СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий открытого урока-мастерской по физике для учащихся 7 класса "Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - мастерская  - оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малых  групп, учителей разных предметов, присутствующих на уроке и  учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Целевая аудитория

Обучающиеся 7-го  класса, учителя разных предметов.   Принцип участия в работе занятия-мастерской  обусловлен добровольным желанием участвовать в работе группы (команды), стремлением к самостоятельным формам занятий, к самовыражению, самореализации.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого урока-мастерской по физике для учащихся 7 класса "Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»»

Сценарий открытого урока-мастерской по физике для учащихся 7 класса

Учитель физики МБОУ «Лицей № 1» Крячко И.Н.


Урок - мастерская - оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малых групп, учителей разных предметов, присутствующих на уроке и учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Целевая аудитория

Обучающиеся 7-го класса, учителя разных предметов. Принцип участия в работе занятия-мастерской обусловлен добровольным желанием участвовать в работе группы (команды), стремлением к самостоятельным формам занятий, к самовыражению, самореализации.

Материально-технические ресурсы – мультимедийный проектор, персональные ноутбуки для обучающихся, физическое оборудование, дидактический материал.

Оборудование – калориметры с горячей и холодной водой, термометр, кристаллики марганцовки, пластилин двух цветов, 10 горошин, линейка, фотография, штатив с держателем, два цилиндра, набор грузов, мел.


Тема урока: «Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»

Методические цели:

- Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала, опираясь на субъективный опыт учащихся; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества».

- Развивающие: Научить учащихся с помощью опытов, наблюдений выдвигать гипотезы, содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

- Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Задачи:

  1. На основе ранее полученных знаний, экспериментальных умений объяснить различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

  2. Развивать навыки и умения работы с физическими приборами, моделями, информационными системами.

  3. Использовать полученные знания к решению качественных задач, для дальнейшего изучения предмета физики и изучения предмета «Химия»

Педагогическая концепция урока:

Сверхзадача учителя – «выложиться» во имя усвоения.


Учителю:

учитывать особенности психологического восприятия детей подросткового возраста – стремление понять сущность, причины изучаемых физических явлений, развивать абстрактное (понятивное) мышление и логическую память, через обучения проблемного характера, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям;

включить учащихся в различные виды деятельности: групповая форма – эксперимент, наблюдение, вывод.

Для этого необходимо заранее разделить ребят на 4 группы по социально-психологическим особенностям «геометрическим» типам личности (состояниям вещества). Каждый должен выбрать изображение на картинке:

«морс в квадрате» - жидкое состояние – упорство, настойчивость, рациональность, аналитичность, внимательность к деталям, креативность;

«свеча в треугольнике» - плазма – решительность, нацеленность на победу, уверенность в себе, энергичность, взять ответственность на себя;

«сыр в прямоугольнике» - твердое состояние – любознательность, смелость, чувствительность, настрой на своё; облако в кругу» - газообразное состояние – бесконфликтность, креативность, остроумие, интуитивность.

Нарезать жетоны, каждый из группы получают цветной жетон за правильное выполнение задания или правильный ответ. Если правильно группа выполнила задание дать 7 жетонов. Актуализация – синий цвет. Исследование – зеленый цвет. Закрепление – розовый цвет.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма проведения урок – мастерская (практикум)

Ведущая технология: технология проектно-исследовательской деятельности как способ формирования метапредметных результатов обучения


Предметные результаты

Учащиеся должны знать/понимать:

физические явления; строение жидкостей, газов, твердых тел; понятия: молекула, вещество, физическое тело; промежутки между молекул; силы притяжения и отталкивания; свойства твердых тел, жидкостей и газов.

Личностные результаты

ценностное отношение к достижениям российских учёных – физиков; готовность к активному участию в обсуждении общественно--значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики; ценности научного познания: осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важней-шей составляющей культуры; стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний.

Планировать свои действия, самостоятельно, критически мыслить; размышлять, опираясь на знания фактов, проведенных исследований, закономерностей науки и делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; работать в команде, выполняя разные социальные роли, поддерживать и развивать интерес к предмету.

