СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страницы истории родного края

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших подростков.  Она направлена на получение воспитательных результатов  в определённом проблемном поле и использует при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Страницы истории родного края»


Принято

Утверждено

На заседании педагогического совета

МОУ Гимназия г. Малоярославца

Приказом по МОУ Гимназия г.Малоярославца

Протокол № от г.





















Программа курса внеурочной деятельности


 «Страницы истории родного края»

5 класс
















г. Малоярославец

2017 год

I. Нормативно- правовое обеспечение программы

Рабочая программа по краеведческой деятельности для 5 класса составлена с учётом нормативных документов:

  • «Закон об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

  • «Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования. (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования»;

      • Конституция Российской Федерации.

      • Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

      • Федеральные государственные стандарты основного, среднего общего образования.

      • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

      • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей протокол № 2(12)-п.4 от 21.04.2003).

      • Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г.№ 1760-р.


В качестве методических пособий при составлении программы были использованы пособия:

1. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011

2. П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011

II. Пояснительная записка

Предлагаемая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших подростков. Она направлена на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использует при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

Основными объектами изучения краеведения являются природное, социально-экономическое и культурное развитие своего края. Краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.

Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Данная программа по краеведению даст возможность учащимся определить свою роль в жизни семьи, общества, наконец, своего края, в жизни государства и всего человечества. Они осознают готовность продолжать добродетели предков, и исправлять их ошибки. Именно на этих занятиях реализуется возможность обучения нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, об экологическом, полноценном воспитании окружающего мира, которым дети будут руководствоваться в жизни.

Цель исторического краеведения - краеведческого образования является формирование национального самосознания (национальной и культурной идентичности) и ответственного гражданского поведения на основе изучения исторического наследия и современной жизни родного края

Задачи программы :

  • накопление краеведческого материала и использование его, как дополнительного материала к урокам истории;

  • развитие навыков общественной работы (в краеведении все выполняется коллективно: появляются общие интересы, укрепляющиеся со знанием полезности своего дела и реальными результатами проделанной работы);

  • развитие эстетического воспитания учащихся;

воспитание патриотических чувств, любовь к своей малой родине

  • формирование знаний об истории, культуре, природных особенностях своего региона в общенациональном, общегосударственном контексте;

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России пробуждение деятельной любви к родному краю;

  • укрепление семейных связей; а также дружеских, соседских и иных привязанностей, основанных на общности жизни и чувстве причастности к судьбе малой родины, для сохранения традиционных форм человеческого взаимодействия, солидарности и взаимопомощи;

  • развитие исследовательских и творческих способностей, накопление эмоциональных впечатлений и разнообразного опыта созидательной деятельности в процессе изучения истории и культуры Костромского края.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • Доступность – учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • Демократия - предполагает сотрудничество учителя и учащихся;

  • Научность - предполагает отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • Системность и последовательность - единство целей и задач, содержание форм и методов, управляемость, планомерность.

  • Коллективность– разумное сочетание групповых и индивидуальных, обязательных и добровольных форм и видов деятельности;

  • Конкретность- знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

  • Создание благоприятных условий для эффективной работы программы.


Основные критерии - отбор материала при составлении рабочей программы имеет образовательную значимость исторического краеведения в реализации регионального компонента по предмету история.

Методы работы:

На уроках исторического краеведения выделяются три уровня краеведческой, познавательной работы учащихся.

I уровень – получение учащимися «готовых знаний» объяснение учителя

II уровень – самостоятельное приобретение знаний.

  • Источниками таких знаний служат:

  • Учебные пособия;

  • Научная - популярная литература;

  • Публикации в местных и центральных СМИ;

  • Интернет ресурсы;

  • Материалы школьного музея;

  • Материалы государственных музеев и архивов.

III уровень – изучение учащимися истории родного края в ходе углубленного поиска, когда сами дети выступают в роли исследователей.

В основе программы заложен принцип концентризма, когда учащиеся занимаются, изучением исторического краеведения, продвигаются по своеобразным кругам знаний;

  • Археология и краеведение;

  • Этнография в краеведение;

  • Топонимика в краеведение;

  • Документальные материалы и краеведение;

  • Работа в школьном музее.

III. Место предмета в учебном плане. Режим занятий.

Курс «Краеведение» рассчитан на 35 часов в год (1 час в неделю). Учебные занятия продолжаются по 40 минут. Экскурсии продолжительностью не более 60 минут. Следует отметить, что занятия проводятся с учётом здоровьесберегающих технологий. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческие музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы.

VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты


Личностными результатами освоения программы являются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы разными методами;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, и т. д.);

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы.


