Сценарий Педагогического совета
«Технология проектирования современного урока как инструмент получения новых образовательных результатов»
Заместитель директора по УВР
МКОУ «Кожильская СОШ с/х направления»
Поздеева Елена Петровна
Заседание построено по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, сопровождается слайдовой презентацией и показом фрагментов уроков. Подготовка содержания, организация Педагогического совета проводилась творческой группой педагогов, в основном состоящей из членов методического совета под руководством заместителя директора по УВР Поздеевой Е.П. по следующему разработанному и утвержденному плану:
План подготовки
Педагогического совета «Технология проектирования современного урока как инструмент получения новых образовательных результатов»
Цели:
- Актуализация знаний и умений по проектированию современного урока по четырем основным его этапам: мотивация – целеполагание – организация деятельности учащихся – оценивание, рефлексивная деятельность.
Форма проведения – работа в группах с применением технологии развития критического мышления.
Дата проведения: 04.03.2019 г.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные (исполнители) |
1 | Заседание методического совета: - Определение цели, формы проведения педагогического совета. - Планирование организационных моментов. - Разработка проекта решения. | 04.02.19 г. | Поздеева Е.П., члены МС |
2. | Анализ педагогической деятельности учителей, работающих в 7 классе (по критериям из Образовательной программы Учреждения) | До 21.02.19 г. | Учителя- предметники |
3 | Анализ сформированности УУД у учащихся на данный момент. | До 21.02.19 г. | Учителя – предметники, кл.руководители |
4 | Подготовка сводной таблицы по анализам учителей. | К 28.02.19 г. | Шишкина О.Н., член МС |
5 | Видеосъемка уроков отдельных учителей. Подготовка видеофрагментов на педсовет | В течение месяца. | Тугбаева Е.И., член МС |
6 | Подготовка и оформление кабинета – места проведения семинара | К 30.01.19 г. | Поздеева О.А. |
7 | Подготовка раздаточного материала для работы групп на педсовете | К 31.01.19 г. | Шишкина О.Н., член МС |
8 | Разработка сценария проведения Педагогического совета. | К 28.02.19 г. | Поздеева Е.П., Спирина М.А. |
9 | Заседание Педагогического совета | 04.03. 19 г. | Администрация |
Ход заседания
Стадия вызова (мотивация членов педколлектива к активной деятельности на заседании)
проектирование – создание проекта, от замысла до результата, современный урок,
новые образовательные результаты)
Записывает предложения участников на доске.
Затем озвучиваются цели и задачи заседания.
Цель:
- Актуализация знаний и умений по проектированию современного урока по четырем основным его этапам: мотивация – целеполагание – организация деятельности учащихся – оценивание, рефлексивная деятельность.
Ведущий предлагает участникам Педагогического совета определить для себя, для чего они здесь. На слайде записаны глаголы в помощь педагогу:
- предполагаю получить ответы …
- узнать…
- понять…
- убедиться…
- определиться…
- научиться…
- выяснить…
- сравнить…
- увидеть…
- обосновать…
- показать…
- проявить…
Педагоги записывают свои цели на педсовет в Листах для работы (Приложение).
Задачи педсовета:
1. Проанализировать
- сформированность УУД учащихся отдельных классов школы на данный момент;
- уровень педагогической деятельности в соответствии с критериями образовательной программы Учреждения.
2. Актуализировать знания о технологии создания современного урока.
3. Отработать технологию оценивания способов и результатов обучения.
Ведущий предлагает присутствующим для работы на заседании распределиться на группы. В группах выбрать секретаря, хронометра, ответчика – спикера.
Напоминает о работе с листками самооценки
Стадия осмысления (содержания)
Ведущий:
- Что сейчас?
Современное образование в России переходит на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (НОО, ООО, а скоро и СОО). В основу ФГОС положена новая идеология обучения и воспитания школьников. Принципиальным отличием новых стандартов стала ориентация не на содержание образования, а на результаты.
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный подход в организации учебного процесса. Реализация деятельностного подхода заставляет учителя по-новому взглянуть на урок как основную форму реализации принципов ФГОС. Сегодня ученик оказывается главным «действующим героем» на уроке. Задача учителя организовать деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для себя вопросы:
что я хочу сделать,
зачем я это делаю,
как я это делаю,
как я это сделал.
А как обстоят дела у нас с вами?
Ведущий просит ознакомиться с анализом УУД по школе.
На данном этапе участники знакомятся с анализом УУД учащихся, степенью их сформированности (таблица УУД, обобщенный анализ размещены в Приложении).
