СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеаудиторного мероприятия: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел». (Юбилею со дна рождения Петра I посвящается)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке  рассказывается о благородных деяниях и реформах самого известного русского царя Петра I.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеаудиторного мероприятия: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел». (Юбилею со дна рождения Петра I посвящается)»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТТЬТИ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»





Конкурс методических разработок

Номинация

Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса







Сценарий внеаудиторного мероприятия:

«На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел». (Юбилею со дна рождения Петра I посвящается)





Цыбульник Л.М.,

преподаватель русского языка и литературы















2021-2022 уч. год

Цель мероприятия:

образовательная: расширить знания о жизни, благородных деяниях и реформах самого известного русского царя Петра I;

культурных традициях, введенных в России благодаря Петру I;

развивающая: развивать и совершенствовать навыки работы с текстами художественных произведений, толковыми словарями, аналитико-синтетическую деятельность обучающихся при подборе материала для выступления, умение сравнивать, обобщать, классифицировать материал по теме, развивать навык выразительного чтения художественных произведений;

воспитательная: способствовать в процессе подготовки к мероприятию привитию интереса к культурным и эстетическим ценностям и традициям России, творчеству поэтов, художников, отражающему петровское время и его значение для развития России. Тип занятия: комбинированное.

Методы обучения:

проблемного, развивающего обучения;

Приемы обучения:

словесные: рассказы студентов, информация-сообщение, историческая справка, работа с текстом, выразительное чтение наизусть, новая лексика;

иллюстративные: словесные иллюстрации к художественным произведениям, портретной галерее Петра I, иллюстрациям к его государственной, военной, деятельности;

демонстрационные: презентация к мероприятию; учебный кинофильм «Петр I»;

групповые: воспроизведение новых сведений о реформах Петра I;

эстетические: бальные традиции, введенные Петром I ,

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме «Юбилею со дна рождения Петра I посвящается»», музыкальное сопровождение: вальс А. Хачатуряна к драме М. Лермонтова «Маскарад», марш Тухманова «Петр» импровизированная выставка книг, иллюстративный материал.

Слайд 1. Портрет Петра I, даты жизни ( 1672 – 1725)

Звучит марш Д. Тухманова «Петр» . Выходят Ведущие на сцену.

1 ведущий. Добрый день, уважаемые друзья. Сегодня у нас необычный день. В этом году 9 июня исполняется 350 лет со дня рождения императора, чье имя ассоциируется с названием одного из красивейших городов мира Петербурга.


2 ведущий. Итак, мы сегодня будем говорить о жизни, благородных деяниях и реформах самого известного русского царя Петра I. Так каким же был будущий император России?

Слайд 2. Портрет царя Петра в детстве.


3 ведущий. Петр I – младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной – родился 30 мая 1672 года. В детстве Петр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и  французский языки. С помощью дворцовых мастеров освоил много ремесел: столярное, токарное, оружейное, кузнечное и др..

1 ведущий. Будущий император был физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью. В апреле 1682 года Петр был возведен на престол после смерти бездетного царя Федора Алексеевича в обход своего сводного старшего брата Ивана. Однако сестра Петра и Ивана – царевна Софья и родственники первой жены Алексея Михайловича – Милославские использовали стрелецкое восстание в Москве для дворцового переворота. В мае 1682 года приверженцы и родственники Нарышкиных были убиты или сосланы, "старшим" царем был объявлен Иван, а Петр – "младшим" царем при правительнице Софье. О таком факте в жизни России служит золотая монета с изображением сразу двух царей с гербом в виде орла, а на аверсе царевна Софья. А также двухместный трон Ивана V и Петра I в Оружейной Палате

Слайд 3 . Золотая монета 1869 с изображением сразу двух царей с гербом в виде орла и на аверсе царевну Софью

Слайд 4 Двухместный трон Ивана V и Петра I в Оружейной Палате


2 ведущий . При Софье Петр жил в селе Преображенском под Москвой. Здесь из своих ровесников Петр сформировал "потешные полки" – будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который впоследствии стал "правой рукой" императора.

Слайд 5. Петр I и Александр Меньшиков


3 ведущий. в подмосковном селе Преображенском Петр I провел с 1682 по 1689 год, Это годы, проведенные юным царем в «потешных полках», где сам служил барабанщиком.

