СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия "Непокоренный Сталинград"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия "Непокоренный Сталинград"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия "Непокоренный Сталинград"»

НЕПОКОРЕННЫЙ СТАЛИНГРАД

(Музыка "Фортепиано с оркестром" Чайковский (первые 12 сек)

Видео "Довоенный Сталинград"

Выход ведущих

Ученик: С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Но отголоски этого страшного события слышны до сих пор

Ученик: В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек.

Ученик: По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают 2 миллиона человек. Мир рукоплескал победе советского военного искусства, ознаменовавшей коренной перелом в ходе второй мировой войны. На устах у всего мира в те дни было три слова: «Россия, Сталин, Сталинград…».

Ученик: На конференции в Тегеране премьер-министр Великобритании Черчилль вручил И.В. Сталину в дар от короля Георга VI меч в знак восхищенья стойкостью славных защитников Сталинграда. 

Ученик: Наша с вами задача: вспомнить и отдать дань памяти тем, кто остался в живых, всем тем, чьи имена увековечены в гранитных памятниках и обелисках.

Видео "Начало Сталинградской битвы"

Ученик: 5 апреля 1942 г. Гитлер подписал директиву № 41. Цель: овладеть промышленным центром — Сталинградом, выйти к Волге и по ней в кратчайшие сроки попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.



Ученик: По замыслу Гитлера на этот прорыв уйдет неделя и осуществит его 6-я полевая армия Паулюса. Нашим войскам предстояло ценой неимоверных усилий сдержать натиск хорошо подготовленного и вооруженного и численно превосходящего противника.



Ученик: 17 июля 1942 г. стал первым днем Сталинградской битвы. Силам вермахта на этом участке фронта противостоял Сталинградский фронт. В кровопролитных боях советские воины проявляли чудеса героизма.

Ученик: Сталинградская битва. Гигантское по масштабам сражение развернулось во второй половине 1942 года на берегах Волги. На отдельных этапах в нем с обеих сторон участвовало более двух миллионов человек, около 30 тысяч орудий, более двух тысяч самолетов и такое же количество танков.

Ученик: Самым трагическим днем в истории Сталинградской битвы для жителей и защитников города стал день 23 августа 1942 г. В этот день начались массированные воздушные бомбардировки города. Всего за два часа вражеская авиация произвела около 2000 самолетовылетов

Ученик: Бомбы разрушали предприятия, уничтожали пристани, жилые дома, культурные ценности, нефтебаки и нефтехранилища. Казалось, что горит не только город, горит сама Волга. В этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей. Противнику удалось прорвать оборону, выйти севернее города к Волге и приблизиться к цехам Сталинградского тракторного завода. В течение четырех дней рабочие завода сдерживали превосходящие силы противника вплоть до подхода регулярных частей Красной Армии.

Видео "Бомбардировка Сталинграда"

Сценка

Ученик: Из Письма В.П. Маснева матери Татьяне Ефимовне.

На сцене стол, портрет

Выходит мать с письмом

Звучит Голос за кадром (Запись):

...Мама, скоро я снова вступаю в бой с проклятыми фашистскими ордами и буду до последней капли крови уничтожать этих  извергов. Если меня только не станет, то всегда помни, что я погиб, как подобает воину-командиру нашей Красной Армии, как подобает погибать. Декабрь 1942 года


Звучит песня «Баллада о  матери» (до 1,30 сек)

(Мать ходит по сцене, ждет сына, в это время выходит ученик, мать его не видит)

Ученик: Часто встретишь её при дороге,
Где клубится, вздымается пыль.
Не подкошенной болью, тревогой
Ветер гнёт перед нею ковыль.
Сына мать ожидает как прежде.
Пусть закончился ужас войны.
Нет! Не сломлена в сердце надежда.
«Он вернётся!» – твердит: «Только жди!»

Уходят

Ученик: Из воспоминаний маршала  В.И. Чуйкова (на экране фото) «Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями…Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы.

Ученик: Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали главным образом боеприпасами и снова бросали в бой…»



Ученик: Воины Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Ярким примером подобных действий является оборона «Дома Павлова». Вся страна узнала имена Павлова и его товарищей, которые в центре города обороняли дом, ставший важным опорном пунктом. Оказавшись в окружении, они геройски отразили многочисленные яростные атаки врага и удержали дом.



Песня Слава Благов "Сталинград"



О героях Сталинградской битвы.

Ученик: Примерами героизма стали подвиги простых солдат, офицеров, мирных жителей. Подвиг снайпера Петра Гончарова. В боях под Сталинградом он уничтожил 445 фашистов. Пётр Гончаров продолжал участвовать в боях после Сталинградской битвы. Погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 года. 10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно)

Ученик: Младший сержант Сердюков закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.

Ученик: Летчик Абдиров повторил подвиг Гастелло. 

