СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура личности. Темперамент. Характер

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Структура личности. Темперамент. Характер»






Структура личности. Темперамент. Характер. Возрастные особенности характера















Педагог-психолог: Авдюкова Наталья Валерьевна



















с Ситниково – 2023 г





Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

1.Структура личности 4

2. Темперамент 7

3.Характер 11

4.Возрастные особенности характера 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19































ВВЕДЕНИЕ

Объектом психологии являются розные психические процессы, их закономерности и особенности, а также психологическая особенность личности обусловленного носителя данных процессов - человека. Психология делит человека на три "сущности": личность, индивид, индивидуальность. Данные определения раскрывают отличительные стороны индивидуальной жизни человека.

Личностью называют определенного человека, выделяющегося определенными особенностями - психическими и физическими.

Российские психологи, говоря о личности, завсегда имели в виду человека в качестве единицы общества. Вне общества личность немыслима. Человек бессменно представляется единицей той или иной общественности - семья, школа, рабочий коллектив на предприятии. Функциональная человеческая деятельность в коллективе, связи коллектива и личности заметно детерминируют собой выработки особенных черт личности[10, с. 65]

Личность всегда отличается определенными психологическими особенностями.

К ним относят интересы, убеждение и идеалы, потребности, политические убеждения, характер и темперамент, интеллектуальные и физические данные человека. Психологическое особенность личности исторически детерминировано. Оно получило свое формирование в ходе общественно-трудовой деятельности, вследствие чего выражает социальную человеческую сущность, характеризует черты, которые развились у человека, как единицы общества. Рассматривание его в качестве продукта биологического развития человека исключается.







ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.Структура личности



Личность - это совокупность определенных свойств внутренней жизни данного индивида, которая приводит к тому, что в одних и тех же условиях физическая и духовная жизнь одних индивидов различается от жизни или деятельности других.

Взаимосвязь меж индивидом, как продуктом антропогенеза (происхождение и развитие всех видов и подвидов рода Человек (Homo) в генетическом, психическом и социокультурном отношении), личностью, усвоившей общественно-исторический опыт и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".

Главным или родовым, начальным понятием является понятие человек. Человек - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. В отличие от других животных, данный вид наделен сознанием, т. возможностью понимать сущность, как внешнего мира, так и свою личную природу, и в соответствии с этим действовать и разумно. Человек как биологический вид характеризуется особенной физической организацией, значимыми признаками которой являются: прямохождение, наличие рук, адаптированных к познанию и труду и высокоразвитый мозг, способный отражать мир в понятиях и преобразовывать его сообразно своим потребностям, интересам и идеалам.

Под "индивидом" понимают данного определенного человека со всеми неотъемлемыми ему особенностями. В понятии индивид воплощена наследственная принадлежность человека. Заявить о определенном человеке, что он индивид, значит заявить очень немного. По существу этим сказано, что он возможно человек [1, с.23].

Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физических и психических свойств определенного человека, характеризующих его своеобразие.

Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Индивидуальность - это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду особенность личности. Индивидуален любой человек, но индивидуальность одних появляются очень ярко, выпукло, вторых - малозаметно. Индивидуальность может выражаться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.

Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи рекомендовали некую мозаику, составленную из концепций. Самая известная из которых - это концепция черт личности. Черты рассматриваются как устойчивые свойства или склонности человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях. Общераспространенные черты личности - импульсивность, честность, чувствительность, робость. Олпорт, Р. Кеттел и Г. Айзенк полагали, что структуру личности лучше всего схематично представить в терминах гипотетических качеств, лежащих в основе поведения [8, с.47].

Следующий уровень разбора структуры личности возможно быть описан при помощи концепции типа личности. В психологии присутствует несколько общепризнанных утверждений относительно личности:

Личность присуща любому человеку.

Личность есть, то, что различает человека от животных, у которых личности нет.

Личность есть продукт исторического развития, т. появляется на определенном этапе эволюции человеческого существа.

Личность есть индивидуальная особая характеристика человека, т. то, что отличает одного человека от другого.

Разговаривая с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личного склада.

Тип личности описывается в виде совокупности большинства всевозможных черт, образующих независимую группу с четко воспроизведенными границами. Аналогичная теория предполагает более неизменные и более обобщенные поведенческие характеристики. Люди одарены многими чертами, выраженными в различной степени, отчего их обычно описывают как принадлежащих к тому или иному типу. Так К. Юнг считал, что люди делятся на две категории: интровертов и экстравертов.