Слайд 6. Потешное войско

В 1685 году потешное войско совершило переход из села Преображенское в село Воробьево. С 1686 году у «потешного» полка появилась артиллерия и два небольших корабля, шняка и струг, на реке Яузе. В 1688 году по просьбе Петра I был отремонтирован английский бот, но река Яуза ему оказалась мелковата. Наследник престола направился на Плещеево озеро у города Переяславля-Залесского, где построил верфь и начал строительство для сообщения по пресноводным путям. Что собою представляли шняка и спрут, что увидите на следующих слайдах.

Слайд 7. Шняка.

Слайд 8. Струг

Слайд 9. Плещеево озеро

Слайд 10. Н.Г. Петров. Петр строит флотилию на озере Плещеево

1 ведущий. К маю 1692 года на озере была подготовлена значительная флотилия, состоящая из различных по типу и величине судов. Кроме того, еще зимой Петр распорядился привезти в Переславль яхты и баркасы с Москва-реки.

1 мая был спущен на воду 30-ти пушечный фрегат «Марс» и состоялись маневры потешного флота во взаимодействии с пехотой и артиллерией, которые в августе царь повторил для приглашенного Московского двора.

Залпы корабельных пушек и звон колоколов переславских храмов возвестили о рождении Российского военного флота.
В 1693 году, перед отъездом в Архангельск, Петр выменял село Веськово с потешным и деловым двором в государственную собственность. Надзор за флотилией был возложен на рыбаков государевой Рыбной слободы и посадских людей, но со временем он стал ослабевать.

2 ведущий .

Забегая вперед, следует сказать о том, что Петр, создав настоящий флот, помнил о потешной флотилии. В феврале 1722 года Великий Преобразователь, проезжая через Переславль, обнаружил, что корабли находятся в плачевном состоянии. Царь издал специальный указ, которым повелел местным воеводам «беречь остатки кораблей, яхт и галер». Петровские суда собрали под навесы в центре города, на левом берегу Трубежа, составили опись, назначили охрану. Окончательную точку в печальной судьбе потешной флотилии поставил пожар 1783 года, уничтоживший детище юного царя.

К середине XVIII века совсем обветшали и постройки петровского времени на холме Гремяч. Оставшиеся от строений предметы и детали судов были собраны в амбаре бывшего делового двора. Среди них в 1802 году владимирский гражданский губернатор, князь Иван Михайлович Долгоруков, обнаружил бот «Фортуна» - единственное уцелевшее судно. По его инициативе с переславцев собрали средства на постройку каменной палатки для хранения ботика и «остатков дома Петрова». 1 августа 1803 года бот торжественно перенесли в новое здание и открыли один из первых провинциальных музеев России – Ботный дом.

Слайд 11. П.П. Попов. Петровский бот "Фортуна"

3 ведущий. В конце XVII — начале XVIII века в России началась новая эпоха, которую полностью определили характер, убеждения и интересы одного человека — Петра I. Петр был человеком Нового времени — любопытным и способным к восприятию нового. Во время путешествия по Европе он усвоил ключевую идею эпохи — идею о силе человеческого разума. Разума, с помощью которого можно не только познавать окружающий мир, но и влиять на него. Петр Великий и на самом деле был великим, его рост превышал два метра, что в то время считалось очень странным. Однако император носил обувь 38 размера. Одежду же носил 48 размера.

Своим характером и своими увлечениями царь определял движение страны; он был безусловным инициатором всего самого существенного и заметного, что произошло тогда. Его реформаторская деятельность распростра­нялась на все сферы русской жизни.

1 ведущий. Но прежде всего Петр решился утвердить морское дело в России. Заботясь о привлечении в Россию техников-иностранцев, Петр решился, для лучшего  утверждения в России морского дела, создать и русских техников, для чего послал за границу знатную  молодежь  "учиться архитектуры  и управления корабельнаго". Всего пятьдесят молодых придворных были  посланы в Италию, Англию и Голландию, т.е. в страны, знаменитые тогда развитием мореплавания. Высшее  московское общество  было  неприятно поражено  этим новшеством; Петр не  только сам сдружился  с немцами, но  желает, как  видно, сдружить и других. Еще  больше  поражены  были русские люди, когда узнали, что сам Петр едет за границу.

2 ведущий. Путешествие. Петр ехал инкогнито, в  свите  "великого посольства", под  именем Петра Алексеевича Михайлова, урядника Преображенского полка. Официально  считалось,  что  государь  не уезжал;      дела решались его именем. Между весельем Петр серьезно занимался изучением артиллерии и получил от  прусских специалистов диплом, признавший его за "искуснаго огнестрельнаго художника".