Метапредметные результаты

Универсальные познавательные действия.

Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям; выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования.


Этапы работы урока-мастерской для 7 класса


Структура урока - мастерской

Этапы

Деятельность обучающихся

1. Создание проблемной ситуации, работа с электронным учебником и презентацией учителя-мастера

Формулирование проблемного вопроса: «Каким путем установить различие между молекулярным строением твердых тел, жидкостей и газов?»

2. Постановка учебной задачи


Формулирование темы занятия и его задачи

«Увидеть многое в малом, получить представление о молекулярном строении вещества»

3. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем проектно-исследовательской работы, анализа информационного материала, выступление командиров групп.

4. Получение новых знаний

Открытие субъективно нового знания, путем работы с электронным учебником, анализа информационного материала и выполненных проектно-исследовательских работ

5. Обобщение и закрепление нового материала

Решение тестовых заданий с помощью офисной программы Excel на персональных ноутбуках

6. Представление продукта «Создание модели молекулы» с заполнение паспорта проекта

Изготовление модели молекулы, заполнение паспорта проекта, защита проектов.

7. Домашнее задание

Заполнение таблицы «Строение твердых тел, жидкостей и газов»

Творческое задание: на выбор:

1. Нарисовать комикс «Путешествие молекулы сахара в воде»;

2. Придумать кроссворд «Строение вещества»10 слов;

3. Сочинить мини сказку «Путешествие молекулы»

4. Сочинить стихотворение «Путешествие молекулы» или подобрать загадки на данную тему.

7. Выводы, оценивание и рефлексия

Итог занятия, подведение результатов оценивания обучающихся по набранным жетонам (актуализация – синий цвет, исследование – зеленый цвет, закрепление – розовый цвет).

Создание цветка настроения

Подготовка

1.Класс делится заранее на 4 группы по социально-психологическим особенностям: «геометрическим» типам личности (типы личности тождественны в данном случае состояниям вещества).

Каждый обучающийся выбирал изображение на картинке:

морс в квадрате» - жидкое состояние – упорство, настойчивость, рациональность, аналитичность, внимательность к деталям, креативность;

«свеча в треугольнике» - плазма – решительность, нацеленность на победу, уверенность в себе, энергичность, взять ответственность на себя;

«сыр в прямоугольнике» - твердое состояние – любознательность, смелость, чувствительность, настрой на своё;

«облако в кругу» - газообразное состояние – бесконфликтность, креативность, остроумие, интуитивность.

2. Дидактический материал – это заранее подготовленные пакеты для групп с заданиями исследовательского характера и жетонами для оценивания обучающихся на протяжении всего занятия, заготовки: листы исследований, зубочистки разные, клей, лак, паспорт для проекта.

3. Презентация учителя.

4. Разработанный Крячко И.Н. тест к уроку (Инструкция: готовый тест можно трансформировать под любой урок: заменять вопросы и предложенные варианты ответов в программе Excel

Все материалы урока-мастерской размещены на сайте

https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-fizike-dlia-uchashchikhsia-7-klas.html

Рефлексия работы мастерской

Рефлексия. Можно воспользоваться различными методиками, например, «Все в твоих руках», «Цветок настроения»

Приобретение учащимися и педагогами опыта разнообразной деятельности, познание и самопознание, ключевых концепций, направленных как на решение конкретных жизненных проблем, так и на поиск, анализ и обработку информации, приобретение навыков работы в коллективе, осуществление осознанного выбора будущей профессии

Рефлексия действий участников

Оценка оформления и выполнения работы: актуальность рассматриваемой проблемы; объем и полнота освещения решаемой задачи; степень самостоятельности при выполнении исследовательской работы, выводов и представление.

Оценка представления (защиты): качество публичного выступления, культура речи, манера поведения, использование наглядных средств, ответы на вопросы учащихся и учителей, эрудиция.



Ход занятия


  1. Этап приветствия, целеполагания

Здравствуйте. Девочки, сели. Мальчики, сели.

