СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий ролевой игры "Биосинтез белка" для учащихся 9 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра была разработана как внеклассное мероприятие для учащихся девятых классов к предметной неделе естествознания. Материал поможет закрепить такую довольно сложную тему, как биосинтез белка. Игра также может быть использована и на уроках биологии при прохождении темы "Биосинтез белка".

Просмотр содержимого документа
«Сценарий ролевой игры "Биосинтез белка" для учащихся 9 классов»

Сценарий ролевой игры "Биосинтез белка" для учащихся 9 классов

Игра была разработана как внеклассное мероприятие для учащихся девятых классов к предметной неделе естествознания. Материал поможет закрепить такую довольно сложную тему, как биосинтез белка. Игра также может быть использована и на уроках биологии при прохождении темы "Биосинтез белка".

Цель игры:



  • продолжить развитие коммуникативной деятельности учащихся, способствующей развитию коллективной компетенции;

  • углубить знания о метаболизме клеток путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка;

  • продолжить формирование знаний о хранении информации о белках в ДНК;

  • сформировать знания о механизмах биосинтеза белка на примере транскрипции и трансляции;

  • показать роль транспортных РНК в процессе биосинтеза белка;

  • раскрыть механизмы матричного синтеза полипептидной цепи на рибосомах;

  • коррегировать и развивать логическое мышление учащихся.

Необходимые материалы:

  • Большое пространство

  • Как минимум 15 человек

  • 9 нуклеотидов (3 последних – стоп-кодон)

  • 1 хеликаза

  • 1 РНК-полимераза

  • 2 субъединицы рибосомы (большая и малая)

  • 2 тРНК

  • 2 длинные линейки (или тренировочные мечи)

  • Скотч

  • Ножницы

  • Фломастеры (для надписей)

  • Листки (A4 или A3)

  • Карточки с ролями на каждого участника (см. выше)

  • Круг (хула-хуп, достаточно большой, чтобы через него пролез ученик)

  • 9 листков с комплементарными основаниями (к которым прикрепляются ученики при транскрипции)

  • 12 карточек с аминокислотами + рядом следует положить таблицу аминокислот (чтобы тРНК могли определить и взять нужные им аминокислоты)

ХОД ИГРЫ

Перед игрой необходимо заранее:

  • Расклеить на стене листки (желательно А4) с аббревиатурами нуклеотидов (А, Т, Ц, Г), а также 3’ и 5’ концы

  • Наметить поле игры на полу, обозначить (можно скотчем и листками с названиями) ядерную мембрану, цитоплазму и шероховатую ЭПС

  • Распределить роли среди учеников (раздачей или жеребьевкой)

Игра:

Все ученики, кроме РНК-полимеразы, садятся в зал. Те учащиеся, которым выпала роль нуклеотидов, поднимают карточки со своей ролью.

РНК-полимераза находит нужные нуклеотиды и пристраивает их к комплементарным нуклеотидам ДНК (важно, чтобы полимераза правильно определила с какого конца начинать). От нуклеотидов требуется прикоснуться двумя пальцами к листку в случае связи А-У (Т-А) и тремя пальцами в случае связи Ц-Г левой рукой, а правую руку положить на плечо соседнему нуклеотиду.

После того как все нуклеотиды образовали водородные связи с комплементарными основаниями, из зала вызывается хеликаза, которая, проходя между учащимися и стеной, разрывает водородные связи.

Отцепившаяся молекула РНК («паровозиком») подходит к ядерной мембране и пробирается через кольцо (ядерную пору), которое к тому времени держит один из ведущих.

РНК в цитоплазме подбирается к шероховатой ЭПС (5’ концом), у входа в которую стоят два человека (две субъединицы рибосомы) с линейками (мечами). Две субъединицы ограничивают линейками сначала 3 человека и ждут, пока нужная тРНК не подойдет к рибосоме и не отдаст большой субъединице бумажку с нужной аминокислотой. Затем РНК продвигается и уже 6 человек оказываются внутри рибосомы. Следующая тРНК отдает свою аминокислоту. При переходе к следующему кодону, первый уходит из рибосомы. Так продолжается до того момента, пока не появится внутри рибосомы стоп-кодон.

В конце рибосомы озвучивают ведущему получившуюся последовательность аминокислот, которая у них получилась (ведущий проверяет результат).

Подведение итогов:

В игре оценивается, как и командная работа (конечный результат), так и индивидуальные знания каждого (правильно ли определила начало полимераза, правильно ли образовали связи нуклеотиды, верно ли определили тРНК свои аминокислоты + по ходу игры можно задавать какие-либо промежуточные вопросы учащимся)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!