О том, какую оставили  нам  его характеристику.  "У него прекрасныя черты лица  и благородная осанка, он обладает большою живостью ума;  ответы его быстры и верны.  Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел  бы человек совершенный,  потому что у него много достоинств и необыкновенный  ум". 

3 ведущий. В Голландии  Петр I прежде всего направился  в городок Саардам (Саандам); там  были знаменитые корабельные верфи, о которых он слышал  еще в России. На постой "урядник Михайлов" остановился не в шикарной гостинице, а у кузнеца Геррита Киста. Жил он там в каморке, а спал полусидя в шкафу. В Голландии считалось, что лежа спать вредно, так как к голове притекает кровь. Время даром Петр не терял. Чтобы с нуля освоить плотницкую науку, он начал работать на верфях Линста Рогге в Заандаме. Царю все интересно. Он знакомится с простой жизнью людей, осматривает фабрики, мельницы, мастерские. Все здесь по-другому, не так как в России, а лучше, с умом сделано.

Слайд 12. Домик Петра в Зандеме.


В Саардаме принялся  он  плотничать  и  на  досуге  кататься  по морю. Но  его инкогнито, плохо соблюдавшееся и в Германии, было нарушено и здесь;  в Петре Михайлове узнали царя Петра, и весь город стремился посмотреть на диковинного гостя. Рассерженный  Петр, пробыв в Саардаме всего неделю, переехал в Амстердам, где оставался с половины августа 1697 до января 1698  г., лишь на короткое  время выезжая  в Гаагу и другие города. В Амстердаме  он  учился  кораблестроению   на  Ост-Индской   верфи  и  достиг значительных успехов, но остался недоволен голландским кораблестроением.

Слайд 13. Петр I в одежде корабельного плотника во время Великого посольства

1 ведущий. Уже в России  он  научился  плотничать, в  Голландии  же  искал возможность  изучить  теорию кораблестроения.  Но  голландцы  строили  суда  навыком, не  умея составлять корабельных  чертежей,  не  зная  теории  корабельного искусства.  Это-то  и сердило Петра. С  чувством неудовольствия оставлял Петр Голландию, но там он  многому научился. Одновременно  с работами на верфи  он занимался  математикой,  астрономией, рисованием и гравированием, он посещал разные музеи, слушал лекции медицины.

2 ведущий. В Англии Петр учился теории судостроения и  военному делу,  катался  по  Темзе и присматривался  к английской  жизни, вращаясь в самых  разнообразных сферах. Английские инженеры, техники, моряки производили на Петра  лучшее  впечатление,  чем  голландские, и  он  усердно приглашал их в Россию.

 3 ведущий.   Для Петра путешествие  было последним актом  самообразования.  Сознавая превосходство  Запада, он  решился приблизить  к нему свое государство путем реформы. Петр как реформатор созрел за границей. Реформы были разнообразные.

В первую очередь, это военная реформа. При Петре армии стали постоянными и не распускались после военных кампаний. Постоянный контингент поддерживался планомерно набираемыми в определенные сроки рекрутами из податных сословий. Солдаты войск Петра I полностью отрывались от семей и всяких иных занятий, кроме военного. Чтобы солдаты отличали левую от правой стороны к правой руке привязывали солому, а к левой — сено.

На казачество была наложена обязанность поставлять чётко установленное количество войск. Петром I был создан большой флот: 48 кораблей и до 800 галер с 28 тысячами экипажа. В регулярных полках к концу царствования Петра числилось по итогам военной реформы до 212 тысяч солдат.

 1 ведущий. И будущие победы России стали возможными благодаря дальновидности Петра. Извлекая уроки начала Северной войны, когда русское войско не было готово с таким сильным противником, как Швеция, и потерпело поражение, Петр I решил заложить город «назло надменному соседу». Так 27 мая 1703 года на Заячьем острове в праздничный день Живоначальной Троицы началось строительство города, который впоследствии стал своеобразным заслоном перед угрозой со стороны Швеции. Строя город на болоте, он возводил памятник победе человеческого разума над природой.

Чтение отрывка из поэмы «Медный всадник» (на берегу пустынных волн)

Слайд 14. Вид сверху. Петропавловская крепость.

Красавцу-городу и его основателю великий русский поэт А. С. Пушкин посвятил незабываемые строки в поэме «Медный всадник».

