СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение и функции зрительного анализатора.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока

Образовательные:

  • Изучить зрительный анализатор на примере его рецепторной части, проводящих путей и зрительной зоны коры больших полушарий;
  • Изучить внешние органы, относящиеся к зрительному анализатору;
  • Подвести учащихся к пониманию причин нарушения зрения.

Развивающие:

  • Продолжить обучение работать со схемами на основе текста учебника
  • Формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его
  • Совершенствовать навыки самостоятельной и практической работы учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Строение и функции зрительного анализатора.»

Урок биологии в 8 классе

Учитель Никитина Елена Васильевна, МБОУ СОШ №24

Тема урока. Строение и функции зрительного анализатора.

Цели и задачи урока

Образовательные:

  • Изучить зрительный анализатор на примере его рецепторной части, проводящих путей и зрительной зоны коры больших полушарий;

  • Изучить внешние органы, относящиеся к зрительному анализатору;

  • Подвести учащихся к пониманию причин нарушения зрения.

Развивающие:

  • Продолжить обучение работать со схемами на основе текста учебника

  • Формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его

  • Совершенствовать навыки самостоятельной и практической работы учащихся.


Воспитательные:

  • Формировать интерес к биологической науке, к изучению своего организма;

  • Продолжить формирование коммуникативной компетенции;

  • Воспитание умения сочувствовать людям, лишенным зрения.

Основные понятия:

  • Брови, веки, ресницы;

  • Глазное яблоко;

  • Склера;

  • Роговица;

  • Радужка;

  • Зрачок;

  • Хрусталик;

  • Стекловидное тело;

  • Сетчатка, палочки, колбочки;

  • Желтое пятно, «слепое пятно»;

  • Зрительный нерв;

  • Дальнозоркость и близорукость.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Изучение нового материала

    • Известно, что иногда про человека говорят, что он «видит затылком». Объясните, почему? ( Анализатор состоит из фоторецепторов, зрительного нерва и участка зрительной зоны затылочной доли, то есть расшифровка зрительного сигнала происходит в затылочной части головы).

1.Каково значение зрения для человека? (работа с учебником)

2.Строение органа зрения.

А) Органы, защищающие глазное яблоко)

Проблемный вопрос:

    • К органам, защищающим зрение, относят брови, веки, ресницы и слезная железа. Как вы думаете, правильно ли поступают девочки, которые выщипывают брови, сильно красят ресницы? (работа с учебником, выясняют, что это защитные органы. При выщипывании бровей уменьшается их способность отводить в стороны стекающий со лба пот. Склеенные тушью ресницы хуже защищают глаза от пыли.)

    • Как интенсивно будет работать тогда слезная железа? (предполагают, что слезная железа будет работать интенсивно и у таких девочек будут слезящиеся глаза, т.к. слезная железа будет брать на себя функцию ресниц).

    • А в каком случае будет много слезной жидкости выделяться? (предполагают, при попадании соринки, ветре)


Б) Соло учителя. Строение глазного яблока. (Рис. в учебнике, проектор на доске)

  • Положение в черепе

  • Оболочки глаза:

1.белочная (склера), роговица и передняя камера как оптическая система глаза;

2. сосудистая

а) наличие кровеносных сосудов, питающих глаз;

б) в передней части глаза образует радужную оболочку глаза, пигмент.

Проблемный вопрос: почему у альбиносов глаза красные? (у альбиносов отсутствует пигмент в радужной оболочке, поэтому цвет сосудистой оболочки).

в) Зрачок – отверстие в радужной оболочке. Функция: регуляция поступления света. Мышцы, отвечающие за работу зрачка. ( Какой тип мышечной ткани? Какой отдел нервной системы регулирует работу мышц?)

г) Хрусталик как оптическая система глаза. Кривизна, фокусировка изображения на сетчатке глаза.

Опыт: предлагаем учащимся посмотреть в окно и полюбоваться деревьями, приэтом обратить внимание, что оконную раму они видят размыто. Переведем взгляд на оконную раму. Теперь мы ее видим четко, а деревья размыто. Это работа хрусталика.

( ученики делают вывод, что с помощью хрусталика мы можем четко видеть как близко расположенные объекты, так и далекие).

3.Сетчатка.

а) фоторецепторы: колбочки – на свету, цвета и палочки – сумеречное время. Функция – преобразование светового сигнала в нервный импульс.

б) расположение колбочек и палочек по сетчатке:

-скопление колбочек на сетчатке в центре – желтое пятно. Наиболее четкое изображение в дневное время.