В целом структура личности может быть представлена в теоретическом плане следующим образом:

Общечеловеческие характеристики - ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции.

Социально - специфические черты - общественные установки, роли, ценностные ориентации.

Индивидуально - неповторимые черты - темперамент, совокупность ролей, самосознание.













2. Темперамент



Темперамент относится к рано проявляющимся различиям в эмоциональной реактивности. Основные параметры темперамента и оптимальный метод оценки продолжают оставаться источниками значительных дискуссий. Тем не менее, умеренная стабильность большинства черт темперамента и сильное влияние генетических и уникальных факторов окружающей среды были хорошо установлены, наряду с ассоциацией темперамента с детскими психическими расстройствами. Как темпераментная предрасположенность к переживанию негативных эмоций, так и низкий уровень ингибирующего контроля связаны со многими психическими расстройствами, в то время как другие аспекты, такие как уровни экстраверсии, варьируются в зависимости от расстройств и, вероятно, даже внутри них. Накопленные исследования, направленные на понимание механизма этих связей между темпераментом и психопатологией, указывают на то, что, по крайней мере, для большинства расстройств эти две конструкции нельзя рассматривать просто как разные точки в общем континууме. Было обнаружено, что влияние темперамента на психопатологию является опосредованным [12, с.147].

Изучение темперамента и его связи с психопатологией вызвало всплеск интереса и готово изменить наше фундаментальное понимание психических расстройств. Исследования в области темперамента и личности бездействовали в течение многих лет, поскольку в этой области доминировали психодинамические теории и теории, основанные на обучении.

На протяжении десятилетий исследователи и ученые изучали и развивали четыре различных типа темперамента. Теория четырех основных темпераментов насчитывает сотни лет. Гиппократ впервые предложил ее в Древней Греции, предположив, что поведение человека определяют четыре телесных гуморальных фактора.5 Классификации, которые мы используем сегодня, были предложены Галеном на основе теории телесных гуморов.

Распределение типов темперамента по сообществу зависит от таких факторов, как культура, возраст и пол. Четыре основных типа темперамента включают:

1.Сангвиник (Оптимистичный)

Люди, которых определяют как сангвиников, как правило, экстраверты и общительны. Это жизнерадостные люди, которые видят стакан наполовину полным, а не наполовину пустым. Вы, скорее всего, найдете их в центре толпы, а не на периферии. Социальные взаимодействия даются им легко, и они могут быть разговорчивыми и энергичными.

В то время как сангвиники, по-видимому, обладают положительными чертами характера, те же черты характера, которые делают их веселыми в общении, могут также сделать их импульсивными и нерешительными. Их импульсивность иногда может проявляться в стремлении к острым ощущениям, что в крайних случаях может включать употребление наркотиков.

2. Холерик (Холерический)

Определяющими характеристиками холериков являются доминантность и напористость. Люди, принадлежащие к этому типу темперамента, целеустремленны и энергичны. Они добиваются высоких результатов на работе, в школе или даже в играх и часто выбираются в качестве лидеров команды.

В отличие от сангвиников, холерики решительны, но могут быть нетерпеливыми и упрямыми. Они могут отдавать приоритет достижению поставленных целей, а не укреплению важных социальных связей и взаимоотношений.

3. Флегматик

Непринужденный - это слово, которое, скорее всего, сразу приходит на ум при встрече с флегматиком. Это покладистые люди, которые, как правило, очень чутки в общении с другими. Это надежные и терпеливые люди, которые находят утешение в обыденности и рутине.

Флемаггичные люди проявляют мало эмоций, которые могут восприниматься как пассивные или бесчувственные во время социальных взаимодействий. Их потребность избегать конфликтов любой ценой может быть невыгодной, заставляя их упускать возможности, когда им не удается самоутвердиться.

4. Меланхолик

Люди часто путают меланхоличность с безрадостностью или грустью, но в людях с таким темпераментом есть гораздо больше. Несмотря на сдержанность, меланхолики также вдумчивы и чувствительны. Они также могут быть аналитиками и методичными, особенно на работе, что делает их ценными на любом рабочем месте. И наоборот, они предпочитают работать в одиночку и могут оказаться не самыми лучшими командными игроками. Они становятся угрюмыми и тревожными, когда что-то идет не так, как им хочется. [14, с.87].

