СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура и содержание компетентностей различных сфер человеческой деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная группа – группа одной профессиональной деятельности, со способностями адекватными данным сферам во взаимодействии с другими. Следует разграничить два важнейших понятия «компетентность» и «компетенция».

Компетенция – тот вид человеческих способностей, который обеспечивает успешность в данной деятельности.

Компетентность –  субъектная (собственная) способность человека к данной деятельности (сформированная компетенция).

Общепрофессиональные компетентности формируются либо как внутренне психологические (воля, устойчивость, психика и т.д.), либо как коллективные – межличностного взаимодействия (доверия, работа в коллективе и т.д.), общественные (решение проблем, целеполагание, неординарность).

Просмотр содержимого документа
«Структура и содержание компетентностей различных сфер человеческой деятельности»

Структура и содержание компетентностей различных сфер человеческой деятельности



Профессиональная группа – группа одной профессиональной деятельности, со способностями адекватными данным сферам во взаимодействии с другими. Следует разграничить два важнейших понятия «компетентность» и «компетенция».

Компетенция – тот вид человеческих способностей, который обеспечивает успешность в данной деятельности.

Компетентность – субъектная (собственная) способность человека к данной деятельности (сформированная компетенция).

Общепрофессиональные компетентности формируются либо как внутренне психологические (воля, устойчивость, психика и т.д.), либо как коллективные – межличностного взаимодействия (доверия, работа в коллективе и т.д.), общественные (решение проблем, целеполагание, неординарность).

Каждой профессиональной группе соответствует деятельность – сумма обобщенных способов действий. В деятельности есть определенные компетенции и их спектр неограничен. Стоит отметить, что почти невозможно определить необходимые качества человека для компетентного выполнения той или иной конкретной задачи. Важно выделять развивать и измерять родовые качества, связанные с эффективной профессиональной деятельностью, а не только вычленять и бесконечно документировать специфические качества.

Существуют общие для всех профессиональных видов деятельности компетенции (общепрофессиональные компетенции):

  • умение ставить перед собой реальные цели профессиональной деятельности и их выполнение;

  • умение работы в коллективе;

  • способность диагностировать и решать проблемы;

  • проявление решительности в работе, стрессоустойчивость;

  • доверие к коллегам.

Представленный список компетенций является общим для всех профессий, для эффективной работы в ней. Однако, в конкретной профессиональной группе к этому списку прибавятся перечень дополнительных компетенций, применимых только в данной виде профессиональной деятельности. Рассмотрим виды компетенций различных профессиональных групп.

Перечислим виды компетенций, необходимые для эффективного преподавания:

  • умение оценивать личные качества своих учеников и заботиться об их развитии;

  • умение вести учащихся по пути меньшего сопротивления;

  • умение являться примером для своих учеников;

  • умение работать с учащимися вне школы, диагностировать и решать их проблемы вне школы;

  • умение сочетать отзывчивость на нужды, интересы и увлечения студентов – с директивностью, т. е. способностью придавать обучению смысл и целенаправленность;

  • умение оценить способности учащихся и учитывать их в работе;

  • умение развивать способности ученика, с учетом его интересов и потребностей.

Основным условием компетентного преподавания является умение работать в психологических, социологических и политических сферах деятельности.

Выделенная система компетенция – система общепринятых общепедагогических (воспитательных), дидактических признаков. Данный спектр общепрофессиональных (учительских) компетенций не обладает свойством полноты.

Перечислим теперь виды компетенций, необходимые для эффективной деятельности практикующего врача:

  • умение работать с медицинским персоналом;

  • экономически образован;

  • направленность работы на развитие медицины;

  • академические достижения и вклад в работу общественных организаций, не имеющих отношения к медицине;

  • умение авторитарно работать с пациентами;

  • знания в области психологии, использование их в работе;

  • обсуждение с пациентами их болезни и методов лечения.

Данный перечень также является не полным, и отражает лишь те основные качества, которыми должен обладать практикующий врач для эффективного выполнения своей профессиональной деятельности.

Посмотрим какие виды компетенций, необходимы для эффективной деятельности бизнесмена и предпринимателя, а затем и творцов:

  • умение к четкому целеполаганию;

  • упорство в достижении поставленных целей;

  • желание расширить свои полномочия (власть);

  • заинтересованы в конструктивных отношениях;

  • желание «делать деньги» / желание улучшить условия для сотрудников;

  • умение быть толерантным к работникам;

  • предрасположенность к успешному выполнению задач.