Чтение отрывка из поэмы «Медный всадник». (Люблю тебя Петра творенье)

 2 ведущий. Ключевое для Петра и, соответственно, для его времени понятие — школа. О Северной войне, длившейся 21 год, Петр говорил: «Ученики обычно школу в семь лет оканчивают, наша же троекратно была». На войне он и сам был учеником. Но одновременно Петр был учителем для своих подданных.

Победа Петра под Полтавой вдохновила великого русского ученого М. В. Ломоносова на создание мозаичного полотна.

Слайд 15. Портрет Ломоносова.

Михаил Ломоносов – любознательный естествоиспытатель, одаренный писатель и мудрейший философ не обошел стороной и такую важную сферу творчества, как изобразительное искусство. Он изучал свойства стекла и, пораженный необычайной красотой смальты – цветного стекла, увлекся изготовлением мозаичных полотен. Одним из таких способов созданных работ и является знаменитая «Полтавская баталия».

Для выкладывания мозаики ученому потребовалась помощь семерых рабочих и художника. Нанятый живописец подготовил картонную основу с изображением, так как Ломоносов не обладал навыками рисования. Но непосредственно саму работу с разноцветными стеклянными кусочками выполнял автор задуманного произведения. Результатом стало громадное панно приблизительно в 6,5 метров шириной и в высоту – около 5 метров. Изображало оно финальный эпизод сражения Полтавской битвы.

 3 ведущий. Летним утром 1709 года на левом берегу Днепра вспыхнуло противостояние между русским и шведскими войсками. Русскими командовал великий Петр I, подвиги которого особенно прославлял М. Ломоносов. Царь Петр представлен зрителям в изумрудном мундире, с саблей в руке, сидящим на вздыбленном скакуне, как бесстрашный полководец. Он выехал на поле боя, когда уже очевидна победа русского войска, но еще присутствует опасность для жизни.

Дабы уберечь государя от возможной гибели, ему преграждает путь простой солдат. Ломоносов нарочно в композиционном центре картины поставил этого солдата, желая показать таким образом значимость народа в битве, его отважный героизм.

Язык мозаики краткий и ясный. Цвета контрастные и глубокие. Фоном для насыщенной палитры алых, зеленых и синих мундиров участников сражения служит затянутый дымкой горизонт.

Полюбоваться грандиозным панно «Полтавская баталия» можно в петербургской Академии Наук

Слайд 16. Полтавская баталия

О том, каким был Петр I во время во время Полтавской битвы, ярко показал А. С. Пушкин в поэме «Полтава».

Чтение отрывка из поэмы «Полтава» (Горит восток зарею новой)


Чтение отрывка из поэмы «Полтава»(Уж близок полдень)


1 ведущий. Административная и государственная реформы. При Петре I окончательно потеряла значение Боярская дума как орган высшей аристократии. В 1711 году учрежден высший государственный орган – Правительствующий Сенат, члены которого назначались государем, а не благодаря родовитости своих фамилий. При Петре I установлен прокурорский надзор. Созданы 12 коллегий, каждая из которых вела свой круг дел: военная, морская, иностранных дел, доходов, расходов, финансового контроля, торговли, добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, юстиции плюс городская коллегия (Главный Магистрат) и церковная (Святейший Синод). Отличие созданных реформой Петра I коллегий от позднейших министерств состояло в том, что в первых практиковалось коллегиальное обсуждение дел их членами, а не единоличное руководство министром.

2 ведущий. Ещё одна административная реформа Петра I разделила Россию на губернии (вначале восемь), которые в свою очередь дробились на провинции, а те – на уезды. Губернии возглавляли губернаторы, провинции и уезды – воеводы (или коменданты). При воеводах во времена Петра I состояли выборные органы от дворян – ландраты и земские комиссары. Важной государственной реформой стал и  закон Петра I о престолонаследии (1722). Им была отменена привычная очерёдность замещения трона внутри династии. Действующий государь отныне мог сам избрать себе преемником кого угодно.

3 ведущий. Социальные (сословные) реформы Петра I. В результате социальных реформ Петра I сильно изменилось положение трёх главных русских сословий – дворян, крестьян и городских жителей.