Прежде чем мы приступим к уроку, я хотел бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад.

Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом».

Сегодня за урок оценку может получить каждый из группы за правильный ответ или выполнение правильного задания по количеству цветных жетонов.

А теперь давайте приступим к работе!

Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете объяснить их состояния вещества.

  1. Этап. Создание проблемной ситуации, работа с электронным учебником и презентацией учителя-мастера

Проблемный вопрос.

«Каким путем установить различие между молекулярным строением твердых тел, жидкостей и газов?»

(Презентация физических явлений –презентация учителя)

  1. Этап. Постановка учебной задачи

Формулирование темы занятия и его задачи.

«Увидеть многое в малом, получить представление о молекулярном строении вещества»

Учитель: и так, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы получили на предыдущих уроках. А теперь ответьте на такой вопрос: «Каким путем установить различие между молекулярным строением твердых тел, жидкостей и газов?»


  1. Этап Поиск решения.

Открытие субъективно нового знания, путем исследовательской работы, анализа информационного материала, выступление командиров групп.

Учитель: ребята! Давайте проведем небольшие исследования, чтобы выяснить «Каким путем установить различие между молекулярным строением твердых тел, жидкостей и газов?», соблюдая правила по технике безопасности.

Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – увидеть многое в малом, получить представление о молекулярном строении вещества.

Учитель дает указания по проведению исследовательских работ: На каждом столе находятся инструкции к выполнению работы, распределение обязанностей.

Исследовательская работа № 1. Исследование диффузии в жидкости.

Растворите кристаллик марганцовки в небольшом количестве холодной, а потом в горячей воде, измерив при этом температуру? Сделайте соответствующие выводы о полученном явлении, ответив на вопросы: (сделать карточки с заданиями с вопросами, дать каждому роль)

  1. На каком явлении основан опыт?

  2. Чему равна температура холодной и горячей воды (учесть погрешность измерения, определив цену деления термометра)?

  3. В какой воде сахар растворяется быстрее - холодной или горячей? (сахар растворяется быстрее в горячей воде, так как процесс диффузии с ростом температуры идет интенсивнее, скорость молекул в горячей воде больше, чем в холодной, в холодной, молекулы воды расположены вплотную друг к другу и мешают молекулам сахара пройти).

Распределение обязанностей: первая пара измеряет температуру горячей и холодной воды, результат записывает с учётом погрешностей; вторая пара проводит опыт с холодной водой, третья с горячей, командир группы наблюдает, помогает и представляет вывод. (7 человек) Командир группы тот, у кого светлые волосы

Исследовательская работа № 2. Исследование характера движения молекулы воды.

Изготовьте модели молекулы воды и продемонстрируйте, как ведут они себя в разных состояниях. Сделайте соответствующие выводы, ответив на следующие вопросы:

  1. Сколько атомов в молекуле воды?

  2. Назовите, какие атомы входят в состав молекулы воды?

  3. Как ведут себя молекулы воды в газах, жидкостях, твердых телах, почему по-разному? (опираясь на свойства веществ)

Распределение обязанностей:: Каждый член группы лепит из пластилина одну модель воды; командир группы организует совместную работу на движение молекул воды в разных состояниях и представляет вывод. (6 человек) Командир группы тот, у кого темные волосы

Исследовательская работа № 3. Измерение размеров малых тел.

Измерьте средний диаметр гороха и молекулы (по фотографии, увеличение 70000) способом рядов, учитывая погрешность в измерениях, сравните результаты, сделайте вывод, отвечая на следующие вопросы:

  1. Чему равен диаметр гороха?

  2. Чему равен диаметр молекулы по фотографии?

  3. Во сколько раз диаметр гороха превосходит молекулу по фотографии. Почему такой результат?

Распределение обязанностей: первая пара измеряет диаметр гороха, рассчитывает погрешность; вторая - измеряет диаметр молекулы по фотографии;

третья подсчитывает и сравнивает диаметры; командир группы наблюдает, помогает и представляет вывод. (7 человек)

Командир группы тот, у кого длинные волосы

Исследовательская работа № 4. Исследование взаимного притяжения молекул.

