Принято | Утверждено |
На заседании педагогического совета МОУ Гимназия г. Малоярославца | Приказом по МОУ Гимназия г.Малоярославца |
Протокол № от г. | |
Программа курса внеурочной деятельности
«Страницы истории родного края»
5 класс
г. Малоярославец
2017 год
I. Нормативно- правовое обеспечение программы
Рабочая программа по краеведческой деятельности для 5 класса составлена с учётом нормативных документов:
«Закон об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
«Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования. (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования»;
Конституция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральные государственные стандарты основного, среднего общего образования.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей протокол № 2(12)-п.4 от 21.04.2003).
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г.№ 1760-р.
В качестве методических пособий при составлении программы были использованы пособия:
1. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011
2. П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011
II. Пояснительная записка
Предлагаемая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших подростков. Она направлена на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использует при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
Основными объектами изучения краеведения являются природное, социально-экономическое и культурное развитие своего края. Краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.
Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Данная программа по краеведению даст возможность учащимся определить свою роль в жизни семьи, общества, наконец, своего края, в жизни государства и всего человечества. Они осознают готовность продолжать добродетели предков, и исправлять их ошибки. Именно на этих занятиях реализуется возможность обучения нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, об экологическом, полноценном воспитании окружающего мира, которым дети будут руководствоваться в жизни.
Цель исторического краеведения - краеведческого образования является формирование национального самосознания (национальной и культурной идентичности) и ответственного гражданского поведения на основе изучения исторического наследия и современной жизни родного края
Задачи программы :
накопление краеведческого материала и использование его, как дополнительного материала к урокам истории;
развитие навыков общественной работы (в краеведении все выполняется коллективно: появляются общие интересы, укрепляющиеся со знанием полезности своего дела и реальными результатами проделанной работы);
развитие эстетического воспитания учащихся;
воспитание патриотических чувств, любовь к своей малой родине
формирование знаний об истории, культуре, природных особенностях своего региона в общенациональном, общегосударственном контексте;
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России пробуждение деятельной любви к родному краю;
укрепление семейных связей; а также дружеских, соседских и иных привязанностей, основанных на общности жизни и чувстве причастности к судьбе малой родины, для сохранения традиционных форм человеческого взаимодействия, солидарности и взаимопомощи;
развитие исследовательских и творческих способностей, накопление эмоциональных впечатлений и разнообразного опыта созидательной деятельности в процессе изучения истории и культуры Костромского края.
Основные принципы, положенные в основу программы:
Доступность – учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
Демократия - предполагает сотрудничество учителя и учащихся;
Научность - предполагает отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
Системность и последовательность - единство целей и задач, содержание форм и методов, управляемость, планомерность.
Коллективность– разумное сочетание групповых и индивидуальных, обязательных и добровольных форм и видов деятельности;
Конкретность- знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Создание благоприятных условий для эффективной работы программы.
Основные критерии - отбор материала при составлении рабочей программы имеет образовательную значимость исторического краеведения в реализации регионального компонента по предмету история.
Методы работы:
На уроках исторического краеведения выделяются три уровня краеведческой, познавательной работы учащихся.
I уровень – получение учащимися «готовых знаний» объяснение учителя …
II уровень – самостоятельное приобретение знаний.
Источниками таких знаний служат:
Учебные пособия;
Научная - популярная литература;
Публикации в местных и центральных СМИ;
Интернет ресурсы;
Материалы школьного музея;
Материалы государственных музеев и архивов.
III уровень – изучение учащимися истории родного края в ходе углубленного поиска, когда сами дети выступают в роли исследователей.
В основе программы заложен принцип концентризма, когда учащиеся занимаются, изучением исторического краеведения, продвигаются по своеобразным кругам знаний;
Археология и краеведение;
Этнография в краеведение;
Топонимика в краеведение;
Документальные материалы и краеведение;
Работа в школьном музее.
III. Место предмета в учебном плане. Режим занятий.
Курс «Краеведение» рассчитан на 35 часов в год (1 час в неделю). Учебные занятия продолжаются по 40 минут. Экскурсии продолжительностью не более 60 минут. Следует отметить, что занятия проводятся с учётом здоровьесберегающих технологий. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческие музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы.
VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами освоения программы являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы разными методами;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, и т. д.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
владение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме в виде таблиц, графиков, рисунков и т. д.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере: система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; в трудовой сфере: владение навыками посадки деревьев, подготовка костра и т. д. ;
в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
Коммуникативные универсальные действия: способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Данные результаты достигаются путем проведения проблемного обучения, интегрированных уроков, групповой работы, исследовательской работы, проектной деятельности.
V. Содержание курса.
Введение
Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.