Служилое сословие, дворяне, после реформ Петра I стали исполнять воинскую повинность в регулярных полках. Службу дворяне теперь (в теории) начинали с тех же нижних чинов, что и простонародье. Выходцы из недворянских сословий наравне с дворянами могли дослуживаться до самых высоких званий. Порядок прохождения служебных степеней определялся со времён реформ Петра I изданной в 1722 «Табелью о рангах». Она установила 14 чинов армейской и штатской службы.

Для подготовки к службе Петр I ещё и обязал дворян проходить первоначальное обучение грамоте, цифири и геометрии. Дворянин, не выдержавший установленного экзамена, лишался права жениться и получать офицерский чин.

1 ведущий. Помещичье сословие и после реформ Петра I всё же имело довольно важные служебные преимущество перед людьми незнатными. Поступавшие на военную службу дворяне, как правило, причислялись не к обычным армейским полкам, а к привилегированным гвардейским – Преображенскому и Семеновскому, квартировавшим в Петербурге.

2 ведущий. Главнейшая перемена в социальном положении крестьян была связана с податной реформой Петра I. Она была проведена в 1718 г. и заменила прежний подворный (с каждого крестьянского двора) способ налогообложения подушным (с души). По результатам переписи 1718 вводилась подушная подать, если раньше была подать с каждого двора, то теперь стала с каждого члена семьи.

3 ведущий. А теперь о реформах в области культуры, науки и просвещения. После заграничного путешествия (1698) Петр I стал резать бороды боярам и дворянам. Кто отказывался резать бороду, платил налог на ношение бороды.  Царь вводил для них западную одежду, чтобы придать высшему сословию России европейский облик. Петр I стремился распространить в России полезные познания – преимущественно технические и практические, а не гуманитарные. Его культурные реформы выразились в основании ряда школ для преподавания иностранных языков, математики, морского и инженерного дела. На русский язык переводилась западная научная литература. Старое усложнённое церковнославянское письмо было заменено (1708) более простой «гражданской азбукой». При Петре I стала издаваться первая общедоступная русская газета – «Московские ведомости» (с 1703). Царь сам отбирал новости для газеты «Ведомости».

1 ведущий. Ну, пожалуй, самым важным в деяниях Петра I в области культуры и образования стало подписание им в январе 1724 года в Сенате определения «Об Академии». И уже через два дня он утвердил проект положения об Академии наук, университете и гимназии при ней. Петр I не только сам учился, но и не считал зазорным посмотреть, а иногда и преподать урок дворянским отпрыскам.

Слайд 17. «Экзамен Петра», худ. Ю.Кушевский

Благодаря его усилиям в 1714 году была основана Морская академия.

Слайд 18. Морская академия.

 2 ведущий. В конце своего правления Петр I сделал попытку (1724) учредить в России Академию наук, которая, однако, вскоре закрылась. Петр I внедрял в России и бытовые европейские обычаи. В среде дворян распространились «ассамблеи» (светские приёмы) чисто светского характера. Проводились шумные публичные празднества на западный манер. Пропагандировалось более свободное, чем в Московской Руси, положение женщины. Раньше, в допетровской Руси, выходить «в свет» девушкам до замужества считалось недопустимой распущенностью.

 3 ведущий. Первая в истории России ассамблея, от которой ведет свое родословие русская бальная культура, состоялась 8 декабря 1718 года в особняке одного из «птенцов гнезда Петрова», генерала графа Ивана Бутурлина на Большой Дворянской улице Санкт-Петербурга. Петр часто удивлял всех своей виртуозной игрой на фортепиано.


Слайд 19. Бал при Петре I. Картина К. Лебедева «Ассамблея при дворе Петра I»


 1 ведущий. Бальная культура существовала в императорской России как неотъемлемая часть жизни высших классов общества. Сегодня то, что три сотни лет назад начал Петр Великий, переживает второе рождение.

Сейчас и мы с вами станем свидетелями возрождения бальной культуры, утвержденной Петром Великим.

Бальный танец. Видеоролик

2 ведущий. Трудно представить сейчас, когда успевал Петр I учиться. Он научился кораблестроению, навигации, изготовлению часов, брал уроки рисования и граверного дела, учился изготовлять бумагу, осваивал ремесло плотника, каменщика, садовника, а также посещал анатомический театр, где изучал строение человеческого тела и практиковался в хирургии и активно изучал анатомию человеческого тела. Но больше всего царя увлекала стоматология. Ему нравилось выдирать больные зубы. Известно, что с помощью инструментов, привезённых из Голландии, он нередко удалял больные зубы своим царедворцам. При этом иногда царь увлекался. Тогда под раздачу могли попасть и их здоровые зубы.

