовывая множест-венное число существительных в родительном падеже.

Стимульный материал:

Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе: огурец, воробей, платье, яйцо, утенок, ухо, окно.

Инструкция:

«Посмотри на картинку и ответь на вопрос «Много чего?»

Обработка результатов по обследованию грамматического строя речи:

3 балла: Развитие грамматического строя  речи соответствует возрасту.

2 балла: Много ошибок при употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании существительных Р.п. множественного числа. Смешивает падежные формы. Характерные ошибки в употреблении предлогов.

1 балл: Не различает грамматические формы.

Словообразовательные процессы

(по методике Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной).

Этот раздел позволяет выявить следующие аспекты: образование уменьшительно-ласкательных форм существительных,  прилагательных от существительных.

а) Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Исходная ситуации.

Логопед предлагает ребенку с опорой на предметную картинку сказать про маленький предмет ласково.

Стимульный материал:

Предметные картинки, где изображенный предмет дается в двух параметрах: стул, жук, лист, гриб, яблоко, кукла.

Инструкция:

«Я буду называть большой предмет, а ты называй маленький предмет ласково».

б) Образование названий детенышей животных и птиц.

Исходная ситуация:

Логопед предлагает ребенку с опорой на предметную картинку назвать детеныша животного.

Стимульный материал: Предметные картинки: волчица с волчонком, бельчиха с бельчонком, коза с козленком, медведица с медвежонком.

Инструкция:

«У кошки – котёнок, а как называется детеныш …?»

в) Образование относительных прилагательных.

Исходная ситуация:

Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и ответить, одним словом из чего сделаны изображенные на них предметы.

Стимульный материал:

Предметные картинки: матрешка (из дерева), портфель (из кожи), конверт (из бумаги), стакан (из стекла), свитер (из шерсти), кольцо (из золота).

Инструкция:

«Матрешка из дерева, значит она какая?»

г) Образование притяжательных прилагательных.

Исходная ситуация:

Логопед предлагает рассмотреть ребенку картинку и ответить на вопрос, правильно согласуя слова.

Стимульный материал:

Картинки с изображением вещей членов семьи.

Инструкция:

«Посмотри на картинку. Это дом бабушки, чей это дом? (Бабушкин)».

д) Образование приставочных глаголов.

 Исходная ситуация:

Наиболее продуктивным приемом обследования приставочных глаголов, является демонстрация действий.

Стимульный материал:

Игрушечная машина, игрушечный гараж.

Инструкция:

«Что сделала машина? (выехала, отъехала, уехала, подъехала, объехала, заехала)».

Обработка результатов по обследованию словообразовательных процессов:

3 балла: Развитие словообразовательных процессов соответствует возрасту.

2 балла: Допускает ошибки в образовании относительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов. Наблюдаются незначительные ошибки в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, в назывании детенышей.

1 балл: Нарушены все виды словообразования и словоизменения.

Связная речь

(по методикам Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.А. Каше).

Этот раздел позволяет выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания и установить соответствие возрастным нормам.

а) Составление рассказа по сюжетной картинке.

Исходная ситуация:

Логопед предлагает ребенку из трёх сюжетных картинок выбрать одну и составить по ней рассказ.

Стимульный материал:

Сюжетные картинки: «Семья дома», «Зимние забавы», «Семья на даче».

Инструкция:

«Выбери картинку,  которая тебе понравилась. Рассмотри внимательно картинку и составь рассказ».

б) Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Исходная ситуация:

Логопед предлагает ребенку серию из трёх сюжетных картинок, разложенных по порядку и предлагает составить рассказ.

Стимульный материал:

Серия из трёх сюжетных картинок (№ 1).

Инструкция:

«Рассмотри последовательно картинки и составь рассказ».

в) Пересказ.

Исходная ситуация:

Текст прочитывается дважды. Перед повторным чтением текста дается установка на пересказ.

«Рыбалка».

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Стимульный материал:

Текст «Рыбалка». Н.В. Нищева.

Инструкция:

«Послушай внимательно рассказ».

«А сейчас я прочитаю его еще раз. Слушай внимательно и приготовься мне рассказать о том, что ты услышал (а)».

г) Составление рассказа – описания.

Исходная ситуация:

Ребенку предлагаются предметные картинки, по которым он (она) составляют описательный рассказ.

Стимульный материал:

Предметные картинки: яблоко, кукла, машина.

Инструкция:

«Вот яблоко. Расскажи о нем. Какое оно?»

д) Рассказывание знакомой сказки.

Исходная ситуация:

Ребенку предлагаются вспомнить и рассказать любимую сказку.

Инструкция:

«Ты любишь сказки? Какая у тебя любимая сказка? О чём она?»

Обработка результатов по обследованию связной речи:

3 балла: Самостоятельно составляет рассказ о предмете или картинке, серии сюжетных картин. Рассказ носит творческий характер.

2 балла: Составляет не большой рассказ по сюжетной картинке или предмете. Речь логична, но не последовательна, носит схематичный характер. Предложения односложные.

1 балл: Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов и картинок.


Состояние фонематического анализа и синтеза

(по методике Л.Ф. Спировой).

Исходная ситуация.

Логопед предлагает ребенку на слух определить: выделение ударного гласного в начале слова.

