Сценарий классного по патриотическому воспитанию школьников
«Что значит быть патриотом?»
Аннотация к сценарию классного часа:
Данная работа служит целям гражданского воспитания молодежи. Мероприятие направлено на формирование гражданских ценностей, патриотизма, активной гражданской позиции подрастающего поколения. Показаны возможности с использованием различных методов и приемов.
Форма проведения: интерактивное занятие, круглый стол.
Участники: учащиеся 9-11 классов.
Оборудование: класс, доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, листы бумаги формат А-3, фломастеры, презентация.
Понятия: патриот, патриотизм, гражданин, национальная идея, гражданское общество.
Цель: формирование активной гражданской позиции и патриотизма у молодежи.
Задачи:
- уточнить понимание сущности патриотизма у молодого поколения;
- воспитывать ответственность за происходящее в нашем обществе, уважение к истории страны, любовь к малой родине;
- развивать коммуникативные навыки, умение организовать совместную работу, креативность, критичность мышления.
Предполагаемые результаты:
- создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина;
- формирование навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих задач;
- умение оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;
- умение организовать познавательную деятельность;
- умение анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок, аргументировать свои позиции;
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II.Определение уровня информированности учащихся по проблеме.
(слайд № 1)
- В современной жизни нам часто приходится слышать слова «патриот», патриотизм», «гражданин». Этим словам несколько тысяч лет.
- Как вы понимаете смысл этих понятий? (Ответы учащихся).
- Я прошу прослушать отрывок из песни «Поколение пепси» в исполнении Сергея Трофимова. Попробуйте определить проблему, тревожащую многих людей. (Ответы после прослушивания).
- В словаре В.И.Даля читаем: (слайд № 2)
«Патриотизм- чувство любви и преданности к Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины».
-Какое понятие вы можете поставить рядом со словом патриот? (Ответы уч-ся).
-Помните знаменитые строки Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»?
(слайд № 3)
- Вот Даль утверждал, что доблести гражданина - это Честь, Любовь, Правда.
- Какими качествами, на ваш взгляд должен обладать патриот и гражданин? (Ответы уч-ся).
- Кто из наших соотечественников прошлого или настоящего может служить примером гражданина и патриота? (Ответы уч-ся).
- Я тоже хочу показать вам несколько ярких примеров патриотизма. (Показ слайдов презентации).
(слайд № 4)
1. М.В.Ломоносов- первый российский академик, ученый, основатель Московского университета, имеющий возможность остаться в Европе для научной деятельности, но он вернулся в Россию, чтобы поднимать отечественную науку и культуру.
(слайд № 5)
2. Ф.Ф.Ушаков- адмирал флота конца VIII века, но в 1812 году, когда Наполеон напал на Россию, этот прославленный человек все свои средства отдал на оборудование госпиталей для раненых и на сбор ополчения. Сам он был весьма преклонных лет.
(слайд № 6)
3. А.Матросов - рядовой, который во время атаки закрыл собой немецкий дзот, дав возможность подняться своим товарищам и уничтожить врага.
(слайд № 7)
4. М.Паникаха - матрос, рядовой, во время Сталинградской битвы, когда не осталось орудийных снарядов, бросился под фашистский танк со связкой зажигательной смеси, загорелся сам, но танк был уничтожен.
- Вы заметили, что практически все примеры связаны с героическими страницами истории России? Почему? (Ответы уч-ся).
- Давайте подведем итог нашего обсуждения. Какой вывод можем сделать мы - современные граждане? (Сохранять память и уважение к истории нашей страны).
III. Работа с понятиями, уточнение смысла слов патриот, патриотизм.
Можно ли в мирное время быть гражданином и патриотом? Может, нужно подождать бедствий и трудных времен?
(слайд № 8)
- Познакомьтесь с высказыванием американского президента Джона Кеннеди (Слайд): «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины».
- Как вы понимаете эти слова? (Ответы уч-ся).
- Обратимся вновь к определению слова патриотизм (Слайд № 9).
- Какое ключевое понятие мы можем выделить? (Интересы моей Родины).
- Что можете сделать вы – современная молодежь? (Ответы уч-ся).
-Вывод после обсуждения показан на слайде № 10:
- Патриотизм – это:
- Защита Родины, служба в Армии
- Соблюдение законов
- Охрана природы
- Участие в политической жизни
- Здоровье
- Труд
- Семья, воспитание детей
- Образование
Вывод, который формулируют учащиеся:
-Быть патриотом в современном обществе, любить свою страну, - значит, быть здоровым, трудолюбивым, активным и ответственным человеком.
IV. Проектная деятельность. Организация групповой работы.
Все участники делятся на 2 группы. Каждая группа получает проектное задание.
1 группа
Вам предложили организовать фотовыставку, показывающую контрасты сегодняшней жизни.
Какие проблемы вы можете осветить?
2 группа
Вам предстоит написать эссе «За что я люблю свою Родину?»
Какие аргументы вы представите?
Каждой группе нужно подобрать эпиграф к своей работе из раздаточного материала или самостоятельно.
Раздаточный материал содержит фотографии по темам.
Время выполнения работы 7-10 минут.
V. Защита проектов (по 1-2 минуты каждой группе).
Каждая группа защищает свой проект в избранной форме.
VI. Подведение итога обсуждения проблемы.
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если патриот ты настоящий,
Большой отдачи ждет от вас страна.
И поднимай, безделью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И, может, от одной твоей руки
Зависит все, что будущим зовется!