Через 5 минут заслушиваются спикеры групп.
Затем участники педагогического совета знакомятся со сводным анализом педагогической деятельности учителей, работающих в отдельно взятом 7 классе, и отвечают на вопросы:
- Что применяется учителями для формирования УУД?
- Какие критерии педагогической деятельности находятся на низком уровне?
Через 7 минут заслушиваются спикеры групп .
Ведущий:
- Скажите, пожалуйста, все ли хорошо в деятельности коллектива на сегодня? Что можно отметить как положительный опыт (умения – ближе к 2 б)? Какие моменты западают? (Критерии 0-1 б.)
Ведущий:
- Что будет, если ничего не менять?
(предположительно участники дают следующие ответы:
- у учащихся не сформируются необходимые универсальные учебные действия, а это повлечет за собой и неуспешность в освоении предметов.
Ведущий:
- Но возможности улучшить ситуацию есть! Из того же анализа педагогической деятельности мы увидели, что многие учителя применяют современные педагогические технологии (просит перечислить).
Посещение уроков показывает, что учителя учатся на практике строить учебное занятие в соответствии с требованиями к современному уроку.
Ведущий раздает Листы с 15 требованиями к современному уроку и предлагает вспомнить основные моменты (актуализация).
Через 5 минут ведущий говорит:
- Во время подготовки к педсовету были посещены несколько уроков.
Участникам предлагается следующая работа:
Работа в группах: участники просматривают фрагменты уроков и обсуждают в группах ответы на поставленные ведущим вопросы. Ответчик выступает от имени группы перед аудиторией.
Демонстрация видеофрагментов уроков учителей школы по основным этапам урока.
Мотивация (Шишкина О.Н., Максименко О.И.).
Задание: Ответить на вопросы: Каким образом учитель мотивирует в начале урока учащихся на изучение темы? Насколько это ему удается?
Целеполагание (Шишкина О.Н., Спирина М.А.).
Задание: Кто ставит цели урока? Каким образом? Насколько они четкие и понятные детям?
Организация деятельности учащихся по формированию УУД (Бурова Т.В., Максименко О.И., Спирина М.А.).
Задание: Какие формы, методы и приемы использовал учитель для организации работы учащихся на уроке? Какие УУД формирует?
Оценивание, рефлексивная деятельность (Бурова Т.В., Борисова Е.Н., Спирина М.А.) Задание: Соответствовала ли рефлексия задачам урока? Дало ли оценивание полную картину усвоения материала, степени формирования УУД учителю и учащемуся?
Ответчик-спикер высказывает мнение группы после просмотра и обсуждения каждого этапа.
Ведущий:
- Итак, сегодня учитель должен принципиально изменить подходы к проектированию урока и деятельности ученика, а самое главное, по-новому осмыслить свою роль в образовательной деятельности.
Ведущий подводит к выводу по педагогическому совету, возвращаясь к теме и цели заседания. Он задает присутствующим наводящие вопросы.
- Таким образом, что является инструментом достижения новых образовательных результатов?
Отвечают:
- Проектирование урока таким образом, чтобы максимально организовать активную и результативную деятельность учащихся на уроке.
Ведущий:
- А что является для учителя инструментом проектирования учебной деятельности и помогает ему реализовать планируемые результаты ФГОС, системно формировать у учащихся универсальные учебные действия?
Если не скажут, то сам ведущий называет
- Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса и помогает учителю реализовать планируемые результаты ФГОС,
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи.
И это будет нашим следующим шагом на пути построения современного урока.
Стадия рефлексии
Ведущий обращает внимание участников педсовета на Листы оценивания.
1. Завершите начатое предложение
- деятельность педагогического коллектива по формированию УУД оцениваю_(неудовл., удовлетв., хорошо)______________________
- Технология проектирования урока состоит из следующих этапов:_
________________________________________________________
________________________________________________________
_________________________________________________________
- Для меня остается задачей на будущее_______________________
_________________________________________________________
2. Прокомментируйте Лист самооценки, который заполняли в течение педсовета (желающие).
Ведущий:
- Предлагаю на голосование следующий проект решения педагогического совета
Решение:
Считать деятельность педагогического коллектива по формированию у учащихся УУД, лежащих в основе новых образовательных результатов……(удовл./неудовл.)
Объявить благодарность членам творческой группы по подготовке Педагогического совета Спириной М.А., Шишкиной О.Н., Буровой Т.В., Тугбаевой Е.И.