Раздел 1 «С чего начинается Родина»
Физико-географическое положение. Топонимика района. Древнейшая история Ярославца. Легенды и сказания Малоярославецкого края.
Раздел 2 «Из истории формирования и развития Малоярославецкого уезда (конец XV- начало XX в.)»
Уезд близ устья Ярославки. Город Ярославец Малой в XVII в. Пректный план города 1779 г. Сражение за Малоярославец 12/24 октября 1812 года.
Раздел 3 «Расцвет в середине XIX в.»
Изучение статистических данных, касающихся развития различных промыслов, а также возникновения целого ряда промышленных заведений.
Раздел 4« Мы - малоярославчане!»
Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, составление генеалогического древа (создание презентации, выставки работ и др.); семейные реликвии, создание малого семейного архива; знаменитые предки; семейные праздники и традиции; семейные династии края; обобщающее занятие (создание истории своей семьи).
Раздел 5 «Основные исторические события XX века»
Великая Отечественная война; основные события, произошедшие в годы войны на территории Малоярославецкого края; дети войны (война глазами детей; судьбы детей в послевоенные годы; встречи с людьми, чье детство прошло в годы войны); земляки - Герои советского союза - участники войны, обобщающий урок «Моя семья в годы войны». Посещение памятника павшим.
Раздел 6«Историческое наследие нашего города»
Обычаи и праздники в нашем городе. Памятники и архитектурные ценности города. История Малоярославца в датах.
Раздел 7 Школьный музей.
История музея. Использование материалов на уроках. и во внеклассной работе. Роль экскурсоводов и проведение экскурсий на основе историко-краеведческого материала. Систематизация собранного материала.
Раздел 8 «Что мы узнали о нашем крае»
Беседа по вопросам, касающимся истории и современной жизни города. Проверка знаний по всему курсу. Игра, викторина, зачет.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Введение | Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. | 1 |
Раздел 1 | «С чего начинается Родина» | |
| Физико-географическое положение. Топонимика района. | 1 |
| Древнейшая история Ярославца. | 2 |
| Легенды и сказания Малоярославецкого края. | 1 |
Раздел 2 | «Из истории формирования и развития Малоярославецкого уезда (конец XV- начало XIX в.)» | |
| Уезд близ устья Ярославки. | 1 |
| Город Ярославец Малой в XVII в. Пректный план города 1779 г. | 1 |
| Сражение за Малоярославец 12/24 октября 1812 года. | 2 |
Раздел 3 | «Расцвет в середине XIX в.» | |
| Изучение статистических данных, касающихся развития различных промыслов, а также возникновения целого ряда промышленных заведений. | 2 |
Раздел 4 | « Мы - малоярославчане!» | |
| Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, составление генеалогического древа. | 1 |
| Семейные реликвии, создание малого семейного архива; знаменитые предки; семейные праздники и традиции; семейные династии края. | 2 |
| Обобщающее занятие (создание истории своей семьи) | 1 |
Раздел 5 | «Основные исторические события XX века» | |
| Великая Отечественная война; основные события, произошедшие в годы войны на территории Малоярославецкого края | 2 |
| Дети войны | 1 |
| Обобщающий урок «Моя семья в годы войны» | 1 |
| Посещение памятника павшим, музеев. | 2 |
Раздел 6 | «Историческое наследие нашего города» | |
| Обычаи и праздники в нашем городе. | 1 |
| Памятники и архитектурные ценности города. История Малоярославца в датах. | 2 |
Раздел 7 | Школьный музей. | |
| История музея. | 1 |
| . Роль экскурсоводов и проведение экскурсий на основе историко-краеведческого материала. | 2 |
| Систематизация собранного материала | 1 |
Раздел 8 | «Что мы узнали о нашем крае» | |
| Беседа по вопросам, касающимся истории и современной жизни города. Проверка знаний по всему курсу. Игра, викторина. | 2 |
| Зачет. | 1 |
| Резервные часы | 3 |
Список литературы
Беспалов В. Дмитриев А. Малоярославец.-Калужское книжное изд-во, 1962.
Земля моя – судьба моя: к 75-летию образования Малоярославецкого района. 1929-2004 гг.- Калуга: Золотая аллея, 2004.-240с., ил.
Котлякова Н.В. Малоярославец. Очерки по истории города., 1992.
Малоярославец. История и современность. – Калуга: Изд-во Фридгельм, 2002. – 248 с. – 1000 экз.
Физическая география и природа Калужской области.- Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой, 2003.- 272 с.: ил.
Щебикова Е.А. В память славных наших предков. Малоярославец, 2012.
Щебикова Е. А. Страницы родной истории.- Малоярославец, 2001.