Сценарий ролевой игры "Биосинтез белка" для учащихся 9 классов
Игра была разработана как внеклассное мероприятие для учащихся девятых классов к предметной неделе естествознания. Материал поможет закрепить такую довольно сложную тему, как биосинтез белка. Игра также может быть использована и на уроках биологии при прохождении темы "Биосинтез белка".
Цель игры:
продолжить развитие коммуникативной деятельности учащихся, способствующей развитию коллективной компетенции;
углубить знания о метаболизме клеток путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка;
продолжить формирование знаний о хранении информации о белках в ДНК;
сформировать знания о механизмах биосинтеза белка на примере транскрипции и трансляции;
показать роль транспортных РНК в процессе биосинтеза белка;
раскрыть механизмы матричного синтеза полипептидной цепи на рибосомах;
коррегировать и развивать логическое мышление учащихся.
Необходимые материалы:
Большое пространство
Как минимум 15 человек
9 нуклеотидов (3 последних – стоп-кодон)
1 хеликаза
1 РНК-полимераза
2 субъединицы рибосомы (большая и малая)
2 тРНК
2 длинные линейки (или тренировочные мечи)
Скотч
Ножницы
Фломастеры (для надписей)
Листки (A4 или A3)
Карточки с ролями на каждого участника (см. выше)
Круг (хула-хуп, достаточно большой, чтобы через него пролез ученик)
9 листков с комплементарными основаниями (к которым прикрепляются ученики при транскрипции)
12 карточек с аминокислотами + рядом следует положить таблицу аминокислот (чтобы тРНК могли определить и взять нужные им аминокислоты)
ХОД ИГРЫ
Перед игрой необходимо заранее:
Расклеить на стене листки (желательно А4) с аббревиатурами нуклеотидов (А, Т, Ц, Г), а также 3’ и 5’ концы
Наметить поле игры на полу, обозначить (можно скотчем и листками с названиями) ядерную мембрану, цитоплазму и шероховатую ЭПС
Распределить роли среди учеников (раздачей или жеребьевкой)
Игра:
Все ученики, кроме РНК-полимеразы, садятся в зал. Те учащиеся, которым выпала роль нуклеотидов, поднимают карточки со своей ролью.
РНК-полимераза находит нужные нуклеотиды и пристраивает их к комплементарным нуклеотидам ДНК (важно, чтобы полимераза правильно определила с какого конца начинать). От нуклеотидов требуется прикоснуться двумя пальцами к листку в случае связи А-У (Т-А) и тремя пальцами в случае связи Ц-Г левой рукой, а правую руку положить на плечо соседнему нуклеотиду.
После того как все нуклеотиды образовали водородные связи с комплементарными основаниями, из зала вызывается хеликаза, которая, проходя между учащимися и стеной, разрывает водородные связи.
Отцепившаяся молекула РНК («паровозиком») подходит к ядерной мембране и пробирается через кольцо (ядерную пору), которое к тому времени держит один из ведущих.
РНК в цитоплазме подбирается к шероховатой ЭПС (5’ концом), у входа в которую стоят два человека (две субъединицы рибосомы) с линейками (мечами). Две субъединицы ограничивают линейками сначала 3 человека и ждут, пока нужная тРНК не подойдет к рибосоме и не отдаст большой субъединице бумажку с нужной аминокислотой. Затем РНК продвигается и уже 6 человек оказываются внутри рибосомы. Следующая тРНК отдает свою аминокислоту. При переходе к следующему кодону, первый уходит из рибосомы. Так продолжается до того момента, пока не появится внутри рибосомы стоп-кодон.
В конце рибосомы озвучивают ведущему получившуюся последовательность аминокислот, которая у них получилась (ведущий проверяет результат).
Подведение итогов:
В игре оценивается, как и командная работа (конечный результат), так и индивидуальные знания каждого (правильно ли определила начало полимераза, правильно ли образовали связи нуклеотиды, верно ли определили тРНК свои аминокислоты + по ходу игры можно задавать какие-либо промежуточные вопросы учащимся)