Сценарий урока русского языка
Автор составитель урока: Барышева Светлана Михайловна
Предмет: русский язык
Класс: 2 «А»
Учебник: Русский язык
Автор учебника: С.В. Ломакович, Л.Тимченко.
Система: Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова
Тема урока: «Наблюдение над словами признаками»
Цель: отрабатывать умение подбирать слова – названия признаков в тексте, чувствовать их значимость и необходимость для полноценного и содержательного текста.
Задачи:
Обучающая: умение находить слова-признаки в предложениях, ставить к ним вопросы; расширять знания учащихся о словах – признаках.
Развивающая: развивать речь учащихся (обогащать их словарный запас), внимательное отношение к слову, способствовать творческому развитию личности; развивать мышление учеников (учить сопоставлять, анализировать, логически мыслить, учить обосновывать свой выбор).
Воспитывающая: создать условия для воспитания культуры речи,
коммуникативных умений через работу в группах; способствовать воспитанию эстетического восприятия окружающего мира.
Формируемые УУД:
Личностные:
- становление мотивационной основы учебной деятельности;
- формирование способностей к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявление заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий;
- ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.
Метапредметные
Познавательные УУД
- соотносить учебные задачи, поставленные в начале урока, с полученными результатами;
- находить ответ на проблемный вопрос;
- умение наблюдать за словами, обозначающими признаки.
Регулятивные УУД
- определять способ решения учебной задачи, планировать ход деятельности;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу;
- извлекать информацию из схем;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Коммуникативные УУД
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;
- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.
- осуществлять совместную деятельность в паре и группах.
Тип урока: Урок решения частной задачи.
Оборудование: учебник русского языка С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко 2 класс, мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданиями для работы в группе, карточки с заданиями для работы в паре , листы успешности.
Ход урока:
I Организационный момент (1 мин)
- Давайте встанем правильно и красиво. Посмотрите на меня, а я на вас, давайте улыбнемся друг другу. Пусть этот урок принесет нам радость общения.
II Актуализация знаний. (5 мин)
- Перед вами лежит лист, прочитайте, пожалуйста, что там напечатано.
Живет в лесу белочка. У зверька хвост, ушки и лапки. Целый день собирает белочка грибы и орехи. Это дело! Не за горами зима! |
- Прочитайте, соблюдая интонацию.
- Что это? (Это текст)
- Что мы знаем о тексте? (Текст – это предложения, связанные по смыслу)
- Чего не хватает? (Не хватает заглавия)
- Озаглавьте. (Предлагают варианты)
- Что еще можете сказать про этот текст? (Нет описания белочки, не хватает признаков)
- Что нужно сделать, чтобы могли представить белочку во всей красе? (Добавить слова, обозначающие признаки)
- Какую работу выполняют слова, обозначающие признаки?
(Они описывают признаки предметов. С их помощью наша речь становится красивой и богатой.)
- На какие вопросы они отвечают? (Они отвечают на вопросы: какая? какой? какое? какие?)
- Какие признаки могут обозначать эти слова?
(Признаки: вкус, цвет, материал, форму и др.)
- С какими словами связаны слова – признаки?
(Слова – признаки связаны со словами – предметами.)
- Я хочу похвалить за хорошие знания………
- за полные ответы……….
- за активную работу……………
IV Постановка учебной задачи. (1 мин)
- Что должны уметь, знать, чтобы находить или подбирать слова, обозначающие признаки предметов?
(Знать на какие вопросы отвечают, какую работу выполняют)
?- Какова учебная задача нашего урока?
- Проверить умеем ли мы определять и подбирать слова – признаки предметов.
V Решение частных задач
1. Работа в группе (12 мин)
- Проверим, умеете ли вы свои теоретические знания применять на практике.
- Давайте вернемся к нашему тексту.
- Какое задание я хочу предложить вам выполнить? (Подобрать слова, обозначающие признаки предметов)
- Предлагаю выполнить это задание в группах.
- Давайте повторим правила работы в группе:
• Выслушивать, мнение каждого, не перебивая.
• Быть внимательным друг к другу
• Уметь договариваться.
• Умеешь сам - научи другого.
-По каким критериям будем оценивать результаты каждой группы? (Предлагают: правильность, организация работы в группе )
- Я хочу предложить ещё такие критерии:
• Количество слов – признаков.
• У кого лучше представлена белка во всей красе?
• Кто смог подобрать наиболее интересные слова – признаки?