Ученик Одним из героев дивизии Родимцева стал сержант Яков Федотович Павлов

Не только сталинградцам известен подвиг защитников дома Павлова, но и всему миру. Обыкновенное четырехэтажное здание горстка советских воинов превратила в неприступную крепость. 58 дней и ночей 24 воина под командованием сержанта Якова Павлова отстаивали свою крепость от врагов. 58 суток беспрерывных боев, без сна и отдыха. И на 59-й день – 24 ноября -  гарнизон перешел в наступление и отбросил врага за железнодорожное полотно. Их солдатский подвиг стал символом мужества, стойкости и братской дружбы воинов.

Ученик: Все бойцы были удостоены правительственных наград, а сержанту Якову Федотовичу Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Интересный факт: на оперативной карте немецкого командующего Сталинградской группировкой генерала Паулюса «дом Павлова» был обозначен как крепость. 

Ученик: В одном из боев в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба,сержант, командир отделения связи 339-го стрелкового полка 308-й стрелковой дивизии Матвей Мефодиевич Путилов.  В разгар боя, при исправлении поврежденной линии связи, миной ему раздробило обе руки. Истекая кровью, он дополз до места разрыва и, теряя сознание, зубами соединил оба конца провода.

Ученик Героический подвиг совершил Михаил Аверьянович Паникаха.

2 октября 1942 года красноармеец Паникаха пошёл на головной танк с гранатой и бутылками с зажигательной смесью. Когда одна из бутылок была разбита осколком вражеского снаряда, и одежда воспламенилась, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бутылку и лег на броню танка. Умирая, Паникаха уничтожил танк врага и его экипаж. Остальные танки повернули вспять. Место подвига Паникахи долгое время было отмечено мемориальным знаком с памятной плитой.8 мая 1975 года на месте подвига был открыт современный памятник. Он изображает воина-моряка в момент броска к фашистскому танку. Скульптура имеет высоту более 6 метров. 

Ученик: Друзья матроса Паникаха из 193-й стрелковой дивизии рассказали о его подвиге Демьяну Бедному. Поэт откликнулся стихами.

Ученик:

Он пал, но честь его жива;

Герою высшая награда,

Под именем его слова:

Он был защитник Сталинграда.


В разгаре танковых атак

Был краснофлотец Паникаха,

Им до последнего патрона

Держалась крепко оборона.


Но не под стать морской братве

Врагу показывать затылки,

Уж нет гранат, осталось две

С горючей жидкостью бутылки.


Герой боец схватил одну:

«В последний танк ее метну!»,

Исполненный отваги пылкой,

Стоял он с поднятой бутылкой.


«Раз, два... не промахнусь небось!»

Вдруг пулей в этот миг насквозь

Бутылку с жидкостью пробило,

Героя пламя охватило.


Но ставши факелом живым,

Не пал он духом боевым,

С презреньем к боли острой, жгучей

На вражий танк боец герой


С бутылкой бросился второй.

Ура! Огонь! Клуб дыма черный,

Огнем охвачен люк моторный,

В горящем танке дикий вой,


Команда взвыла и водитель,

Пал, свершивши подвиг свой,

Наш краснофлотец боевой,

Но пал как гордый победитель!


Чтобы пламя сбить на рукаве,

Груди, плечах, на голове,

Горящий факел воин-мститель

Не стал кататься по траве,

Искать спасения в болотце.

Он сжег врага своим огнем,


Легенды сложены о нем, —

Бессмертном нашем краснофлотце.


Ученик: Гитлеровское командование в это время спешно разрабатывало планы спасения своей окружённой группировки. Поэтому Гитлер приказал сформировать новую группу армий «Дон». Командовать этой группой он назначил фельдмаршала Манштейна. План деблокады 6-й армии был назван «Зимняя гроза».

Видео про Гитлера


Ученик: 12 декабря фашистская группа армий «Дон» начала операцию «Зимняя гроза».
В течение пяти суток воины 1378-го стрелкового полка 87-й дивизии 51-й армии в районе Верхне-Кумского отбили более 20 атак противника и не дали ему продвинуться здесь ни на шаг.

Ученик: Все солдаты и офицеры этого полка были награждены орденами и медалями, а их командир полковник М. С. Диасамидзе удостоен звания Герой Советского Союза. Отличились в этих боях и части механизированного корпуса генерала Вольского, и танковый полк полковника Асланова.


Ученик: Утром 19 декабря после мощной артиллеристской и авиационной подготовки войска противника возобновили наступление на Сталинград. Танковая группировка прорвала нашу оборону на реке Аксай и к исходу дня вышла на реку Мышкова. Теперь до окружённой 6-й армии Паулюса оставалось около 40 километров. Однако наши войска стояли здесь крепко. Каждый боец делал всё, чтобы остановить врага и не дать ему пройти за реку Мышкова.

