СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий педагогического совета "Естественнонаучная грамотность"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий педагогического совета "Естественнонаучная грамотность"»

Педагогический совет “Естественнонаучная грамотность”

1 слайд

Представление нашей работы хотелось бы начать со слов А. А. Леонтьев.

В одной из своих работ А. А. Леонтьев писал: «Если формальная грамотность — это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста — для его понимания, сжатия, трансформации».

2 слайд

А мы сегодня с вами рассмотрим “Естественнонаучная грамотность”, а именно Способы формирования естественно-научной грамотности в начальной школе. А что же такое естест. как вы думаете?

Спасибо за ваши предположения. А теперь давайте посмотри какое определение нам дает издательство “Просвещения”

3 слайд

Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Вы были абсолютно правы, вы все сказали, что написано в этом термине.

Рассмотрели определение грамотности, а как вы думаете, для чего нужно формировать ест.грамотность?

Спасибо, вот мы с вами и перешли к нашей актуальности данной темы.

4 слайд

Выделяя актуальность нашей темы “Естественно-научная грамотность” мы обратились к ФГОС НОО. И в новом ФГОС НОО сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно ориентированного образования. Компетентностный подход предполагает рассматривать в первую очередь не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Основой данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».


5 слайд

Результаты 15-летних российских школьников в международном исследовании PISA свидетельствуют о среднем невысоком уровне естественнонаучной грамотности учащихся.

Средний балл российских учащихся 15-летнего возраста по естественнонаучной грамотности в 2018 году составил 478 баллов, средний балл по странам ОЭСР – 489 балла. Результаты российских учащихся статистически значимо не отличаются от результатов учащихся 7 стран, статистически ниже результатов 29 стран и выше результатов 33 стран.

Т.е можно сделать вывод, что эту грамотность ранее плохо развивали у детей и вот когда они выросли, выяснилось что естественно-научной грамотности нет почти

актуальность естественно- научной грамотности состоит в том, что именно благодаря ей обучающиеся учатся научно объяснять явления,- понимать основные особенности естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

6 слайд

В процессе формирования естественнонаучной грамотности младших школьников особую, ключевую роль имеет предметная область «Окружающий мир». Курс «Окружающий мир» для 1-4 классов последовательно решает проблему освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Всё это способствует и формированию естественнонаучной грамотности.

А как же все таки сформировать грамотность?


7 слайд

Для этого мы рассмотрим

Задачи повышения уровня естественно-научной грамотности:

  • использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций,

  • задачи, моделирующие конкретные практические ситуации,

  • задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях,

  • задания на преобразование и интерпретацию данных.

И сейчас перейдем к заданиям.


8 слайд

У вас на столах лежат вырезки из учебника или рабочей тетради. Ознакомьтесь, если задания которые направленные на жизненн опыт?


9 слайд

Мы рассмотрели задания из учебника для развития у детей грамотности, а есть еще задания для оценивания грамотности, они лежат у вас перед глазами ознакомтесь. Их существуем многое кол-во.

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/eg-5-2022/02_%D0%95%D0%93_5_%D0%A2%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%20%D0%B8%20%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%20%D0%B2%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20-%201_%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82.pdf

11 слайд

Основное требование к заданиям по оцениванию естественнонаучной грамотности.

Эти задания нацелены на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, но при этом должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными или просто интересными ребятам.

Модель заданий по оцениванию естественнонаучной грамотности Задания, как правило, основаны на проблемном материале, включающем текст, графики, таблицы и связанные с ними вопросы. В свою очередь, каждый из вопросов в составе этих заданий классифицируется по следующим категориям:

• умение, на оценивание которого направлен вопрос;

• тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в вопросе; (если спросят что это Содержательное знание, знание научного содержания, относящегося к физическим системам (физика и химия), живым системам (биология) и наукам о Земле и Вселенной (география, геология, астрономия)

• контекст; (Контекст – тематическая область, к которой относится описанная в вопросе (задании) проблемная ситуация. Контексты в PISA: • здоровье; • природные ресурсы; • окружающая среда; • опасности и риски; • связь науки и технологий. )

• познавательный уровень (или степень трудности) вопроса.

(Низкий Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице. • Средний Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков. • Высокий Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.


12 слайд

И еще хотелось вам рассказать приемы учителей из их практики, которые вы тоже можете использовать.

Эффективные педагогические практики:

  • учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности • учение в общении, или учебное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах • поисковая активность - задания поискового характера, учебные исследования, проекты • оценочная самостоятельность школьников, задания на само- и взаимооценку: приобретение опыта – кейсы, ролевые игры, диспуты, требующие разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения



13 слайд

И хотелось подвести итог, для формирования ЕНГ, важен подбор заданий, соблюдений задач и критериев подбора заданий и что важна и поисковая деятельность, оценка работы, сотрудничество. Думаю, вы все записали и поняли, как правильно формировать ЕНГ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!