Отметить вклад в проведение Педагогического совета Максименко О.И., Борисовой Е.Н.
Создать творческую группу по разработке технологической карты урока в составе:
-
-
-
Творческой группе разработать технологическую карту одного урока с учетом формирования УУД. Срок: до 17 марта 2019 года.
Провести семинар по обсуждению технологической карты на соответствие всем требованиям ФГОС. Срок: 17.03.2019 г
Провести урок по разработанной технологической карте с последующим анализом видеосъемки урока. До 25 марта 2019 года.
Кто «за»-прошу проголосовать.
Кто «против» - прошу проголосовать.
Большинством голосов решение принято. Спасибо всем за работу!
Приложение1
Лист работы на педсовете
Мои цели на педсовете
1.__________________________________________________
2.__________________________________________________
3.__________________________________________________
Обсудите фрагменты уроков в группе и ответьте на вопросы:
Мотивация: Каким образом учитель мотивирует в начале урока учащихся на изучение темы? Насколько это ему удается?
Целеполагание: Кто ставит цели и задачи урока? Каким образом? Насколько они четкие и понятные детям?
Организация деятельности учащихся: Какие формы, методы и приемы использовал учитель для организации работы учащихся? Какие УУД формировал?
Оценивание, рефлексия: Соответствовала ли рефлексия задачам урока? Дало ли оценивание полную картину усвоения материала, степени формирования УУД учителю и учащимся?
Лист самооценки
Умения | Критерии | баллы |
Умею ставить цели перед собой | - Сформулировал все 3 цели - Сформулировал 2 цели - Сформулировал 1 цель - Не поставил ни одной | 3 2 1 0 |
Умею работать в группе | не проявляю интереса к работе выдвигаю идеи, прислушиваюсь к мнению группы активно участвую в обсуждении, беру на себя роль спикера, отстаиваю мнение группы перед коллективом | 0 1 2 |
Самоанализ своей деятельности на педсовете (закрасить соответствующий кружок) | 1.Я активно поработал, получил новые знания и навыки 2.Я работал вместе со всеми, инициативы не проявлял. 3 .Не участвовал в работе педсовета. Ничему не научился. | |
Итого баллов:_____ (5 баллов – молодец! 4 балла – хорошо! 3 балла – достаточно!) | |
Приложение 3
Результаты мониторинга УУД
0 – отсутствует, 1 – имеет место (с помощью постороннего), 2 - сформировано
Класс | 3 | 4 | 6 | 7 |
Регулятивные УУД: | | | | |
1. Самостоятельно формулирует задание | 0,3 | 0,3 | 2 | 1,5 |
2. Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов | 0,3 | 0,1 | 1,8 | 0,8 |
3. Оценивает результаты собственной деятельности | 0,4 | 1 | 1,9 | 1,8 |
4. Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает её в работе над ошибками | 0,1 | 1 | 2 | 1,9 |
5. Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает её | 0,2 | 0 | 1,8 | 1 |
6. Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебники и рабочие тетради | 0 | 0,1 | 1,7 | 0,8 |
7. Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями | 0,3 | 1 | 1,8 | 1,8 |
9. Ставит новые учебные цели и задачи, планирует их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществляет выбор эффективных путей и средств достижения целей | 0,1 | 0 | 1 | 0,6 |
10. Контролирует и оценивает свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносит соответствующие коррективы в их выполнение | 0,3 | 0,3 | 1,8 | 1,5 |
Познавательные УДД: | | | | |
1. Ориентируется в учебниках | 0,4 | 1 | 2 | 1,8 |
2. Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала | 0,1 | 0,3 | 1,9 | 0,6 |
3. Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников | 0,3 | 0 | 1,7 | 0,5 |
4. Составляет сложный план текста | 0 | 0 | 0,9 | 0,7 |
5. Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления | 0,4 | 0,1 | 1,5 | 0,4 |
6. Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, моделей, таблиц, сообщений | 0,3 | 0,1 | 1,5 | 1 |
7.Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций | 0,3 | 0,8 | 1,5 | 1 |
8. Имеет опыт регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности | 0,2 | 0,3 | 1,7 | 0,7 |
10. Обладает стратегий смыслового чтения и в работе с информацией | 0,3 | 0 | 1,6 | 0,6 |
11.Обладает широким спектром логических действий и операций | 0,3 | 0 | 1 | 0,3 |
1. Умеет преобразовывать и интерпретировать полученную информацию | 0,4 | 0,6 | 1,4 | 0,9 |
2.Фиксация изображений и звуков | 0,8 | 1 | 1,8 | 1 |
3.Создание письменных сообщений | 1 | 0,4 | 2 | 0,8 |
4.Создание графических сообщений | 0,3 | 0,3 | 1,8 | 0,7 |
5. Умеет систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах | 0,4 | 0,3 | 1,6 | 0,4 |
6. Умеет выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов); | 0,5 | 0,3 | 1,8 | 0,9 |