Люди - разнообразные и сложные личности. Ни один человек не подходит под какой-то конкретный тип. Однако вы, скорее всего, будете демонстрировать поведение, связанное в основном с одним стилем; это можно назвать вашим доминирующим темпераментом. У вас также могут быть менее распространенные формы поведения, которые относятся к другим типам темперамента.

Например, человек может демонстрировать поведение, которое воспринимается как капризное, стоическое и сдержанное, что характерно для меланхолика, но также может быть доминирующим и напористым, что характерно для холерика.

Теории, на которых основаны стили темперамента, предполагают, что это врожденное свойство, обычно подверженное влиянию внешних факторов, таких как опыт детства и семейная история. Однако нет ничего необычного в желании изменить в себе определенные черты личности, которые могут быть связаны с определенными темпераментами.



































3.Характер



Обычно, когда стараются оценить или охарактеризовать определенного человека, говорят о его характере. В переводе с греческого "характер"- это "чеканка", "примета". Действительно, характер - это специальные приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно как индивидуальность личности выражается в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, смекалка и т.) и в чертах темперамента, она открывает себя и в чертах характера [3, с.96].

Характер - это совокупность индивидуальных, стабильных стандартов поведения, штамп эмоциональных реакций, манеры мышления, что сформировались в ходе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе отношений с окружающими.

Основная особенность характера как психического феномена складывается в том, что он всегда выражается в деятельности, в взгляде человека к окружающей его действительности и людям.

Характер является прижизненным образованием и может видоизмениться в течение всей жизни. Формирование характера плотно сопряжено с мыслями, ощущениями и побуждениями человека. Следовательно, по мере как формируется данный уклад жизни человека, складывается и его характер.

Зная характер человека, возможно, предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а, следовательно, устремлять нрав человека.

Характер человеческой жизни постоянно многогранен. В нем могут быть выделены розные черты или стороны, которые представляются объединенными вместе, образуя целостную структуру характера.

Структура и свойства характера.

Характер представляет собой целое образование, целостность психических качеств личности. Но это единое складывается из определенных частей, звеньев. В характере могут быть выделены розные черты, стороны, которые не существуют отдельно друг от друга. Они являются объединенными воедино, образуя структуру целого характера и проявляющихся в таких компонентах, как направленность, убеждение, потребность, склонность, кругозор и многое другое.

Можно отметить ключевые и ведущие черты характера. Они задают совместную направленность формирования всего комплекса его проявлений. Так же выделяют второстепенные черты, которые в одних вариантах обусловливаются основными, а в других могут не гармонировать с ними. В жизни же встречаются более цельные и более несовместимые характеры.

Характер человека выражается в том, как он относится к другим людям, к себе, к делу, к вещам. Он не может быть открыт и осмыслен вне коллектива, вне общества. При живом общении с людьми ясно выступают подобные черты характера, как неуживчивость или покладистость, дружелюбность или расположенность к спорам. У некоторых людей выражается эгоцентризм, у вторых - самоотдача в поединке за всеобщее дело. Так же появляются добросовестность, исполнительность, ответственность, карьеризм, опрятность или небрежность [15, с.107].

Формирование характера.

Как отмечают многочисленные авторы, характер представляется прижизненным образованием. То есть, он формируется после рождения человека. Корни характера человека и первоначальные признаки его проявления должно искать в самом истоке жизни.

Формирование характера происходит в разнообразных по своим особенностям и уровню развития в группах. Это семья, компания друзей, рабочий коллектив и др. В зависимости от того, как группа для личности представляется доминантной и какие ценности поддерживает эта группа, у человека созревает соответствующие черты характера.

В одной из глав книги Выготского Л. раскрывается вопрос формирования характера ребенка под наименованием "эндогенные и экзогенные черты характера".

Здесь говориться о том, что "биологи и физиологи расположены придавать решающее значение прирожденно соматическому обстоятельству и самые трудоемкие формы характера назначать в прямую связь с теми или иными физиологическими процессами". Кречмер готов "группы характеров свести исключительно к биологическим моментам конституции".