2 ведущий. Первым, кто приклепал коньки к обуви, был Петр Великий. Дело в том, что раньше коньки просто привязывали к обуви верёвками и ремнями. А идею привычных теперь для нас коньков, прикрепленных к подошве ботинок, Пётр I привез из Голландии во время своего путешествия по западным странам.

3 ведущий. Взойдя на Российский престол, Пётр 1 сумел отсталую и патриархальную страну вывести в число европейских лидеров. Его роль в истории нашей Родины неоценима, а жизнь полна удивительных событий. Царь с пристрастием относился к целому ряду занятий, не характерных для прочих августейших особ. Общеизвестна, например, его страсть к токарному делу. До сих пор посетители Санкт-Петербургского музея «Домик Петра I» могут увидеть станок, на котором государь собственноручно вытачивал различные деревянные поделки.

Слайд 20. Токарный станок в домике Петра I
×


1 ведущий Первый музей Кунсткамера был основан Петром, где содержатся его личные коллекции, привезенные из разных уголков мира. В Летний дворец были перевезены все коллекции царя в 1714 году. Так был создан музей Кунсткамера. Все, кто посещал Кунсткамеру, бесплатно получали спиртное.

Слайд 21. Кунсткамера.

2 ведущий. При Петре I разбивались царские сады, при этом царь находил время лично участвовать в этом. Из Голландии Петр I привез много интересных вещей в Россию. Среди них и тюльпаны. Луковицы этих растений появились в России в 1702 году. Реформатор был настолько очарован растущими в дворцовых садах, растениями, что учредил «садовую контору» специально для выписки заморских цветов.

Слайд 22. Петр участвует в закладке Царского сада.

Подсолнух – ещё одно растение, которое появилось в России, благодаря Петру I. Первоначально подсолнухи выращивали в качестве декоративных растений, а масло из семян стали делать только в 1829 г.

Традиция сажать тюльпаны в Петербурге сохранилась и до сих пор.

Слайд 23. Фестиваль тюльпанов на Елагином острове.

3 ведущий. Зарубежный вояж государя значительно обогатил палитру российской жизни, поскольку многое из того, что ему довелось там увидеть, он постарался перенести в Россию. Многие замечательные вещи никогда бы не появились в России, если бы не Петр 1Например, Голландия была именно той страной, откуда Петр 1 привез картофель. Крестьяне пытались есть ее в сыром виде, не догадываясь запечь или сварить, и в результате отказывались от этого вкусного и питательного овоща. Кроме того, из этого небольшого государства, омываемого Северным морем, в Россию тех лет попали рис, табак, кофе, шоколад.

  1. ведущий. Важным шагом на пути приобщения России к стандартам, принятым в Европе, стало введение при Петре 1 юлианского календаря. Прежнее летоисчисление, берущее начало от сотворения мира, стало весьма неудобным в реалиях жизни наступавшего XVIII века. В связи с этим 15 декабря 1699 года царь издал Указ, в соответствии с которым счёт годам стали вести в соответствии с общепринятым за рубежом календарём, введённым в употребление ещё римским императором Юлием Цезарем. Таким образом, 1 января Россия вместе со всем цивилизованным миром вступила не в 7208 год от Сотворения мира, а в 1700-й от Рождества Христова .Тогда же вышел и Указ Петра 1 о праздновании Нового года в первый день января, а не в сентябре, как это было прежде. Одним из нововведений стал и обычай украшать дома новогодними ёлками.

  2. ведущий. Прививая в России все новое и передовое, император добивался неукоснительной дисциплины во всем, особенно в охране города. Однажды император в переодетом виде ночью пошёл к городской черте и стал уговаривать часовых, чтобы его пропустили в город, невзирая на строгий запрет. Первый отказался от взятки в 10 рублей (больше, чем солдат получал за год), второй пропустил его за взятку в 2 рубля. На следующий день Пётр I приказал первого солдата повысить в чине, а второго повесить

  3. Ведущий. Император в совершенстве владел четырнадцатью ремеслами. Однако далеко не все ремесла, которые пытался за свою долгую жизнь освоить Петр, ему покорялись. Одно время император пытался научиться плести лапти, но у него ничего не вышло. С тех пор он почтительно относился к «мудрецам», сумевшим овладеть наукой, показавшейся ему такой сложной.