Уходят

Ученик: В это время во вражеском войске началась паника. Из Дневника гитлеровского солдата 

5 сентября 1942 года

Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле. Итак, мы достигли желанной цели — Волга! Но Сталинград еще в руках русских, и впереди жестокие бои... Почему русские уперлись на этом берегу, неужели они думают воевать на самой кромке? Это безумие....


Ученик: 16 октября 1942 года

Сегодня получил письмо от жены. Дома надеются, что до Рождества мы вернемся в Германию, и уверены, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов... Сталинград — это ад!


Ученик: 23 ноября 1942 года

Никто из нас не вернётся в Германию, если только не произойдет чуда. А в чудеса я больше не верю... Время перешло на сторону русских.


Ученик:

Немецкий обер-ефрейтор И. Цимах о боях в Сталинграде

20 ноября 1942 года

Здесь сущий ад. Ничего подобного мы еще не переживали. К сожалению, всего я вам написать не могу. Если судьба позволит, то я вам когда-нибудь об этом расскажу. Сталинград — могила для немецких солдат. Число солдатских кладбищ растет.


Ученик: Из письма гаупт-вахмистра Пауля Мюллера.

"...Мы переживаем здесь большой кризис, и неизвестно, чем он закончится. Положение в общем и целом настолько критическое, что, по моему скромному разумению, дело похоже на то, что было год тому назад под Москвой".


Ученик: Из письма солдата Рефферта жене. "...Над многими, которые в прошлом году и не думали о смерти, стоит сегодня деревянный крест. За этот год множество народу у нас рассталось с жизнью. В 1943 г. будет еще хуже. Если положение не изменится и окружение не будет прорвано, то мы все погибнем от голода. Никакого просвета...

Ученик: Из письма унтер-офицера Георга Кригера, 631-й тяжелый артиллерийский дивизион 86-го артиллерийского полка 112-й пехотной дивизии,

"...Мы находимся в довольно сложном положении. Русский, оказывается, тоже умеет вести войну, это доказал великий шахматный ход, который он совершил в последние дни, причем сделал он это силами не полка и не дивизии, но значительно более крупными..."

Уходят

Видео "Капитуляция Паулюса"

Ученик: И наконец долгожданное сообщение Совинформбюро 2 февраля 1943 года

Звучит запись

Клич "УРА!"+ начало День Победы

Выходят военные и девушки, радуются, обнимаются

Выходит Мать

Мать:

                  

                   А где-ж, сынок мой, тихий, русый такой…

                  Ты, не помнишь?

                  Где сынок, мой родной?

                  Ты. не знаешь?


Солдат:    Знаю, матушка, где твой, сынок,

                  Как такого героя не помнить!

                  Ты прости меня, мать, не сберег.

                  Опоздала к нему моя помощь.


Девушка:       Был твой сын из героев – герой. Самый первый, смельчак и        красавец!


Солдат 2:      Не боялся твой сын ничего

И погиб он в бою по-геройски.

                  И скажу, про него –

                  Самый лучший он был в нашем войске.

                  Как мне не за

                  Дорогого сынка твоего.


Солдат 1. На широких российских полях

                  Плачет гром над могилою сына.

                  И туман проплывает в ногах,

                И горит в изголовье рябина.

                  Как не ведать мне места того,

                  Где могилка сынка твоего.


Мать:             Встань, народ, опусти свои очи на землю,

Молча вспомни о горькой судьбе

Сыновей твоих рано ушедших,

Подаривших, Победу тебе!

 

Ученик:

        Неугасима память поколений

        И память тех, кого так свято чтим,

        Давайте, люди, встанем на мгновенье

        И в скорби постоим и помолчим.


Минута молчания. Метроном. Видео "Свеча"



Уходят.

Звучит "На Мамаевом кургане"

Выходят все

Ученик:

В свой срок –не поздно и не рано –
придёт зима,замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
придёшьвторого февраля.

И там,у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на крыло метели белой
положишь красные цветы.

И словно в первый раз заметишь,
каким он был,их ратный путь!
Февраль, февраль, солдатский месяц –
пурга в лицо, снега по грудь.

Сто зим пройдёт. И сто метелиц.
А мы пред ними всё в долгу.
Февраль, февраль. Солдатский месяц.
Горят гвоздики на снегу.

Ученик: На Мамаевом кургане тишина, за Мамаевым курганом тишина.


Ученик: В том кургане похоронена война. В мирный берег тихо плещется

волна.


Ученик: Перед этою священной тишиной встала женщина с поникшей головой.


Ученик: Что-то шепчет про себя седая мать. Все надеется сыночка увидать.


Ученик: Заросли степной травой глухие рвы. Кто погиб, тот не поднимет головы.


Ученик: Не придет, не скажет: «Мама! Я живой! Не печалься, дорогая, я с тобой!»


Ученик: «Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Все: Об этом не забудем!»

Финальная песня "Жить"





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!