Метапредметными результатами являются:

владение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме в виде таблиц, графиков, рисунков и т. д.;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

в познавательной сфере: система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; в трудовой сфере: владение навыками посадки деревьев, подготовка костра и т. д. ;

в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

Коммуникативные универсальные действия: способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.


Данные результаты достигаются путем проведения проблемного обучения, интегрированных уроков, групповой работы, исследовательской работы, проектной деятельности.

V. Содержание курса.


Введение

Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.

Раздел 1 «С чего начинается Родина»

Физико-географическое положение. Топонимика района. Древнейшая история Ярославца. Легенды и сказания Малоярославецкого края.

Раздел 2 «Из истории формирования и развития Малоярославецкого уезда (конец XV- начало XX в.)»

Уезд близ устья Ярославки. Город Ярославец Малой в XVII в. Пректный план города 1779 г. Сражение за Малоярославец 12/24 октября 1812 года.

Раздел 3 «Расцвет в середине XIX в.»

Изучение статистических данных, касающихся развития различных промыслов, а также возникновения целого ряда промышленных заведений.

Раздел 4« Мы - малоярославчане!»

Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, составление генеалогического древа (создание презентации, выставки работ и др.); семейные реликвии, создание малого семейного архива; знаменитые предки; семейные праздники и традиции; семейные династии края; обобщающее занятие (создание истории своей семьи).

Раздел 5 «Основные исторические события XX века»

Великая Отечественная война; основные события, произошедшие в годы войны на территории Малоярославецкого края; дети войны (война глазами детей; судьбы детей в послевоенные годы; встречи с людьми, чье детство прошло в годы войны); земляки - Герои советского союза - участники войны, обобщающий урок «Моя семья в годы войны». Посещение памятника павшим.

Раздел 6«Историческое наследие нашего города»

Обычаи и праздники в нашем городе. Памятники и архитектурные ценности города. История Малоярославца в датах.

Раздел 7 Школьный музей.

История музея. Использование материалов на уроках. и во внеклассной работе. Роль экскурсоводов и проведение экскурсий на основе историко-краеведческого материала. Систематизация собранного материала.

Раздел 8 «Что мы узнали о нашем крае»

Беседа по вопросам, касающимся истории и современной жизни города. Проверка знаний по всему курсу. Игра, викторина, зачет.




Учебно-тематический план



п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Введение

Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.

1

Раздел 1

«С чего начинается Родина»



Физико-географическое положение. Топонимика района.

1


Древнейшая история Ярославца.

2


Легенды и сказания Малоярославецкого края.

1

Раздел 2

«Из истории формирования и развития Малоярославецкого уезда (конец XV- начало XIX в.)»



Уезд близ устья Ярославки.

1


Город Ярославец Малой в XVII в. Пректный план города 1779 г.

1


Сражение за Малоярославец 12/24 октября 1812 года.

2

Раздел 3

«Расцвет в середине XIX в.»



Изучение статистических данных, касающихся развития различных промыслов, а также возникновения целого ряда промышленных заведений.

2

Раздел 4

« Мы - малоярославчане!»



Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, составление генеалогического древа.

1


Семейные реликвии, создание малого семейного архива; знаменитые предки; семейные праздники и традиции; семейные династии края.

2


Обобщающее занятие (создание истории своей семьи)

1

Раздел 5

«Основные исторические события XX века»



Великая Отечественная война; основные события, произошедшие в годы войны на территории Малоярославецкого края

2


Дети войны

1


Обобщающий урок «Моя семья в годы войны»

1


Посещение памятника павшим, музеев.

2

Раздел 6

«Историческое наследие нашего города»



Обычаи и праздники в нашем городе.

1


Памятники и архитектурные ценности города. История Малоярославца в датах.

2

Раздел 7

Школьный музей.



История музея.

1


. Роль экскурсоводов и проведение экскурсий на основе историко-краеведческого материала.

2


Систематизация собранного материала

1

Раздел 8

«Что мы узнали о нашем крае»




Беседа по вопросам, касающимся истории и современной жизни города. Проверка знаний по всему курсу. Игра, викторина.


2


Зачет.

1


Резервные часы

3







Список литературы

Беспалов В. Дмитриев А. Малоярославец.-Калужское книжное изд-во, 1962.

Земля моя – судьба моя: к 75-летию образования Малоярославецкого района. 1929-2004 гг.- Калуга: Золотая аллея, 2004.-240с., ил.

Котлякова Н.В. Малоярославец. Очерки по истории города., 1992.

Малоярославец. История и современность. – Калуга: Изд-во Фридгельм, 2002. – 248 с. – 1000 экз.

Физическая география и природа Калужской области.- Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой, 2003.- 272 с.: ил.

Щебикова Е.А. В память славных наших предков. Малоярославец, 2012.

Щебикова Е. А. Страницы родной истории.- Малоярославец, 2001.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!