Из этого следует, что наследственность определяет радикально весь склад нашей личности. При этом роль воспитания родителями и социальной средой приравнивается почти к нулю.

Социальные же психологи иного мнения. Их наблюдения показывают, что личность человека созревает под властным влиянием окружающей среды.

Но рассматривать и принимать любую из этих точек зрения по раздельности нельзя. Их необходимо объединить воедино.

Ведь когда ребенок еще в утробе мамы он собирает, копит ту информацию, которую его мама несет ему через себя. И нельзя не учитывать и окружающую среду. И после того как ребенок родился он начинает собирать уже новую информацию. Ведь откуда в последующей его жизни взяться новым возможностям движения. "Им неоткуда появиться, как неоткуда появиться и новым органам в его теле"[7, с.81].

Если бы ребенок появлялся как растение, со всеми теми конфигурациями поведения, какие отвечали бы его будущей жизни, никакой необходимости в воспитании не имелось бы.

4.Возрастные особенности характера



Возрастные различия в личности, информирующие нас о масштабах и качествах развития личности и, следовательно, психологическом развитии в целом, являются одним из наиболее важных вопросов науки о личности. Поэтому может показаться удивительным, насколько мало исследований изучало их и их надежность, полагаясь более чем на один источник информации.

Благополучие первых лет жизни человека заключается в преобладании созерцания над решением жизненных проблем. Мозг ребенка, достигающий абсолютного размера к семи годам, гарантирует ему усиленное формирование интеллекта. Сквозь функциональное взаимодействие с миром дети исследуют суть бытия, меру важного поведения. Впечатлительность детства не упускает ничего, что возможно понадобиться в жизни. С годами детская впечатлительность притупляется, но опыт и познания детства отдают юности крепкие формы поведения [11, с.117]. .

Юность категорична в оценках, максималистична в условиях к жизни. Круг необходимостей юных расширяется – начинается пора волевых действий, страданий и терзаний. Взаимодействовать с миром трудней, чем созерцать его. То, что было хорошо на вид, может оказаться тяжким в практическом употреблении. Распоряжаться собой сложнее, чем управлять вещами. В водовороте жизни надо уметь действовать и в ряде случаев – действовать лучше других. Мир, прежде наполненный звуками, красками, заполнен ныне обременительными социальными требованиями и непреложными обязанностями. Появляется кризис юности – рушатся декоративные модели счастья, познается условность самого данного понятия. Неутолимое желание счастья потихоньку сменяется в человеке стремлением исключить хотя бы неудач и поражений. Но сил еще много и трудности преодолимы. Еще сильны ожидания счастья и вера в лучезарное будущее. Но уже известно и чувство покинутости, ненужности. Мир, однако, еще не познан до конца, он полон красок и звуков, тяга к нему огромна.

Последующая жизнь человека более безмятежна и осмотрительна. Уже понятно, что жизнь не является постоянным потоком счастья и наслаждения, что следует довольствоваться тем, что есть, обретая благополучие и в маленьких радостях. Представление мира человеком делается реалистичным, а во многих случаях – и по-житейски приземленным, прагматичным. Романтический туман прошлого развеян. Покров розовой пелены сброшен с большинства жизненных явлений, но не со всех, и жизнь еще сулит неожиданности. И силы мобилизуются на новые свершения – на то, что реально, положительно и достижимо. В плену у грез остаются немногие. Опыт высвобождает человека от неправильных представлений и догм. Он хорошо отличает серьезность заблуждений и неадаптивного поведения. Человек познает как бы изнанку жизни – ее внутренние хитросплетения, тонкости взаимодействия людей. Происходит общественная самореализация индивида. Он еще судит о иных по себе, утверждается в любви, дружбе, в многообразных формах социального взаимодействия[12, с.143].

Возраст 36–40 лет считается жизненным водоразделом. С этого периода жизненные силы начинают понемногу убывать. Но процесс вначале идет очень замедленно и компенсируется душевными приобретениями.

