СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия: "80-летие со снятия блокады Ленинграда"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия: "80-летие со снятия блокады Ленинграда"»

Ведущий 1: Опять война,
Опять блокада,
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая правда –
Не права!

Ведущий 2: Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна!


Видео


Ведущий 1: Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией. Но у этого города есть и другое имя — Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости.

Ведущий 2: Начав войну в июне, немецкие войска намеревались уже к осени 1941 года выйти к побережью Каспийского моря. На осуществление плана «Барбаросса», по замыслу Гитлера, отводилось всего полтора-два месяца. Но на пути фашистов встал Ленинграда.

Ведущий 1: Польша была разгромлена за 35 дней, за сутки пала Дания, Голландия продержалась 6 дней, Бельгия – 18, Франция сопротивлялась 44 дня. Ленинград должен был быть покорён к 21-ому июля

Ведущий 2: Но советские люди не желали отдавать этот город врагу. На подступах к Ленинграду более двух месяцев шли тяжёлые бои.

Ведущий 1: Враг превосходил советские войска в боевой технике в шесть раз. Противник охватил Ленинград со всех сторон, нанося удары с юга, с юго-запада и севера.

Ведущий 2: На защиту родного Ленинграда встал весь город. Но силы были неравные. Красная армия отступала, а немцы вводили в бой всё новые и новые дивизии. Против Ленинграда была брошена группа армий “Север”, насчитывавшая до 75 тысяч отборных солдат и офицеров. 8 сентября 1941 года Ленинград был блокирован с суши, а движение судов с Ладожского озера по Неве парализовано.

Ведущий 1: В течение нескольких лет Ленинград находился в кольце блокады фашистских захватчиков. Люди остались в городе без еды, тепла, электричества и водопровода. Дни блокады – самое трудное испытание, которое жители этого города выдержали с мужеством и достоинством.

Ведущий 1: За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.

Ведущий 2: За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.

Ведущий 1: Сегодня мы проводим исторический квест с головоломками и другими заданиями, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.

Ведущий 2: Сейчас вам следует поделиться на 2 команды.


Делятся на команды.


Ведущий 1: Первое задание «Шифровальщики». Вы попадаете в ряды РККА в начале осени 1941 года, в районе Новгорода. И случайным образом перехватываете секретную шифровку с указанием населенного пункта, в котором немецкое командование планирует разместить артиллерийские батареи. Ваша задача как можно быстрее расшифровать этот населенный пункт. (Дубровка)

Ведущий 2: Вы правильно расшифровали название населенного пункта, а теперь найдите его на карте.

Ведущий 1: Отлично, вы справились с заданием. После каждого этапа вы будете получать по одной карточке, на которой написаны заметки блокадников об их жизни. Прочитайте их вслух.

Ведущий 2: А сейчас мы проверим как хорошо вы знаете даты и события блокадного Ленинграда с помощью викторины. Отвечайте по поднятой руке.

Ведущий 1: 1) Назовите имя и фамилию девочки, дневник которой не позволяет забыть ужасы войны

Ответ: Татьяна Савичева

2) Через какое озеро действовала «Дорога жизни»?

Ответ: Ладожское

3) Какой композитор жил во время блокады в городе Ленинград и сочинил симфонию, посвященную городу Ленинграду.

Ответ: Д.Д. Шостакович

4) Что изображено на фото?

Ответ: Продовольственные карточки блокадного Ленинграда

5) Из какой реки приходилось пить воду ленинградцам во время блокады?

Ответ: Нева.

6) Кто принял командование Ленинградским фронтом 13 сентября 1941 года?

Ответ: Георгий Жуков

7) Этот памятник установлен в честь детей города Ленинграда. Как он называется?

Ответ: «Цветок жизни»

8) Когда была окончательно снята блокада города Ленинграда (дата)?

Ответ: 27 января 1944

9) Какой была норма хлеба во время блокады для рабочих и иждивенцев?

Ответ: рабочим полагалось 250 г, а остальным 125 гр.

10) Зачем по радиовещанию транслировали звук метронома?

(Звук метронома предупреждал жителей о предстоящей бомбежке)

Снова выдаются и читаются карточки


Ведущий 2: Хорошо, вы с успехом преодолели это испытание. На этом этапе вам предстоит выполнить задание «Минное поле».

Задание: из буквенной неразберихи нужно вычеркнуть слова, относящиеся к блокаде Ленинграда, слова можно вычеркивать в любом направлении(вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз). Подсказка: слов всего 14.

Блокада

Холод

Голод

Савичева

Нева

Хлеб

Бомбежка

Метроном

Полуторка

Эвакуация

Карточка

Мужество

Героизм

Бой

Ведущий 1: Память, увековеченная в камне»

Собрать картинку - паззл из разрезных частей. Дать правильное название каждой иллюстрации.

