Структура и содержание компетентностей различных сфер человеческой деятельности
Профессиональная группа – группа одной профессиональной деятельности, со способностями адекватными данным сферам во взаимодействии с другими. Следует разграничить два важнейших понятия «компетентность» и «компетенция».
Компетенция – тот вид человеческих способностей, который обеспечивает успешность в данной деятельности.
Компетентность – субъектная (собственная) способность человека к данной деятельности (сформированная компетенция).
Общепрофессиональные компетентности формируются либо как внутренне психологические (воля, устойчивость, психика и т.д.), либо как коллективные – межличностного взаимодействия (доверия, работа в коллективе и т.д.), общественные (решение проблем, целеполагание, неординарность).
Каждой профессиональной группе соответствует деятельность – сумма обобщенных способов действий. В деятельности есть определенные компетенции и их спектр неограничен. Стоит отметить, что почти невозможно определить необходимые качества человека для компетентного выполнения той или иной конкретной задачи. Важно выделять развивать и измерять родовые качества, связанные с эффективной профессиональной деятельностью, а не только вычленять и бесконечно документировать специфические качества.
Существуют общие для всех профессиональных видов деятельности компетенции (общепрофессиональные компетенции):
умение ставить перед собой реальные цели профессиональной деятельности и их выполнение;
умение работы в коллективе;
способность диагностировать и решать проблемы;
проявление решительности в работе, стрессоустойчивость;
доверие к коллегам.
Представленный список компетенций является общим для всех профессий, для эффективной работы в ней. Однако, в конкретной профессиональной группе к этому списку прибавятся перечень дополнительных компетенций, применимых только в данной виде профессиональной деятельности. Рассмотрим виды компетенций различных профессиональных групп.
Перечислим виды компетенций, необходимые для эффективного преподавания:
умение оценивать личные качества своих учеников и заботиться об их развитии;
умение вести учащихся по пути меньшего сопротивления;
умение являться примером для своих учеников;
умение работать с учащимися вне школы, диагностировать и решать их проблемы вне школы;
умение сочетать отзывчивость на нужды, интересы и увлечения студентов – с директивностью, т. е. способностью придавать обучению смысл и целенаправленность;
умение оценить способности учащихся и учитывать их в работе;
умение развивать способности ученика, с учетом его интересов и потребностей.
Основным условием компетентного преподавания является умение работать в психологических, социологических и политических сферах деятельности.
Выделенная система компетенция – система общепринятых общепедагогических (воспитательных), дидактических признаков. Данный спектр общепрофессиональных (учительских) компетенций не обладает свойством полноты.
Перечислим теперь виды компетенций, необходимые для эффективной деятельности практикующего врача:
умение работать с медицинским персоналом;
экономически образован;
направленность работы на развитие медицины;
академические достижения и вклад в работу общественных организаций, не имеющих отношения к медицине;
умение авторитарно работать с пациентами;
знания в области психологии, использование их в работе;
обсуждение с пациентами их болезни и методов лечения.
Данный перечень также является не полным, и отражает лишь те основные качества, которыми должен обладать практикующий врач для эффективного выполнения своей профессиональной деятельности.
Посмотрим какие виды компетенций, необходимы для эффективной деятельности бизнесмена и предпринимателя, а затем и творцов:
умение к четкому целеполаганию;
упорство в достижении поставленных целей;
желание расширить свои полномочия (власть);
заинтересованы в конструктивных отношениях;
желание «делать деньги» / желание улучшить условия для сотрудников;
умение быть толерантным к работникам;
предрасположенность к успешному выполнению задач.
В данной профессиональной группе работников можно разделить на две подгруппы: адаптеров и новаторов. И соответственно выделить компетенции для каждой из них.
Компетенция «адаптеров»:
Компетенции «новаторов» :
умение бросать вызов этим способам мышления;
умение быть преданным идее (собственной или сторонней);
умение заботится о повышении качества работы;
умение находится в постоянном поиске новых (улучшенных) способов решения проблем.
Виды компетентности, необходимые для эффективной деятельности творческих людей (архитекторов, художников, писателей):
Высокая степень самостоятельной работы (автономности, самодостаточности и саморегуляции);
умение отстаивать собственные позиции;
умение полностью абстрагироваться от критики;
умение на веру авторитетов;
умения держать все в себе;
уверенность в себе и проявление прямолинейности, острый ум, требовательность и агрессивность в переговорах;
абстрактный способ мышления;
четкое целеполагание и их выполнение;
умение получать удовлетворение от процесса деятельности (не результата);
(более творческие) изобретательность, решительность, независимость, индивидуальность, трудолюбие, энтузиазма;
(менее творческие) ответственность, искренность, надежность, зависимость, четкое мышление, терпимость и понимание.
В любой профессиональной группе можно выделить работников, деятельность которых направлена на увеличение эффективности работы, ведущих за собой остальных, то есть лидеров. И стоит отметить, что это не обязательно руководители и наставники, лидером может быть каждый. Виды компетенций, необходимые для эффективной деятельности лидеров профессиональных групп:
постоянный поиск улучшения работоспособности, положение дел;
умение достижения целей с заранее подготовленными решениями диагностированных проблем;
умение ценить качественно выполненную работу;
умение стремиться в работе к совершенству;
умение отсеивать скучные проблемы, даже при возможности потерять прибыль;
умение задания реалистичных и в то же время непростых целей, способность не бросаться в крайности;
умение в полной мере использовать собственный опыт на практике;
умение отбора именно тех задач, решение которых возможно выполнить собственными силами;
умение быть скромным.
Можно бесконечно перечислять виды компетенций, но в итоги все равно мы получим, что компетенции высокого уровня требуются на всех рабочих местах и во всех секторах общества. И обществу нужно как можно больше людей, которые:
находятся в поиске работы, в которой они будут приносить наибольшую пользу, показывать наивысший результат, а не ждать и потреблять блага общества;
стремятся выполнять работу как можно эффективней;
совершенствуют методы и приемы производства, решают новые задачи;
думают о развитии своей организации и общества в целом и о своем месте в них.
Самое главное современному обществу требуются компетентные работники, которые заметив проблему, могут самостоятельно искать пути ее решения, и чтобы подобные установки заняли подобающее место в общественном сознании.
Общество нуждается в них, но необходимо развивать компетентности учитывая внутреннюю систему ценностей человека, и система образования, должна это учитывать. Важные виды компетентности формируются только в совокупности с важными для самой личности целями, и главное для развития компетентности – ценностно-мотивационный аспект.
Перечислим те виды компетенций, в формировании которых нуждается общество:
виды компетентности, связанные с системой ценностей (инициатива, лидерство, склонность к анализу работы организаций и общества в целом и умение использовать свои выводы при выборе стратегии собственного поведения);
виды компетенций, связанные с способом функционирования общества и со своей собственной ролью в этой структуре (самовосприятие, способ анализа работы организаций, своей роли в них и роли других людей, адекватные представления об организационном климате, который способствует новым способам деятельности, ответственности и развитию и способность управлять своим поведением в соответствии со своими представлениями и найденными ориентирами);
виды компетенций, связанные с понимание смысла целого ряда терминов, описывающих отношения между людьми внутри организаций (лидерство, принятие решения, демократия, равенство, ответственность, подотчетность и делегирование ответственности).
От уровня их сформированности, зависит и уровень развития социума, именно поэтому компетентностный подход в обучении так важен. Только его грамотное истолкование и применение позволит обществу, нуждающемуся в подготовке его будущих членов, готовых эффективно действовать за пределами узких задач.