СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий проекта мероприятия посвященное 70 летию освобождения Ленинграда от 900 дневной блокады.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий проекта мероприятия посвященное 70 летию освобождения Ленинграда от 900 дневной блокады.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий проекта мероприятия посвященное 70 летию освобождения Ленинграда от 900 дневной блокады.»

Сценарий проекта мероприятия посвященное 70 летию освобождения Ленинграда от 900 дневной блокады.


Эпиграф

«Нельзя научиться любить живых,

если не умеешь хранить память о павших».

Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский


Цель мероприятия:

  • совершенствование духовно - патриотического развития учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности.


Учитель: 27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда.

Блокада Ленинграда – наиболее трагический период в истории города. Гитлер хотел путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять город с землёй. Для осуществления этого замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов. Осада города продолжалась приблизительно 900 дней, с 8 сентября 1941г. до 27 января 1944 г. 2000887 тысяч гражданского населения (включая 400 000 детей) оказались в кольце окружения .Сюда попали и войска, защищавшие город; никто из них даже и не рассматривал никаких призывов сдаться.

На защиту родного города поднялись все её жители .

Ученик

Над Ленинградом - смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады, -

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамёна Петрограда.

(Ольга Берггольц)


Ведущий 1

Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Круглосуточно город подвергался артиллерийскому и авиационному воздействию врага. Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в осаждённом городе становилось всё тяжелее. Запасов продовольствия для войск и жителей города было не более чем на 30 -60 суток.

В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941 г норма выдачи хлеба населению была снижена. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 г на рабочую карточку и 125 г - на все остальные.

Пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды.

Ученик

Я в гору саночки толкаю.

Еще немного - и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжелой стала, как свинец.

Как хорошо, что ты замерзла,

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой

На той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка,

Я привезу тебя домой.


Ведущий 2

Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Целые семьи гибли от холода и голода.

Ученик

Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни;

Но, съев похлёбку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

Но он точил, пока рука

Могла производить движенья.

И если падал - у станка,

Как падает солдат в сраженье

( О. Берггольц )



Ведущий 1

К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. Безжизненно повисли белые нити оборванных проводов.

Ученик

"Опять война, Опять блокада.

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

"Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне".

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда -

Не права !

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она

Как сила нам нужна..."

(Юрий Воронов)


Ведущий 1

Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию, в школах шли занятия, ни днем ни н6очью не замолкало радио.

Несмотря на героизм и мужество населения, положение в осаждённом Ленинграде с каждым днём ухудшалось. К середине ноября 1941 г запасы продовольствия подошли к концу. Страшное слово - голод стало теперь понятно даже самым маленьким детям. Привозить хлеб было невозможно - город окружён. Единственная возможность – это доставка хлеба по озеру, но оно не замерзало. Люди не могли выдержать пытку голодом и умирали. Военный совет Ленинградского фронта начал подготовку к строительству через Ладожское озеро ледовой дороги, её охране и обороне. Лёд был ещё тонкий, но голодный Ленинград не ждал.

Ведущий 2

И 20 ноября по Ладоге пошёл санный обоз. Подводы двигались вереницей, с большими интервалами. Так в осаждённый город были доставлены первые 63т муки.

22 ноября шестьдесят автомашин вышли в свой первый ледовый рейс. На следующий день колонна обратным рейсом доставила на западный берег 33 т продовольствия.

Работу ледовой дороги очень затрудняла вражеская авиация. В первые недели фашистские лётчики почти безнаказанно расстреливали автомашины, обогревательные и санитарные палатки, фугасными бомбами разбивали лёд на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило на льду Ладоги зенитные орудия, большое количество зенитных пулемётов. Уже 16 января 1942 г на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000т было доставлено 2506 т грузов. С этого дня темп перевозок стал непрерывно возрастать.

Еще с конца ноября 1941 г по Ладоге началась эвакуация жителей вглубь страны. Но массовый характер эвакуация приняла лишь в январе 1942г, когда окреп лёд. Из блокированного города уезжали в первую очередь дети, женщины с детьми, больные, раненые и инвалиды. Люди на этой дороге работали в необычайно сложных условиях.