-Проверим результаты вашей работы.
Представление результатов групповой работы.(8 мин)
-Какую учебную задачу решали?
(Подобрать слова, обозначающие признаки белочки)
-Удалась ли работа в группе? (Ответы детей)
- Оцените работу группы.
- У кого есть вопросы?
- Что можете добавить?
- Сколько ошибок допустили? Что не получилось? Почему?
- Что можно посоветовать этим ребятам? (потренироваться дома, попросить помощи у других детей, групп)
- Я хочу похвалить все группы за качественную и дружную работу.
Физминутка (2 мин)
Беличья зарядка
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)
Жили дружно, не тужили,
И с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах.)
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.)
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)
2. Задание 2 (5 мин)
Даю свой вариант текста. (презентация)
Живет в лесу рыжая белочка. У зверька пушистый хвост, чуткие ушки цепкие лапки. Целый день собирает белочка грибы и лесные орехи. Это очень важное дело! Не за горами холодная зима. |
З адание: из текста подобрать к каждой схеме по одному сочетанию слов и записать в тетрадь:
кто? какая? что? какой? что? какая?
Проверка фронтальная
Самооценка ( волшебная линеечка, цветовой индикатор):
Оцените свою работу по цветовому индикатору
Зелёный - знаю, умею, могу помочь!
Жёлтый - сомневаюсь, не уверен!
Красный - я не знаю, прошу помощи
- Кто продвинулся? Встаньте!
- У кого результаты улучшились? Встаньте!
- Я вижу, большинство детей сами справились с этой задачей, но есть дети, которые еще сомневаются и не уверены. И красный цвет показали …. человек, им нужна помощь.
- Что можно посоветовать этим ребятам?
(Потренироваться дома, попросить помощи у других детей, групп)
3. Игра «Найди пару» (6 мин)
- У каждого из вас на столе карточка со словом. Определите, что обозначает ваше слово, и на своем ряду найдите пару. После того как найдете пару, вам нужно сесть за парту владельца слова – предмета и записать в тетрадь получившееся сочетание слов и графически обозначить связь слов:
(Подобрать слова, обозначающие признаки предметов)
(что?) характер (какой?) весёлый
(что?) зубки (какие?) острые
(что?) мордочка (какая?) милая
(что?) шёрстка (какая?) гладкая
(что?) хвост (какой?) длинный
( ?) лисички (какие?) рыжие
Самопроверка по презентации.
- У кого есть вопросы?
(Почему в последнем сочетании слов у некоторых записан вопрос кто?, а у кого-то вопрос что?)
- От чего это зависит?
(От значения слова «лисички». У слова «лисички – два значения»)
ЛИСИЧКА
лисички, ж.
1. Уменьш. к лисица.
2. Съедобный гриб желтого цвета.
Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012
- Как называются слова одинаковые по написанию, но разные по значению?
(Слова одинаковые по написанию, но разные по значению называются омонимами)
Оценка работы пары.
- Оцените работу своей пары:
VI. Итог урока (4 мин)
- Какую учебную задачу решали на уроке?
- Что вы знаете о словах – признаках?
Рефлексия
- Как я сегодня работал на уроке?
Самооценка: - Что у меня получилось?
-Над чем следует поработать?
ОЦЕНКА Внутренняя оценка:
- Мне хочется отметить работу…..
- Я благодарю за…..
Учителя:
- Я хотела бы похвалить…
Работа с листом успешности
-Приготовьте оценочные листы, с помощью цветных индикаторов оцените ещё раз, как вы усвоили каждую позицию?
Лист успешности
Учени_________2 «А» класса СОШ №4
Фамилия, имя ____________________________________
Предмет: Русский язык
Тема: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Основные знания, умения | Дата | Дата | Дата | Дата | Дата | Дата | Итоговая оценка |
1.Умею находить слова, обозначающие признаки предметов | | | | | | | |
2.Умею ставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? какие? | | | | | | | |
3.Умею подбирать слова– названия признаков в тексте | | | | | | | |
4.Умею составлять сочетания слов | | | | | | | |
5.Умею находить сочетания слов | | | | | | | |
Зелёный - знаю, умею, могу помочь!
Жёлтый - сомневаюсь, не уверен!
Красный - я не знаю, прошу помощи
VII. Домашнее задание (1 мин):
Составить и записать текст с использование слов, обозначающих признаки, о своем любимом животном.