СЦЕНАРИЙ
проведения кадетского бала
«Кукольное царство Щелкунчика»
(1 Начало) Голос за сценой: Был уже поздний вечер, приближалась полночь, когда крестный Дроссельмейер начал произносить свое заклинание:
Дроссельмейер: (прохаживается на сцене) Ходит маятник со скрипом. Меньше стука — вот в чем штука. Трик-и-трак! Всегда и впредь должен маятник скрипеть, песни петь. А когда пробьет звонок: бим-и-бом! — подходит срок. Не пугайся, мой дружок. Бьют часы и в срок и кстати, на погибель мышьей рати, а потом слетит сова. Раз-и-два и раз-и-два! Бьют часы, коль срок им выпал. Ходит маятник со скрипом. Меньше стука — вот в чем штука. Тик-и-так и трик-и-трак!
Голос за сценой: (выходит Мари, играет в игрушки) Мари была очень послушной, разумной девочкой. Вдоволь наигравшись с игрушками, она даже не заметила, как заснула…(садится на стул, засыпает)
Бим – бом, бим – бом! – часы глухо и хрипло пробили двенадцать ударов. А Мари уже во всю снился прекрасный сон: будто она стоит перед подаренным крестным замечательным замком со множеством зеркальных окон и золотых башен….
(2 Марш) Заиграла музыка, двери и окна распахнулись, и все увидели, что в залах прохаживаются крошечные, но очень изящно сделанные кавалеры и дамы в шляпах с перьями и в платьях с длинными шлейфами. В центральном зале, который так весь и сиял, под музыку плясали дети...
(Танец – марш старшей и младшей группой)
(3 Перед сражением) Но тут отовсюду послышалось странное хихиканье и писк, и за стеной пошли беготня и топот, будто от тысячи крошечных лапок, и тысячи крошечных огонечков глянули сквозь щели в полу. Но это были не огоньки — нет, а маленькие блестящие глазки.
Щелкунчик: (выходит на сцену) Барабанщик, мой верный брат, бей общее наступление!
Голос за сценой: И тотчас же барабанщик начал выбивать дробь искуснейшим манером.
(4 Выступление барабанщиц)
(5 Сражение) Щелкунчик: Щелк-щелк-щелк, глупый мыший полк! То-то будет толк, мыший полк! Щелк-щелк, мыший полк — прёт из щелок — выйдет толк!
Голос за сценой: И при этом Щелкунчик выхватил свою саблю, замахал ею в воздухе и закричал:
Щелкунчик: Стройся, взвод! Стройся, взвод! В бой вперед! Полночь бьет! Стройся, взвод! В бой вперед!
(выступление кадет 6 взвода с оружием)
Голос за сценой: Одно было ясно: обе армии бились с большим ожесточением, и победа переходила то на ту, то на другую сторону. Под утро все стихло… (кадеты уходят)
(6 Следующая ночь) На следующую ночь в полночь Мари послышалась в гостиной какая-то странная суматоха — звяканье и шорох. Вдруг раздалось: «Квик!»
Мари: (просыпается, вскакивает на стул) Мышиный король! Мышиный король!
Голос за сценой: Все было тихо, но вскоре кто-то осторожно постучал в дверь и послышался голос:
Щелкунчик: (выходит к Мари) Бесценная мадемуазель Штальбаум, ничего не бойтесь! Добрые, радостные вести.
Голос за сценой: Мари узнала голос молодого Дроссельмейера. На пороге стоял Щелкунчик с окровавленной саблей в правой руке. Увидев Мари, он тотчас же опустился на одно колено и заговорил так:
Щелкунчик: (встает на колено) О прекрасная дама! Вы одна вдохнули в меня рыцарскую отвагу и придали мощь моей руке, дабы я поразил дерзновенного, который посмел оскорбить вас. Коварный мышиный король повержен и купается в собственной крови! Соблаговолите милостиво принять трофеи из рук преданного вам до гробовой доски рыцаря.
Голос за сценой: С этими словами Щелкунчик очень ловко стряхнул семь золотых корон мышиного короля. Щелкунчик встал и продолжал так:
Щелкунчик: (встает перед Мари) Ах, моя бесценнейшая мадемуазель Штальбаум! Какие диковинки мог бы я показать вам теперь, когда враг повержен, если бы вы соблаговолили пройти за мною хоть несколько шагов! О, сделайте, сделайте это, дорогая мадемуазель!
(7 Леденцовый луг) Голос за сценой: И не успела она сказать ни слова, как очутилась на прекрасном благоуханном лугу, который весь искрился, словно блестящими драгоценными камнями.
Щелкунчик: (идет с Мари по залу, дарит леденцы) Мы на Леденцовом лугу.
Голос за сценой: Когда же Мари подошла поближе, она увидела, что это не мрамор, а миндаль в сахаре и изюм, почему и ворота, под которыми они прошли, назывались, по уверению Щелкунчика, Миндально-Изюмными воротами.
(8 Галоп детский, исполняет младшая группа)
(9 Вальс цветов, Щелкунчик и Мари идет по саду, дарит цветок) Голос за сценой: Вскоре ее овеяли сладостные ароматы, которые струились из чудесной рощицы, раскинувшейся по обеим сторонам. Темная листва блестела и искрилась так ярко, что ясно видны были золотые и серебряные плоды, висевшие на разноцветных стеблях, и банты, и букеты цветов, украшавшие стволы и ветви, словно веселых жениха и невесту и свадебных гостей. При каждом дуновении зефира, напоенного благоуханием апельсинов, в ветвях и листве подымался шелест, а золотая мишура хрустела и трещала, словно ликующая музыка, которая увлекала сверкающие огоньки, и они плясали и прыгали.