Ученик:

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

- Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь - опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасёт

Шестнадцать тысяч ленинградцев.-

И вот – в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт


В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

( О. Берггольц)

Ведущий 1

Ленинградцы, и прежде всего ленинградские женщины, могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили детей. Речь идёт о тех маленьких ленинградцах, которые прошли все тяготы и лишения вместе со своим городом. В Ленинграде были созданы детские дома, которым голодный город отдавал лучшее из того, что имел. Ленинградские женщины проявили столько материнской любви и самоотверженности, что перед величием их подвига можно преклоняться.

В 1942 году симфонический оркестр Филармонии под руководством дирижёра К.И.Элиасберга впервые исполнял в блокадном Ленинграде героическую Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. В зал доносился гул артиллерийской канонад, а симфонический концерт продолжался и был закончен под бурю оваций.


Ученик

Какая музыка была!

Какая музыка играла,

Когда и души и тела

Война проклятая попрала.

Какая музыка

во всём,

Всем и для всех -

не по ранжиру.

Осилим... Выстоим... Спасём...

  • Ах, не до жиру - быть бы живу...

Солдатам головы кружа,

Трёхрядка

под накатом брёвен

Была нужней для блиндажа,

Чем для Германии Бетховен.

И через всю страну

струна

Натянутая трепетала,

Когда проклятая война

И души и тела топтала.

Стенали яростно,

Навзрыд

Одной - единой страсти ради

На полустанке - инвалид

И Шостакович - в Ленинграде.


Ведущий 2

Война в жестокой слепоте своей объединяет то, что нельзя объединить : детей и кровь, детей и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.

Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым и продолжали учиться.

Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо...


Ученик

В далеком, тревожном военном году,

Под гром батарей у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.


На парте осталась открыта тетрадь,

Не выпало им дочитать дописать,

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.


И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они - ленинградцы!


Ведущий 1

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда".


Ученик

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?.. Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом

Паспорта.

И в этом нет беды.

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно от того,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда".

Ю.Воронов.

Ведущий 1

В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера. Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная дорога. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.В январе 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась.

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

Ведущий 2

Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Это самое памятное место Санкт-Петербурга. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640 000 человек погибших от голода и больше чем 17 000 людей, ставших жертвами воздушных налетов и артиллерийских обстрелов. Общее число жертв среди гражданского населения в городе за все время войны превышает 1,2 миллиона человек

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград:


Среди них была и девочка Таня Савичева, которая до последнего дня жизни вела леденящий душу дневник. В нем всего девять страниц. Из них на шести – даты. И за каждой – смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей.

Ученик

"Женя умерла 28 декабря в 12.00. час. утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января 3 ч. Дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля 2ч. Ночь 1942 г.

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942.

Савичевы умерли. Умерли все".

Тогда ещё не все. Меня вывезли вместе с другими детьми из Ленинграда в 1942 году в глубь страны в детский дом. Здесь детей кормили, лечили, учили…


Ведущий 1

Таня умерла 1 июля 1944 года.

Сколько мужества нужно было иметь 10-летней девочке, чтобы сохранить память о самых близких людях.



Ведущий 2


Памятник "Разорванное кольцо"

"Потомок знай! В суровые года

Верны народу, долгу и Отчизне.

Через торосы Ладожского льда,

Отсюда мы вели Дорогу жизни.

Чтоб жизнь не умирала никогда".



Памятник "Цветок жизни" (бетонный памятник возвышается на высоком берегу небольшой речки Лубья, он посвящён юным ленинградцам, погибшим в годы блокады).


Памятник "Дневник Тани Савичевой»

Ученик Я знаю

Ночь.
...И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
" Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..."
"Будет мир. Вам не снится мир?"


Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.



Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?


Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!


Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.


Все мальчики класса читают по одной строчке

Я не видел войны, я родился значительно позже.

Я её проходил и читал про неё с детских лет.

Сколько книг про войну, где как будто всё очень похоже:

Есть и это, и то, только самого главного нет.

Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,

Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень цветно.

Кто всерьёз воевал – почему-то не любят об этом:

Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.





Ведущий 2

В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа салюта.

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

( В. Рождественский)

Заключение читает учитель.

  • Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет.

  • Мы не вспомним поросшие бурьяном и ржавчиной поля, пресный вкус кирпичной пыли на руинах городов и деревень, запах смерти – не символический, а реальный.

  • Мы не можем это вспомнить, потому что это было не с нами.

  • Но мы помним, что 27 миллионов мужчин, женщин, детей – унесла война. Им уже не помочь.

  • Мы должны о них помнить!

  • И мы помним о них!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!