СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Столетняя война

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по теме "столетняя война". 

Просмотр содержимого документа
«Столетняя война»






РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

Тема: «Столетняя война»













Тема: Столетняя война

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель урока:



Линии 1-2. На основе фактов истории сформировать представление о Столетней войне между Англией и Франицей; Создать условия для формирования представлений о причинах, ходе и результатах Столетней войны.

Линии 2. Выделить причины, основные события и итоги Столетней войны;

Линии 4-5. На примере героини французского народа Жанне Д, Арк воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине, охарактеризовать роль Жанны д’Арк в освобождении Франции,

познакомить с понятиями партизанская война, народная освободительная война, с термином арбалет.


Оборудование: проектор, компьютер.


Ход урока:

  1. Орг момент

  2. Мотивационно-целевой этап Всему миру известно имя Жанны д, Арк. Эта девушка считается символом свободы и мужественности. Перелом в Столетней войне, наступивший с ее появлением во французском войске, современники считали чудом: французы приписывали победы вмешательству Бога, англичане –пособничеству дьявола. В чем состоял истинный смысл этого чуда, определим сегодня на уроке.

  3. Актуализация знаний

На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья. О каких странах идет речь?

(Англия и Франция).

Чем прославился король Франции Филипп IV?

Назовите реформы, которые провел Генрих II. Какова была их цель?

Если сравнивать деятельность Генеральных штатов во Франции и Парламента в Англии, какое из этих учреждений работало эффективнее?

Из прошлых уроков вам известно, что в XIII - XIV вв. в этих государствах шел процесс централизации власти. Что такое централизация? (процесс объединения страны вокруг сильной королевской власти)

  1. Изучение нового материала

Итак, мы с вами выяснили, что история Англии и Франции тесно связана между собой и в середине 14 века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.


Друг другу мстя за прошлый гнев

За все разбои,

Готовы Лилия и Лев,

Готовы к бою.

И грянул век потерь и бед

Война идущая сто лет.

Предположите, тему урока.

Как иначе можно назвать тему урока?

Главными участниками Столетней войны являлись Англия и Франция. Какие ассоциации у вас возникают при слове война?

Если война – это трагическая страница в истории любого государства, стоит ли нам вообще об этом говорить, изучать историю войн?

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.


Создание проблемной ситуации

давайте вспомним, что такое причина и повод.

Повод - случай, обстоятельство, которое дает непосредственный толчок началу события.

Причина - основание, предлог для каких-нибудь действий

  • Обратимся к историческим источникам

Из книги Жана Жуэнвиля, маршала Шампани. «О святых речах и добрых делах Людовика Святого» о событиях 1248-1254 годов

« ... Мир, который он (король Франции) заключил с королем Англии, заключил он против желания своего Совета, который заявлял ему: "Сир, нам кажется, что вы теряете землю, которую даете королю Англии, ибо он не имеет на нее прав: ведь его отец потерял ее по су­ду". (В 1202 году Иоанн Безземельный как вассал французского ко­роля судом французских пэров был лишен своих французских вла­дений.) На это король ответил, что ... есть основательная причина дать ему землю. Ведь мы женаты на сестрах, и наши дети - двою­родные братья; поэтому подобает быть миру между нами. Для меня же в мире с королем Англии - великая честь, ибо он становится моим человеком, кем бы он ни был раньше ... »

  • Судя по фактам, изложенным в этом отрывке, какие были отноше­ния между королями Англии и Франции в середине XIII века?

  • Посчитай по хронологической таблице, сколько лет продолжалась война между Англией и Францией, начавшаяся в 1ЗЗ7 году. Знаешь ли ты какие-нибудь войны между двумя государствами, которые длились бы столько времени? (с 1337 по 1453)

  • Сравни с предыдущим выводом. Какой возникает вопрос?

Формулирование проблемного вопроса: Почему мир между Англией и Францией сменился продолжитель­ной Столетней войной?





Гипотезы: Какие у вас будут версии?

Актуализация знаний:


Актуализация знаний

Установите соответствия между понятием и его определением:


  • Феодальная раздробленность

  • Государственная раздробленность

  • Феодальная лестница

  • Монархия

  • Сословие

  • Государство, во главе которого стоит один человек

  • Иерархия, порядок подчинения светских феодалов

  • Этап развития государства, при котором несмотря на разделение на самостоятельные владения, сохраняются общие язык, культура, религия, титул правителя, название государства

  • Этап развития государства, разделения на самостоятельные феодальные владения, обладающие всеми признаками самостоятельного государства

  • Группа людей с правами и обязанностями, закрепленными в законе и передающимися по наследству


Открытие нового знания


  1. Причины Столетней войны – работа с текстом п.1 § 24 и картами


Чем недоволен английский король Эдуард I?

(Он недоволен потерей Англией земель на территории Франции. В данном случае речь идет о Гасконии.)

Из-за какого района Франции идет спор между двумя государствами? (Из-за Фландрии.)

Почему Англия интересовалась Фландрией?

(Из Англии во Фландрию поступает шерсть, овечьи шкуры, там развивалось производство сукна. Французы продавали жителям Фландрии хлеб.)

Из-за чего началась война между Англией и Францией?