1 ведущий. Есть под Петербургом царский дворец - Петергоф. Уже три века украшают его удивительные фонтаны. Так вот знаменитые каскады фонтанов в Петергофе были спроектированы им лично.

Слайд 24. Фонтаны Петродворца.

2 ведущий. Петр сумел сделать отличную военную карьеру и в результате стать адмиралом российского, голландского, английского и датского флотов.

3 ведущий. Итогами правления Петра I стало расширение границ России, получение доступа к Балтийскому морю и появление у нашей страны мощного флота.

1 ведущий. Царь мечтал написать книгу по истории Российской империи. Но, к сожалению, император ушел из жизни в самом расцвете сил. И то , что успел сделать Петр I, и есть история, воплощенная в создании армии и флота, в городе на Неве, в парках, культурных и образовательных ценностях.

2 ведущий. Императора не стало в 1725 году – скончался после тяжелой пневмонии. Похоронен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости.

Слайд 25. Могила Петра I


3 ведущий. Во многих ведущих странах были возведены памятники Петру I. Но самый известный - Медный всадник в Санкт-Петербурге.

Слайд 26. Медный всадник.

Пройдет 3 года, и мы будем снова вспоминать Петра. Но и через триста лет благодарные потомки поют славу Петру.

Звучит песня времен Петра I
















Литература:

  1. 100 лучших мест Санкт-Петербурга /авт.состА. Панкратова, М. Метальникова – Москва: Эксмо, 2016 – 96 с.: ил.

  2. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. кол.: В. И. Бородулин, А. П. Горкин, А. А. Гусев, Н. М. Ланда и др. М.: Большая Российская энцикл., 1995. – 894 с.: ил.

  3. Кулибанов В. С., Чистобаев А. И. Ленинград. – М.: Мысль, 1990. – 271 с. ил. карт.

  4. Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. .автор текста Н. Б. Ямщикова Музей-усадьба «Ботик Петра I»

  5. Санкт-Петербург. – М.: Мир энциклопедий. Аванта +, Астрель, 2010. – 144с.:ил

  6. Петергоф. Ораниенбаум. Стрельна. Дворцы. Фонтаны. Парки. Путеводитель с картами и схемами. /Т. Лобанова .текст. А. Лобанов, дизайн. Издательство/Изготовитель ООО «Торговый дом «Медный всадник», 2016

  7. Санкт-Петрбург. / автор тектса А. Раскин П-2, Санкт-Петрбург, 1999, 2001

  8. Шубинский В. И. Ученые собратья: рассказы из жизни профессора и советника Михайлы Васильевича Ломоносова и его по Российской Императорской Академии Наук товарищей. – СПб.: ДЕТГИЗ, 2011. – 124 с.























Приложение 1. 1672 -1725

Петр I. Портрет кисти П. Делароша, 1838

Приложение 2

Петр I в детстве



Приложение 3

. Золотая монета 1869 с изображением сразу двух царей с гербом в виде орла и на аверсе царевну Софью



Приложение 4 Двухместный трон

Трон Ивана V и Петра I в Оружейной Палате

Приложение 5

Петр I и Александр Меньшиков

Приложение 6

Потешное войско

Приложение 7

Шняка – поморская лодка. Соловецкий музей.

Приложение 8

Струг (от «строгать») — русское плоскодонное парусно-гребное судно XIXVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.





Приложение 9

Плещеево озеро. У Переславля-Залесского.

Приложение 10.

Н.Г. Петров. Петр строит флотилию на озере Плещеево

Приложение 11.

П.П. Попов. Петровский бот "Фортуна"

Приложение 12.

Домик Петра в Зендеме



Приложение 13.

Петр I в одежде корабельного плотника во время Великого посольства





Приложение 14.

Вид сверху. Петропавловская крепость.



Приложение 15.

Портрет Ломоносова.



Приложение 16.

Мозаичная картина Ломоносова «Полтавская баталия»

Приложение 17

«Экзамен Петра», худ. Ю. Кушевский



Приложение 18.

Морская академия.

Приложение 19.

Картина К. Лебедева «Ассамблея при дворе Петра I»

Приложение 20.

Токарный станок в домике Петра I

Приложение 21.

. Кунсткамера


Приложение 22.

Царь Петр I за работой

Приложение 23.

Традиция сажать тюльпаны на Елагином острове Петербурга

Приложение 24

Фонтаны Петродворца.

Приложение 25

Могила Петра I




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!