В данной профессиональной группе работников можно разделить на две подгруппы: адаптеров и новаторов. И соответственно выделить компетенции для каждой из них.





Компетенция «адаптеров»:

  • стремление к творческим решениям, в зависимости от организационной направленности и способов мышления.

Компетенции «новаторов» :

  • умение бросать вызов этим способам мышления;

  • умение быть преданным идее (собственной или сторонней);

  • умение заботится о повышении качества работы;

  • умение находится в постоянном поиске новых (улучшенных) способов решения проблем.

Виды компетентности, необходимые для эффективной деятельности творческих людей (архитекторов, художников, писателей):

  • Высокая степень самостоятельной работы (автономности, самодостаточности и саморегуляции);

  • умение отстаивать собственные позиции;

  • умение полностью абстрагироваться от критики;

  • умение на веру авторитетов;

  • умения держать все в себе;

  • уверенность в себе и проявление прямолинейности, острый ум, требовательность и агрессивность в переговорах;

  • абстрактный способ мышления;

  • четкое целеполагание и их выполнение;

  • умение получать удовлетворение от процесса деятельности (не результата);

  • (более творческие) изобретательность, решительность, независимость, индивидуальность, трудолюбие, энтузиазма;

  • (менее творческие) ответственность, искренность, надежность, зависимость, четкое мышление, терпимость и понимание.

В любой профессиональной группе можно выделить работников, деятельность которых направлена на увеличение эффективности работы, ведущих за собой остальных, то есть лидеров. И стоит отметить, что это не обязательно руководители и наставники, лидером может быть каждый. Виды компетенций, необходимые для эффективной деятельности лидеров профессиональных групп:

  • постоянный поиск улучшения работоспособности, положение дел;

  • умение достижения целей с заранее подготовленными решениями диагностированных проблем;

  • умение ценить качественно выполненную работу;

  • умение стремиться в работе к совершенству;

  • умение отсеивать скучные проблемы, даже при возможности потерять прибыль;

  • умение задания реалистичных и в то же время непростых целей, способность не бросаться в крайности;

  • умение в полной мере использовать собственный опыт на практике;

  • умение отбора именно тех задач, решение которых возможно выполнить собственными силами;

  • умение быть скромным.

Можно бесконечно перечислять виды компетенций, но в итоги все равно мы получим, что компетенции высокого уровня требуются на всех рабочих местах и во всех секторах общества. И обществу нужно как можно больше людей, которые:

  • находятся в поиске работы, в которой они будут приносить наибольшую пользу, показывать наивысший результат, а не ждать и потреблять блага общества;

  • стремятся выполнять работу как можно эффективней;

  • совершенствуют методы и приемы производства, решают новые задачи;

  • думают о развитии своей организации и общества в целом и о своем месте в них.

Самое главное современному обществу требуются компетентные работники, которые заметив проблему, могут самостоятельно искать пути ее решения, и чтобы подобные установки заняли подобающее место в общественном сознании.

Общество нуждается в них, но необходимо развивать компетентности учитывая внутреннюю систему ценностей человека, и система образования, должна это учитывать. Важные виды компетентности формируются только в совокупности с важными для самой личности целями, и главное для развития компетентности – ценностно-мотивационный аспект.

Перечислим те виды компетенций, в формировании которых нуждается общество:

  • виды компетентности, связанные с системой ценностей (инициатива, лидерство, склонность к анализу работы организаций и общества в целом и умение использовать свои выводы при выборе стратегии собственного поведения);

  • виды компетенций, связанные с способом функционирования общества и со своей собственной ролью в этой структуре (самовосприятие, способ анализа работы организаций, своей роли в них и роли других людей, адекватные представления об организационном климате, который способствует новым способам деятельности, ответственности и развитию и способность управлять своим поведением в соответствии со своими представлениями и найденными ориентирами);

  • виды компетенций, связанные с понимание смысла целого ряда терминов, описывающих отношения между людьми внутри организаций (лидерство, принятие решения, демократия, равенство, ответственность, подотчетность и делегирование ответственности).

От уровня их сформированности, зависит и уровень развития социума, именно поэтому компетентностный подход в обучении так важен. Только его грамотное истолкование и применение позволит обществу, нуждающемуся в подготовке его будущих членов, готовых эффективно действовать за пределами узких задач.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!