(Англия не хотела терять свои земли во Франции; французские короли хотели объединить страну, а этому мешали английские владения на их территории; интересы двух государств столкнулись во Фландрии.)


Итак, мы пришли к выводу, что…

Причины войны.

1) Англия не хотела терять свои земли во Франции.

2) Французские короли хотели объединить страну, но мешали английские владения во Франции.

3) Интересы двух государств столкнулись во Фландрии.

4) Претензии английского короля на французский престол.

Повод к войне:

Претензии короля Англии на корону Франции.


  • Зная причины Столетней войны, какой вы можете сделать вывод по основному вопросу урока: Почему Англия и Франция вели длительную Столетнюю войну?

Вывод: Между странами и правящими династиями накопились неразрешимые противоречия, конфликты. Завоевание Аквитании давало возможность французскому королю завершить объединение Франции.

  1. Этапы Столетней войны. Работа с группами .



  • I этап- 1337-1360 –«Победы англичан и восстания во Франции»- работа с текстом учебника

Ознакомьтесь с событиями первого этапа войны:

  • занесите в тетрадь годы важнейших событий;

  • запишите причины, способствовавшие победам англичан на этом этапе;

Запись в тетрадях:

  • 1346 – поражение французов при Кресси

  • 1347-1450- «черная смерть» - эпидемия чумы в Европе

  • 1358- Жакерия –восстание французских крестьян

  • Зная события первого этапа войны Столетней войны, какой вы можете сделать вывод по основному вопросу урока: Почему Англия и Франция вели длительную Столетнюю войну?

Вывод: английский король захватил половину Франции, но не смог получить ее корону. Обе стороны были недовольны итогами и готовились к новой схватке

  • II этап- 1380-1420 – « Успехи французов и восстания в Англии»- работа с текстом учебника стр102

Ознакомьтесь с событиями второго этапа войны:

  • занесите в тетрадь годы важнейших событий;

  • заполните таблицу

Обстоятельства, способствовавшие военным успехам Франции

Обстоятельства, препятствовавшие военным успехам Франции

  1. Реформы в армии (назначение командиров не по родовым заслугам, новое огнестрельное оружие)

  2. Конфликты внутри Англии: недовольство населения поборами католической церкви, рост налогов в Англии, восстание Уота Тайлера (1381)

  1. Междоусобные войны крупных феодалов

  2. Болезнь короля



  • Ознакомившись с очередным этапом Столетней войны, какой вы можете сделать вывод по основному вопросу урока: Почему Англия и Франция вели длительную Столетнюю войну?

Вывод: Военные успехи сопутствовали то одной, то другой стороне. В войну постепенно втягивалось все население, оно осложнялось внутренними конфликтами феодалов и зависимых крестьян

  1. Жанна Д, Арк- спасительница Франции- работа с текстом учебника стр96-97

Запись в тетрадях:

  • 1429 - Снятие осады Орлеана

  • 1453- договор об окончании войны



Почему французам удалось переломить ход войны в свою пользу? /подъем патриотизма против завоевателей; объединение народа вокруг Жанны Д,Арк - ее популярность воодушевляла на подвиги; Французам удалось захватить древнюю столицу и короновать нового короля –Карла

Какой вы можете сделать вывод по основному вопросу урока: Почему Англия и Франция вели длительную Столетнюю войну?

Вот теперь можно сказать и о характере Столетней войны: если вначале это была обычная династическая война между королями Англии и Франции, затем она приобрела захватнический характер со стороны Англии и справедливый, освободительный характер со стороны Франции.


Страна, как поле брани,
Вся трупами разит.
И наглый англичанин
Нам гибелью грозит.

На горло наступая,
Несёт позор и плен.
И Франция родная

Не может встать с колен.


Вывод: Война для Франции стала народной, освободительной. Военным успехам англичан было противопоставлено объединение французского народа.

Сравним.

Применение нового знания: установить соответствие

1337

Первые битвы

1347-1350

Черная смерть

1358

Жакерия

1381

Восстание Уота Тайлера

1420

Договор и подчинение Франции Англии

1429

Жанна Д,Арк снимает осаду Орлеана

1453

Договор об окончании войны




раздаются карточки с заданием.


Игра «Да- нетка»

  1. Поводом к Столетней войне стало стремление Франции отвоевать у Англии Аквитанию. Да

  2. Французская армия была лучше готова к ведению войны. Нет

  3. Когда французское войско утратило веру в победу, народ Франции сохранил мужество и волю к борьбе. Да

  4. Орлеан – это город, у стен которого решалась судьба Франции. Да

  5. Столетняя война закончилась в 1455 году. Нет

  6. Подумайте, сначала про себя, затем и можно вслух:

«А смог бы я спасти страну? Или остался глух,

К страданьям, слезам, бедам, горю?

Иль, все-таки помог бы своему народу?

Учитель: Мне очень приятно, что среди вас растут патриоты, ребята, которые любят свою Родину и готовы ей помочь!



  1. Информация о домашнем задании: §24 - 27 Выборочно выполнить дома творческую работу: придумать рассказ об одном из сражений от лица участника, нарисовать одно из сражений, сочинить стихи.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!