7. Умеет заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты | 0,8 | 0,9 | 2 | 1 |
9. Имеет навык поиска информации и формулирования запросов и опыт использования поисковых систем | 0,8 | 0,7 | 2 | 1 |
10. Умеет строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска | 0,4 | 0,1 | 1,9 | 1,2 |
11. Умеет передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой | 0,6 | 1,1 | 2 | 1,5 |
13.Умеют использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, моделирования и проектирования | 0,5 | 0,9 | 1,8 | 1 |
| Коммуникативные УДД: | | | | |
| 1. Владеет диалоговой формой речи | 0,5 | 1,8 | 2 | 1,4 |
| 2.Читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное | 1,2 | 1,2 | 2 | 1,4 |
| 3. Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций | 0,6 | 1,1 | 2 | 1 |
| 4. Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию | 0,5 | 1 | 2 | 1 |
| 5. Критично относится к своему мнению, учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре | 0,5 | 1 | 1,8 | 1,8 |
| 6. Участвует в работе группы, выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель | 1,3 | 1 | 2 | 1,9 |
| 7. Осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь | 0,4 | 1 | 2 | 1,4 |
| 11. Умеет действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми | 0,5 | 1 | 1,8 | 1,9 |
| 12. Умеет определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации | - | 1 | 1,8 | 1,6 |
1.Мои цели на педсовете 1.__________________________________________________ 2.__________________________________________________ 3.__________________________________________________ 2.Обсудите в группе и ответьте на вопросы: Мотивация: Каким образом учитель мотивирует в начале урока учащихся на изучение темы? Насколько это ему удается? Целеполагание: Кто ставит цели и задачи урока? Каким образом? Насколько они четкие и понятные детям? Организация деятельности учащихся: Какие формы, методы и приемы использовал учитель для организации работы учащихся? Какие УУД формировал? Оценивание, рефлексия: Соответствовала ли рефлексия задачам урока? Дало ли оценивание полную картину усвоения материала, степени формирования УУД учителю и учащимся? 3.Лист самооценки Умения | Критерии | баллы | Умею ставить цели перед собой | - Сформулировал все 3 цели - Сформулировал 2 цели - Сформулировал 1 цель - Не поставил ни одной | 3 2 1 0 | Умею работать в группе | не проявляю интереса к работе выдвигаю идеи, прислушиваюсь к мнению группы активно участвую в обсуждении, беру на себя роль спикера, отстаиваю мнении группы перед коллективом | 0 1 2 | Самоанализ своей деятельности | 1.Я активно поработал, получил новые знания и навыки 2.Я работал вместе со всеми, инициативы не проявлял. 3.Не участвовал в работе педсовета. Ничему не научился. | | Итого баллов (5 баллов – молодец! 4 балла – хорошо! 3 балла – достаточный уровень) | | Завершите начатое предложение - деятельность педагогического коллектива по формированию УУД считаю ________________________________________________________ - Технология проектирования урока состоит из следующих этапов:_ ________________________________________________________ ________________________________________________________ _________________________________________________________ - Для меня остается задачей на будущее_______________________ _________________________________________________________ | Завершите начатое предложение - деятельность педагогического коллектива по формированию УУД считаю ________________________________________________________ - Технология проектирования урока состоит из следующих этапов:_ ________________________________________________________ ________________________________________________________ _________________________________________________________ - Для меня остается задачей на будущее_______________________ _________________________________________________________ |
Использованы материалы следующих источников
Федеральные государственные образовательные стандарты
Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход - как основа формирования метапредметных результатов/СПб.: Реноме, 2012.
Зубкина О.П. Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода//Социальная сеть работников образования nsportal.ru. -2014.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом российской Федерации 4 февраля 2010г. №271).
Методические рекомендации «Технология проектирования современного урока при реализации требований ФГОС ООО»: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №540 Приморского района Санкт-Петербурга/ И.И. Ипатова, О.Н. Топехина, Е.Н. Калюжная, И.Ю. Свистунова, С.С. Тимофеева, С.П. Демидова