Внеклассное мероприятие по математике в 5»е» классе "Математическая рулетка"
Абдурашидова А.А.учитель математики
Тема мероприятия: игра-соревнование «Математическая рулетка».
Форма проведения: урок-соревнование.
Цели мероприятия:
- развитие любознательности, внимания, памяти;
- наработка навыков нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач;
- повышение интереса к предмету;
- воспитание настойчивости, воли, умения работать в коллективе.
Необходимое оборудование: ноутбук, телевизор, презентация
Этапы мероприятия (урока).
I Подготовительный этап:
Каждая команда заранее выбирает команду из 5 – 7 человек, капитана, придумывает название, девиз, эмблему.
II Игровой этап:
а
) на экране заставка игры (слайд №1)
Здесь затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем вам удачи,
За работу, в добрый час!
б) представление жюри;
в) оглашение правил игры:
з
а представление команды -10 баллов,
за правильный, полный, без подсказки ответ на вопрос игры -5 баллов,
ответ с помощью болельщиков своей команды – 3 балла.
На решение отводится от 1 до 3 минут в зависимости от трудности вопроса. Снимаются 2 балла за некорректное поведение участников и болельщиков.
Вопросы выбираются по очереди с «помощью» математической рулетки (слайд № 3).
г) ход игры
1. Представления команд.
Название, девиз, эмблема и стенгазета команд
2. Выбор первого хода осуществляется с помощью задания « Сложи пословицу» (слайд №2). Ребята записывают пословицу на листах и передают жюри.
Ответ: Один за всех, и все за одного.
3. №1 Тест на внимание (слайд № 16).
Н
а слайде рисунок, выполненный с помощью геометрических фигур.
Ответьте на вопрос:
Какой фигуры нет на рисунке?
а) круга; б) квадрата; в) прямоугольника; г) треугольника; д) все перечисленные фигуры есть.
Ответ: г) треугольника.
№2 Пути-дороги (слайд №6).
И
з Москвы и Санкт- Петербурга одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Они двигались равномерно, без остановок со скоростями 80км/ч и 95км/ч. Какое расстояние будет между ними за один час до встречи?
Ответ: 175 км.
№
3 Экспертиза (слайд №17).
Из четырех монет одна фальшивая, причем, неизвестно, больше или меньше она по весу, чем настоящие монеты. За какое меньшее количество взвешиваний на рычажных весах можно определить эту монету?
Ответ: за два взвешивания.
№4 Шпионские страсти (слайд №5).
В
этой зашифрованной записи одинаковые знаки обозначают одинаковые цифры от 1 до 9. Расшифруйте запись.
Ответ: 99+9=108,
18∙9=162,
68: 2=34,
89-32=57.
№5 Заморочки из бочки:
№6 Загадочный треугольник (слайд №4).
Р
асставь на шарах треугольника цифры от 1 до 9 так, чтобы их суммы на сторонах треугольника были равны.
Ответ: 5 – 4 – 9 – 2 – 7 – 3 – 8 – 1 – 6 – 5.
№7 . А ну-ка, раздели (слайд №7).
Выясните, делится ли числовое значение выражения 534∙974∙824 + 846∙916 на 10?
Ответ: да.
№
8 Черный ящик (слайд № 9).
На экране есть три подсказки, каждая подсказка уменьшает результат ответа на 1 балл.
Ответ: кубик Рубика.
№
9 Продолжи ряд чисел (слайд №10).
Задан ряд чисел: 1,1, 2, 3, 5, 8, 13…, продолжите его. (На слайде есть ответ.)
Ответ: 8+13=21
№10 Исключи лишнее слово (слайд № 11).
С
реди следующих слов: мамус, сочли, шкока, нусим исключи лишнее. (На слайде есть ответ.)
Ответ: шкока (кошка).
№
11 . Урожай (слайд № 14).
Любушка да Марьюшка вместе съели 9 яблочек, Любушка да Лизонька 10 яблочек, Лизонька да Марьюшка 11 яблочек. Сколько яблочек вместе съели Марьюшка, Любушка и Лизонька?
Ответ: 15 яблочек.
№
12 Накормим животных (слайд № 12).
Лошадь съедает один воз сена за месяц, осёл - за полтора месяца, а коза - за три месяца. Сколько возов сена лошадь, осёл и коза съедают за один месяц?
Ответ: 2 воза
№13 Сравним площади (слайд №13).
С
торона квадрата ABCD в 3 раза больше стороны квадрата MNPK. Во сколько раз площадь заштрихованной фигуры больше, чем площадь квадрата MNPK?
Ответ: в 8 раз
№14 Полезно знать (слайд №15).
Н
а все товары наносят штрих-код, который образован черными и белыми полосками, причем, крайние полосы черные. Черных полосок обычно 30, они бывают узкие и широкие. Число белых полос на 10 больше, чем узких черных. Сколько широких черных полос имеет такой штрих-код?
Ответ: 11 широких черных полос.
III Этап подведения итогов игры (слайд №18):
В конце игры жюри подводит и оглашает результаты, награждает грамотами и призами победителей. На экране фейерверк в честь победителей.
Используемая литература и материалы:
Задания конкурса Кенгуру.
Абдрашитов Б. М. и др. Учитесь мыслить нестандартно.- М. Просвещение, 1996.
Щепан Еленьский. По следам Пифагора. – М.Просвещение, 1961.
Задачи- заморочки:
Кирпич весит 4 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич? (6кг)
Пара лошадей пробежала 60 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (60км)
Пять лет назад брату и сестре вместе было 9 лет. Сколько лет им будет вместе через 5 лет? (19 лет)
На столе лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Сколько было конфет в кучке? (3 штучки)
Зайцы пилят бревно. Они сделали 14 распилов. Сколько получилось чурбаков? (15)
К Айболиту на приём пришли звери. Все, кроме двух, собаки. Все, кроме двух, кошки. Все, кроме двух, зайцы. Сколько животных пришло к Айболиту? (3)
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (8)
В 2 часа дня в Махачкале шёл дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 10 часов? (Нет, так как, через 10 часов будет ночь)
Сколько концов у двух с половиной палок? (6 концов)
Винни-Пуху подарили в день рождения бочонок с медом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал иметь массу 4 кг. Сколько килограммов меда было первоначально в бочонке? (6 кг)