-переферия сетчатки – палочки (чем дальше от желтого пятна, тем больше палочек)

Опыт: Предлагаем выйти одному ученику к доске и смотреть прямо перед собой не отводя взгляда в сторону. Учитель берет незаметно яркий небольшой предмет (ручка, стерка, карандаш…) и начинает очень медленно приближать его сзади на уровне глаз. При этом нужно попросить ученика сказать «стоп» как только он увидит предмет «боковым зрением». Обычно называют цвет предмета черным или серым. После показывают сам предмет.

Вопрос: Почему назвали такой цвет? ( Мы видим изображение с помощью палочек, а они не воспринимают цвета).

в) «Слепое пятно» - это место выхода зрительного нерва.

Опыт: по рисунку в учебнике «обнаружение слепого пятна».

Вопрос: Почему не видим изображение? ( Оно попадает на «слепое пятно», здесь нет рецепторов).

4. Стекловидное тело – оптическая система глаза.


3.Механизм восприятия изображения. (Работа в тетрадях.)

Вспоминаем строение анализатора, обобщаем, составляем схему: рецептор (восприятие) – зрительный нерв (проведение) – участок коры (анализ)


4.Заболевания и повреждения глаз.

А) Близорукость и дальнозоркость.

  • Врожденная близорукость – удлиненная форма глаза (изображение фокусируется перед сетчаткой) – двояковогнунутая форма линз очков

  • Врожденная дальнозоркость – укороченная форма глаза (изображение фокусируется как бы за пределами сетчатки) – двояковыпуклая форма линз

  • Приобретенная близорукость и дальнозоркость и ее причины. ( работа с учебником, беседа с учащимися: чтение близкорасположенного текста, длительное времяпроведение за компьютером, чтение или игра с планшетом или ноутбуком в движущемся транспорте, лежа, плохое освещение рабочего места, возраст)

  • Профилактика нарушений зрения. (Учащиеся самостоятельно предлагают способы сохранения здоровья глаз).

Б) Коньюктивит.

Беседа с классом:

- кто знает, что это за заболевание? (глаза воспаляются, краснеют, гноятся)

- какова его причины? (занесение инфекции грязными руками, носовым платком, купание в загрязненных водоемах…)

- предложите соответственно меры профилактики.

- аллергический коньюктивит.

В) повреждения глаз (работа с текстом учебника)

Г) проблемный вопрос: С чем может быть связана потеря зрения?

Обычно учащиеся называют травмирование глазного яблока. Необходимо напомнить из чего состоит зрительный анализатор, о взаимосвязанной работе всех составных. После этого называют все причины, приводящие к потере зрения:

- повреждение рецепторной части глаза;

- повреждение зрительного нерва:

- повреждение затылочной доли коры головного мозга.

Д) Чего лишены люди, потерявшие зрение или имеющие врожденную слепоту? (трудно ориентироваться в пространстве, не видят красоты окружающего мира, ограничен выбор профессии…) Вывод: необходимо сочувственно относится к таким людям, при необходимости помочь перейти дорогу, уступить место в общественном транспорте, дать необходимую информацию и т.д.


5. Закрепление изученного материала:

Учащиеся получают карточки, в которых работают индивидуально, а затем проверяют правильность выполнения с помощью слайдов.



1)Установите последовательность прохождения луча света в глазном яблоке.

А) зрачок

Б) стекловидное тело

В) сетчатка

Г) хрусталик

Д) роговица



2)Оптическая система глаза образована

1) веками

2) стекловидным телом

3) радужной оболочкой

4) роговицей

5) сетчаткой

6) хрусталиком


3)Установите соответствие между нарушением зрения и заболеванием, для

которого оно характерно. Для этого к каждому элементу первого столбца

подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры

выбранных ответов.

НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЕ

А) глазное яблоко удлинённой формы 1) близорукость

Б) чёткое изображение фокусируется перед 2)дальнозоркость

сетчаткой

В) ресничные мышцы ослаблены и не

способны менять кривизну хрусталика

Г) удалённые предметы видятся

расплывчато

Д) близко расположенные предметы видятся

расплывчатыми


4)Установите соответствие между структурой глаза человека и её функцией.

СТРУКТУРА ГЛАЗА ФУНКЦИЯ

А) чувствительные клетки 1) оптическая

Б) хрусталик 2) рецепторная

В) сетчатка

Г) зрачок

Д) жёлтое пятно

Е) стекловидное тело

2) рецепторная


6. Домашнее задание. Запись в дневник.

А)Параграф №52, 53

Б) выполнить практические работы по учебнику с. 199




Использованная литература:

Ярыгин В.Н. Пособие для поступающих в вузы – М.: Высшая школа, 1995 г

Заяц Р.Г. Биология для абитуриентов – Минск: ООО Юнипресс, 2002 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!