Исследуйте взаимное притяжение молекул твердых тел (цилиндров, кусочка мела). Сделайте соответствующий вывод о полученном явлении, ответив на следующие вопросы:

1. Для чего вы делаете притир цилиндров?

2. Почему происходит сцепление цилиндров? Как вы это видите?

3. Почему кусочки мела не могут вернуться в первоначальное состояние.

Распределение обязанностей:: первая пара притирает цилиндры и с большим усилием прижимает их друг другу; вторая – проводит эксперимент с мелом, разломав его и пытаясь соединить кусочки;

Пятый учащийся подвешивает грузики к цилиндрам, определяя, сколько грузиков выдержат цилиндры; командир группы наблюдает, помогает и представляет вывод. (6 человек)

  1. человек) Командир группы тот, у кого кудрявые волосы


  1. Выступление командиров групп, защита на основе наблюдений и анализа. Вся команда сдает лист исследований (приложение 2)


  1. Этап получения новых знаний.

Открытие субъективно нового знания, путем работы с электронным учебником, анализа информационного материала и выполненных исследовательских работ

Демонстрация модели из электронного учебника


Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне строение различных веществ, для того, чтобы изготовить модель, любой механизм, объяснить строение вещества на основе МКТ. Включаю демонстрацию из электронного учебника.

5.Этап обобщения и закрепления нового материала


Решение тестовых заданий с помощью офисной программы Excel на персональных ноутбуках

Учитель: а теперь решите тест – дайте правильные ответы на вопросы и получайте жетоны.


6. Проектный этап. Представление продукта «Создание модели молекулы» с заполнение паспорта проекта, защита по группам (приложение 1)

Задание группам: сделать из пластилина и палочек для канапе (зубочисток) модель молекулы (кроме воды) и заполнить паспорт проекта, оценки выставляются по критериям. Информацию ребята находят в интернете.

7.Домашнее задание:

§ 12.Заполнить таблицу «Строение твердых тел, жидкостей и газов»

Состояния вещества

Рисунок (модель)-

расположение молекул

Свойства

Силы притяжения и отталкивания

Твердые тела




Жидкости




Газы




Плазма




Творческое задание: на выбор:

1. Нарисовать комикс «Путешествие молекулы сахара в воде»;

2. Придумать кроссворд «Строение вещества»10 слов;

3. Сочинить мини сказку «Путешествие молекулы»

4. Сочинить стихотворение «Путешествие молекулы» или подобрать загадки на данную тему.

8. Заключительный этап. Выводы, оценивание и рефлексия

Учитель: мне очень понравилось с вами работать. А теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке-мастерской.

Поднимите руку у кого три разноцветных жетона – это оценка «5». Поднимите руки. У кого два разноцветных жетона – это «4». У кого одноцветные жетоны? Поднимите руки. Вам нужно постараться проявить активность на следующем уроке.

Рефлексия

Учитель:

Что ж, наш урок-мастерская подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Предлагаю вам создать цветок настроения, в котором: розовые лепесток означает, что вам всё понравилось на уроке; желтый – понравилось, но не всё; зелёный – ничего не понравилось.

НА УРОКЕ ВСЕ ПОНРАВИЛОСЬ -

РОЗОВЫЙ ЛЕПЕСТОК

НА УРОКЕ ПОНРАВИЛОСЬ, НО НЕ ВСЁ – ЖЕЛТЫЙ ЛЕПЕСТОК

НА УРОКЕ НИЧЕГО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ – ЗЕЛЕНЫЙ ЛЕПЕСТОК



Приложение 1


Паспорт проекта






















Критерии проекта

























Приложение 2

Лист исследований


Команда _________________________




ВОПРОСЫ

Проведение эксперимента

Исследования

Анализ

1




2




3





Члены команды



ФИ

Обязанности

Самооценка

1




2




3




4




5






Командир ______________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!