(Танец – вальс в исполнении старшей группы)
(10 Еловый лес) (Мари и Щелкунчик идут по залу) Мари: Ах, как здесь чудесно!
Щелкунчик: Мы в еловом лесу, любезная мадемуазель.
Мари: Ах, как бы мне хотелось побыть здесь! Тут так чудесно!
Голос за сценой: Щелкунчик ударил в ладоши, и тотчас же явились крошечные пастухи и пастушки, охотники и охотницы, такие нежные и белые, что можно было подумать, будто они из чистого сахара. И сейчас же пастухи и пастушки принялись играть в необычную игру.
Игра «Выбери меня» старшей группы.
(11 Ручеек) Голос за сценой: Затем они пошли вдоль ручья, бегущего с нежным журчаньем и лепетом и наполнявшего своим чудным благоуханием весь лес.
Щелкунчик: Это Апельсинный ручей, но, если не считать его прекрасного аромата, он не может сравниться ни по величине, ни по красоте с Лимонадной рекой, которая, подобно ему, вливается в озеро Миндального молока.
Игра «Ручеек»
(12 озеро, Щелкунчик и Мари идут по залу) Голос за сценой: Щелкунчик заторопился дальше, а Мари, сгорая от нетерпения, не отставала от него. Вскоре повеяло дивным благоуханием роз, и все словно озарилось нежно мерцающим розовым сиянием. Мари заметила, что это был отблеск розово-алых вод, со сладостно-мелодичным звуком плескавшихся и журчавших у ее ног. Волны все прибывали и прибывали и наконец превратились в большое прекрасное озеро, по которому плавали чудесные серебристо-белые лебеди с золотыми ленточками на шее и пели прекрасные песни, а бриллиантовые рыбки, словно в веселой пляске, ныряли и кувыркались в розовых волнах.
(Танец – вальс в исполнении младшей группы)
(13 марципановый замок) Щелкунчик: Вот мы и в Марципановом замке.
Мари: Как это великолепно!!!
Голос за сценой: Громкий крик удивления — нет, крик восторга вырвался у Мари, когда она вдруг очутилась перед замком с сотней воздушных башенок, светившимся розово-алым сиянием. Там и сям по стенам были рассыпаны роскошные букеты фиалок, нарциссов, тюльпанов, левкоев, которые оттеняли ослепительную, отливающую алым светом белизну фона. (Щелкунчик дарит букет Мари) Большой купол центрального здания и остроконечные крыши башен были усеяны тысячами звездочек, сверкающих золотом и серебром.
(Танец – игра с букетом) Мари засыпает на стуле.
Голос за сценой: Мои глубокоуважаемые слушатели, вы, конечно, уже поняли, что Мари, ошеломленная всеми виденными чудесами, в конце концов заснула в зале Марципанового замка.
Говорить родителям о своем приключении Мари не смела, но волшебные образы сказочной страны не оставляли ее. (Мари просыпается, осматривается, замирает) Она слышала нежный шелест, ласковые, чарующие звуки; она видела все снова, как только начинала об этом думать, и, вместо того чтобы играть, как бывало раньше, могла часами сидеть смирно и тихо, уйдя в себя, — вот почему все теперь звали ее маленькой мечтательницей.
(14 приезд гостей) Голос за сценой: Вскоре мама сообщила, что из Нюрнберга сейчас приехал племянник господина старшего советника суда. (выходит молодой Дроссельмейер с подарками) Молодой человек проявил свой приятный нрав и благовоспитанность, подарив Мари целую кучу чудесных игрушек и прежде всего — вкусный марципан и куколок взамен тех, что погрыз мышиный король. Вскоре родители объявили, что дети могут идти в свою комнату поиграть.
Игра «Кошки-мышки» младшая группа (Мари и молодой Дроссельмейер играют с детьми)
(15 признание) Голос за сценой: Как только молодой Дроссельмейер очутился наедине с Мари, он опустился на одно колено и повел такую речь:
Щелкунчик: О бесценная мадемуазель Штальбаум, взгляните: у ваших ног счастливый Дроссельмейер, которому на этом самом месте вы спасли жизнь. Вы изволили вымолвить, что не отвергли бы меня, как гадкая принцесса Пирлипат, если бы из-за вас я стал уродом. Тотчас же я перестал быть жалким Щелкунчиком и обрел мою былую, не лишенную приятности наружность. О превосходная мадемуазель Штальбаум, осчастливьте меня вашей достойной рукой! Разделите со мной корону и трон, будем царствовать вместе в Марципановом замке.
Мари: (поднимает юношу с колен) Милый господин Дроссельмейер! Вы кроткий, добросердечный человек, да к тому же еще царствуете в прекрасной стране, населенной прелестным веселым народцем, — ну разве могу я не согласиться, чтобы вы были моим женихом!
Голос за сценой: И Мари тут же стала невестой Дроссельмейера. (выходит старший Дроссельмейер, вручает корону)
(16 Финальный танец) Голос за сценой: Рассказывают, что через год он увез ее в золотой карете, запряженной серебряными лошадьми, что на свадьбе у них плясали двадцать две тысячи нарядных кукол, сверкающих бриллиантами и жемчугом, а Мари, как говорят, еще и поныне королева в стране, где, если только у тебя есть глаза, ты всюду увидишь сверкающие цукатные рощи, прозрачные марципановые замки — словом, всякие чудеса и диковинки.
Вальс в исполнении старшей группы