Мемориал «Разорванное кольцо» сооружен на берегу Ладожского озера, там, где сухопутный участок легендарной Дороги жизни смыкается с водой. В этом месте, у Вагановского спуска, начиналась трасса, проходившая по озерному льду к восточному берегу бухты Петрокрепость. Памятник без лишних деталей и обилия декора воспевает подвиг мужества и стойкости защитников блокадного города.

Возвышающиеся в небо железобетонные полуарки символизируют разорванное кольцо блокады. Просвет между ними – Дорога жизни, соединившая осажденный Ленинград с Большой землей. На бетонном основании под аркой – следы автомобильных протекторов, ведущие по направлению к озеру.

Курган «Дневник Тани Савичевой» На Дороге жизни, на Траурном кургане, находится мемориал «Дневник Тани Савичевой» - восемь стел-страниц знаменитого блокадного дневника, который вела ленинградская школьница.
Этот дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда, когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего восемь страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашизма.

Мемориальный комплекс «Цветок жизни»

«Цветок жизни» — это комплекс мемориальных объектов, сооруженных в память о детях, на долю которых выпали тяжелейшие условия жизни в осажденном, блокадном городе. В состав мемориала входят, соединенные Аллеей Дружбы, памятник «Цветок жизни» и стелы – воплощенные в камне страницы из дневника Тани Савичевой.

Памятник полуторке – машине. «Полуторка» – легендарная «машина-солдат», так ее метко назвали, обеспечивала жизнь блокадного города, доставляя с «большой земли» по ледовой Дороге жизни топливо и продовольствие и вывозила детей и раненых в советский тыл. Скромная труженица Дороги жизни в тяжелые дни блокады играла огромную роль и по праву считается символом победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Ведущий 2: «Блокадный Ленинград в числах» Перед вами числа, даты, ваша задача назвать, что обозначают эти числа и даты.

22 ноября 1941 года

пошла первая автомобильная колонна по неокрепшему льду Ладожского озера

125

граммов хлеба получали дети

14 января 1944

советские войска перешли в наступление

27 км

ледяная дорога Ладожского озера

250

грамм  хлеба получали взрослые

15 апреля 1942 года

запущен трамвай


Ведущий 1: «Историческая задача»

«Работа в военных цехах была для нас мальчишек, тяжелой, однако мы храбрились, трудились наравне со взрослыми, иногда по суткам не выходя из цеха. Спать приходилось урывками, по несколько минут. В среднем спали и отдыхали 20% от суток.»

Сколько часов спали и отдыхали ребята того времени?

Ответ: 288 минут, 4 ч 46 минут.

Ведущий 2: «Блиц-опрос». Для этого задания вам необходимо выбрать по одному человеку из команды, которым предстоит отвечать на вопросы и зарабатывать команде баллы. Также отвечающий имеет право один раз воспользоваться подсказкой команды.

Ведущий 1:

1) Как называлась комната, которую немцы вывезли из одного из пригородов Ленинграда?

Ответ: янтарная

2) Рецепт блокадного хлеба.

Ржаная мука, целлюлоза, опилки, соевая мука, обойная пыль.

3) Сколько длилась военная блокада города Ленинграда? (872 дня)

Летом 1942 г. на стадионе им. Кирова состоялся футбольный матч. Ленинградцы считали, что этим матчем они нанесли сильнейший удар по немцам, даже сильнее бомбёжки. На чём основывалось это мнение? (Ход матча транслировался не только для ленинградцев, но и для немецких солдат на их родном языке)

4) Название знаменитой дороги, связывавшей во время блокады Ленинград и Большую землю, известно всем – «Дорога Жизни». Но немногие знают, что это название появилось позднее, а как называли этот путь в начале, когда он только начал действовать? («Дорога Смерти»)

5) Какого числа начала действовать через Ладожское озеро «Дорога жизни»?

Ответ: с 12 сентября 1941 по март 1943 года

6) Что это?

Ответ: Медаль за «Оборону Ленинграда»

7) Как называется это сооружение?

Противотанковые «ежи»

8) Весной 1942 г. при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Как их называли? («Подснежники»)

9) В январе 1943 года в Ленинград прибыл особый груз для борьбы с грызунами. Что это было?

Ответ: Дымчатые кошки

10) Какой звук 15 апреля 1942 года придал бодрости жителям блокадного Ленинграда? (По нескольким маршрутам был запущен трамвай, после тяжелой блокадной зимы)

Ведущий 2: «Историческая азбука»

Задание: Напишите к каждой букве слова (существительные, фамилии, названия), связанные с периодом Блокады Ленинграда

Ведущий 1: Молодцы, вы справились со всеми заданиями и теперь время подвести итоги.

Ведущий 2: Я надеюсь, что вы запомните нашу сегодняшнюю встречу и будете помнить и уважать историю своей страны. А на память мы раздадим вам хлебные карточки, какими пользовались люди во время блокады.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!