На склоне же лет значительные ценности переоцениваются, многое девальвируется, прожитая жизнь представляется сгустком раздельных событий. И только первая четверть жизни помнится как самая драгоценная и безоблачная и особенно продолжительная. Остальные периоды представляются короткими и не очень благополучными. Многое вытесняется из памяти. То, что раньше изнуряло и терзало, делается малозначительным. Многое обесценивается, и время уже бежит, не оставляя за собою следов. Прошлое окутывается туманом и делается еле различимым. Впрочем отдельные личностно интимные события время от времени вспыхивают ярким пламенем и греют душу оживляющей жизненной энергией. И это еще раз доказывает, что во времени живет не все наше "Я", а только отдельные его проявления.

Вторая половина жизни предопределяется капиталом, созданным в ее первой половине.

Характер людей может преимущественно приемлемо выражаться в разном возрасте. Одни люди очень привлекательны в юности, другие – деятельны, продуктивны и красивы в зрелом возрасте. Некоторые необыкновенно интересны в старости, когда они становятся максимально задушевными, доброжелательными, покладистыми и полезными своей мудростью и бескорыстной гуманностью. Вероятно, в характере индивида присутствует то, что предназначено для наиболее совершенного проявления в определенном возрасте.

К концу жизни у человека абсолютно пропадают иллюзии, его характер обнажается в своей непосредственности, ослабляются социально-ролевые наслоения. И человек, наконец, познает сам себя свои настоящие мироотношения. Жизнь заново приобретает оттенок созерцательности. Утихают влечения (которые и в молодые годы иногда не приносили особого счастья). Но как юность не избегает печали, так и старость не избегает жизнерадостности духа. Освободившись от многих жизненных тягот, человек на склоне лет чувствует себя более свободным, предвидя неподдельную стоимость всему земному.

Отвергая мишуру маскарадных уборов и мирской суеты, старость более беспристрастно относится к неподдельным ценностям жизни, причисляя к ним прежде всего лишение острых мучений и духовно-созидательную деятельность. И человек наконец-то узнает, что самое дорогое у него – это он сам.

Сильным чувством старого человека является ощущение его значимости в делах минувших дней, состоявшейся самореализации, причастности к постоянному потоку жизни. И даже уходя из данного мира, человек знает, что он не исчезает полностью. Его жизнь дала постоянность человеческого бытия [14, с.37].

Многое меняется в психике человека в течении всей его жизни – изменяется количество его знаний, характер мыслей, поведенческие навыки, отношение к различным явлениям действительности. Но очень устойчивым, прочным психическим образованием остается его "Я-концепция", его жизненное самоощущение. Эта стабильность личностной концептуальности, очевидно, и посеяла представление души человека.



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Только охарактеризовав ключевые силы, воздействующие на формирование личности, включая общественное направление образования и общественного воспитания, то есть, обусловив человека как предмет социального развития, мы можем осмыслить внутренние условия его становления как субъекта социального развития. Тогда значении личность навсегда конкретно-исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, образующих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути.

Итак, создание личности - это очень глубокий процесс, продолжающийся всю нашу жизнь. Отдельные особенности личности в нас уже заложены при рождении ( биологический фактор развития личности), иные мы вырабатываем в течении нашей жизни. И в этом нам подсобляет окружающая среда. Как-никак обстановка играет очень значительную роль в формировании личности. Если бы меня попросили ответить на вопрос: "Что такое стать личностью?

Мое мнение стать личностью - это значит, овладевать некоторой жизненной, нравственной позицией; во-вторых, в необходимой ступени осмысливать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, укреплять ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Как-никак корни личности, ее ценность, наконец, добродушная или дрянная о ней слава в конечном результате обусловливаются тем общественным, нравственным значением, какое она истинно представляет своей жизнью.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999,

  2. Ананьев Б.Г. Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. - С-Пб.: Изд. "Питер", 2000.

  3. Иллюзия свободы воли и идентичность. Пережогин Л.О. Независимый психиатрический журнал №1 / 1999

  4. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер. В кн. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М., ЧеРо, 2000.

  5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание личность. М., Наука, 1975.

  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982.

  7. Малышев А.А. Психология личности и малой группы: Учебно-методическое пособие. - Ужгород: Инпроф ЛТД, 1977

  8. Мейли Р. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982.

  9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - М., 1996

  10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 1998

  11. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1997.

  12. Феноменология волевых расстройств. Пережогин Л.О. Независимый психиатрический журнал № 2/ 1999

  13. Философия: Учебник Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М.: Русское слово, 1996. - 173 с.

  14. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. СПб, 1998.

  15. Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 372 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!