Стимульный материал:

Слова на выделение начального ударного гласного из слов: Аня, осень, улей, иглы, астры, осы, утка, Ира.

Инструкция:

«Послушай внимательно. Какой ты слышишь звук в начале слова  «…».

Фонематических представлений.

(по методике Л.Ф. Спировой)

Исходная ситуация.

Логопед предлагает ребенку выбрать картинки на заданный звук.

Стимульный материал:

Предметные картинки на звук:

/А/ - автобус, апельсин.

/У/ - утка, удочка.

/И/ - иголка, индюк.

Инструкция:

а) «Подумай, и назови слова, которые начинаются на звук /А/, /У/, /И/, а помогут тебе в этом картинки.

Обработка результатов.

3 балла: Все фонетические процессы в норме.

2 балла: Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп. Допускает ошибки при проведении звукового анализа.

1 балл: Не слышит звуки в слове, допускает многочисленные ошибки при проведении звукового анализа.


Состояние компонентов речевой деятельности

Слоговой структуры слова.

(по методике А.К. Марковой).

Исходная ситуация.

Выявляем степень владения слоговой структурой слов.

Материалом исследования слоговой структуры слова служит отраженный повтор вслед за логопедом слов и предложений разной структурной сложности.

При грубом нарушении слоговой структуры необходимо предложить ряд слогов на переключение.

Инструкция:

 - «Повтори вслед за мной слова: самолёт, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка.

 - «Повтори за мной предложения:

Сестрёнка развешивает простыни.

В универсаме продают продукты.

Парашютисты готовятся к прыжку.

 - «Повтори за мной: та-мо-ку; ма-ба-та; ка-ко-ку;

      С разным ударением: па-папа; папа-папапа; папа-па.

Обработка результатов.

З балла – Все задания выполняет без ошибок.

2 балла – Задания выполняются с одной – двумя ошибками.

1 балл – Задания выполняются с тремя – пятью ошибками.

Лексического запаса.

(по методике С.Г. Шевченко).

Этот раздел позволяет провести качественный и количественный состав активного и пассивного словаря, уровень владения значениями лексических единиц, и характер лексических ошибок.

Предметный словарь.

а) существительные, обозначающие предмет и его части.

Стимульный материал: предметные картинки: Человек, чайник, машина, кошка.

Инструкция: «Назови, кто (что) это? Назови части тела (предмета).

б) Существительные со сходными лексическими значениями.

Стимульный материалпредметные картинки: чашка-кружка, платье-сарафан, одеяло-пододеяльник, носки-гольфы, перчатки-варежки, лампа-люстра.

Инструкция: «Назови, что это».

в) Обобщающие понятия.

Стимульный материалПредметные картинки: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».

Инструкция: «Перечисли всё, что ты видишь на картинке и скажи, как это можно назвать одним словом».

г) Название времён года.

Стимульный материалПейзажные картинки по временам года (могут путать).

Инструкция: «Скажи, какое время года изображено на картинке».

д) Название профессий.

Стимульный материал: Предметные картинки: Врач, воспитатель, повар, продавец, водитель, художник, летчик.

Инструкция: «Назови профессии людей изображенных на картинках».

е) Редко употребляемая лексика.

Стимульный материал: предметные картинки: Подоконник, форточка, рельсы, клумба, бинокль, фонтан, табуретка, памятник, глаз.

Инструкция: «Посмотри внимательно и назови, что это».

Словарь признаков.

а) Подбор признаков к предмету (По 1-2 признака).

Стимульный материал: Предметные картинки: Яблоко, конфета, кукла, лимон, шуба, волк, дом.

Инструкция: «Скажи о предметах на картинках, какие они?»

б) Подбор слов противоположных по значению (антонимы).

Стимульный материал:

Слова: Большой, толстый, тяжелый, горячий, чистый, новый, молодой.

Инструкция«Скажи наоборот».

Предикативный словарь.

а) Назвать характерное действие по предъявленному вопросу.

Инструкция:

«Как передвигаются птицы?

  Как передвигаются рыбы?

  Как передвигается змея?

  Как передвигается лягушка?

  Как передвигается человек?

  Кошка мяукает, а собака…?

  А как подает голос корова?

  А как подает голос петух?

Наречия.

а) Качественные наречия.

Стимульный материал: Предметные картинки: черепаха, конь, месяц, солнце, самолет.

Инструкция:

«Посмотри на картинку и скажи:

 - Как ползает черепаха?

 - Как скачет конь?

 - Как светит месяц?

 - Как летом светит солнце?

 - Как летит самолет?

б) Наречия времени.

Стимульный материал:

Картинки с изображением разного времени суток.

Инструкция: «Посмотри  на картинки и скажи:

 - В какое время ты завтракаешь?

 - Когда ты ложишься спать?

 - Когда ты обедаешь?

Обработка результатов по обследованию лексического запаса:

3 балла: Правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов обозначающих качество предметов, действия.

Используют в речи антонимы, наречия, употребляют синонимы.

2 балла: Недостаточное развитие активного словаря: называет предметы, действия, некоторые признаки. Не достаточно использует в речи антонимы, синонимы и наречия.

1 балл:  В речи использует искаженные общеупотребительные слова: называет некоторые предметы, признаки, действия. В речи нет антонимов, синонимов наречий. Пассивный словарь значительно превышает активный.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!