СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий родительского собрания "Итоги года. Переход в 5 класс. Адаптация младшего школьника в среднем звене". Май 2019

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий  родительского собрания. Рассказывает о адаптации младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий родительского собрания "Итоги года. Переход в 5 класс. Адаптация младшего школьника в среднем звене". Май 2019»

Выступление на родительском собрании в 4 классе.

Дата: 16.04.2019 г.



Тема: «Итоги года. Переход в 5 класс. Адаптация младшего школьника в среднем звене»


Здравствуйте, уважаемые мамы и папы!

Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации младшего школьника в среднем звене, рассмотрим вопросы физиологических и психологических особенностей пятиклассников, с какими проблемы встречаются наши дети в этом возрасте, и изучим пути их решения.


Притча о путнике и проводнике

Один путник оказался в незнакомой стране перед высокой горой. Ему надо было перейти через нее, но он понимал, что ему нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, он сказал:

- Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт.

 Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по пути, предложенному мной – это будет твой выбор.

 В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь.  Я с тобой временно. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты сможешь идти сам к той цели, которую себе наметил.

И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору.

И они отправились в путь. Это было нелегко, были и отчаяние, и новая надежда. А незадолго от вершины проводник покинул путника. И он дошел, и увидел восход Солнца. А с другой стороны горы оказался цветущий сад.


Любые переходные периоды в жизни человека всегда свя­заны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школь­ная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать.


Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает до­полнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое вос­произведение.

   В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения (новый статус) Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям.


Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники, заключаются в следующем:

- в начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля в какой- то степени, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять, принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия.

- так же в пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой. Вследствие этого может произойти временное снижение успеваемости у некоторых учащихся, но высокий познавательный интерес и стремление хорошо учиться во второй четверти помогут восстановить привычную успеваемость, а может и улучшить ее.

Здесь хотелось бы отметить, что родителям необходимо формировать у подростка адекватное отношение к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала, т.е. ошибка – это не недопустимое наказуемое явление, а показатель того к чему еще можно стремиться и что нужно исправить.


Чем же вы родители можете помочь вашему подростку. Во-первых, конечно же, это оказание поддержки в его начинаниях стремлениях чаяниях и надеждах; переход на новый уровень взаимоотношений с подростком от указывающих, руководящих к взаимоуважающим. Так же необходимо быть в постоянном и тесном контакте с классным руководителем и учителями - предметниками, чтобы вовремя оказать помощь ребенку в возникших трудностях.


Сравнительная таблица о распределении учебной нагрузки


№ п/п

4 класс

5 класс

1

8 – 9 предметов

12 – 14 предметов

2

20 – 22 часа

25 – 27 часов

3

1 – 3 учителя

8 – 10 учителей

4

1 - 2 часа

2 -2,5 часа


Новый статус пятиклассника может вызвать следующие реакции организма ребенка:

  • Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

  • Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

  • Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

  • Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.

  • Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.


Родителям необходимо обратить внимание на слова, которые поддерживают и которые разрушают веру в себя:

Слова поддержки:

Слова разочарования:

Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Ты делаешь это очень хорошо.


Эта идея никогда не сможет быть реализована.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.



Способы преодоления тревожности:


  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.

  • Доверяйте ребенку.

  • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.

  • Не унижайте ребенка, наказывая его.

  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».

  • Помогите ему найти дело по душе.





ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для родителей пятиклассников


  1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

  2. Регулярно беседуйте с классным руководителем и учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

  3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

  4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

  5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

  6. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю.

  7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

  8. Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.

  9. Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию.


В заключение нашего собрания предлагаю вам один флештренинг, который называется «Мудрец и бабочка». (Показать флештренинг по притче «Мудрец»)


Притча Мудрец и бабочка


Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».


То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!


Благодарю всех за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!