Название работы: Сценарий мини-спектакля для Недели Математики «Как Незнайка Знайку математике учил»
Аннотация работы: Сценарий одной из серий ежегодного спектакля о Знайке и Незнайке, о товарищах с первого класса, об их дружбе, взаимопомощи, о толерантном отношении к тем, кому трудно даются математические знания, и о том, как такие ребята делают свои, пусть маленькие, но открытия на пути к взрослой жизни.
Цель работы:
Реализация на практике творческих задатков учеников в соответствии с их личными способностями и возможностями через индивидуальную работу с каждым.
Дальнейшее развитее художественно – эстетических качеств учеников.
Выявление одаренных школьников с целью помощи в реализации их талантов. Развитие самостоятельности.
Развитие интереса к предмету у учеников и зрителей данного возраста. Подготовка младших школьников на предварительном ознакомительном этапе с элементами математических знаний, которые в дальнейшем будут углублены и продолжены на уроках по предмету. Для более старших школьников углубленное понимание темы учебной с помощью приема «познания в математическую реальность».
Ожидаемые результаты:
Формирование и дальнейшее развитие у учеников готовность к творческому сотрудничеству с учителями и другими учениками
Развитие креативных способностей личности ученика, формирование эстетического вкуса.
Создание условий успеха, эффект которых станет стимулом для действительных позитивных действий ученика.
Развивать способность к самоанализу как качество, необходимое личности для будущей плодородной взрослой жизни.
Сценарий
мини-спектакля «Как Незнайка Знайку математике учил»
(в рамках Недели Математики в школе)
Действующие лица
- Знайка,
-Незнайка,
-Староста, волшебница страны Геометрии,
-Одноклассник, Маг Геометрикус,
-Ученица-хорошистка, Первая точка,
- Современная девочка, Вторая точка,
- Самая добрая девочка, Третья точка,
- Просто хороший парень, Угол,
- Ученик,
- Ведущие,
Вступление
Ведущий 1- Здравствуйте, дорогие гости.
Ведущий 2-Добрый день всем. Только почему они гости? Мы все участники праздника в честь Математики.
Ведущий 1-Да, ты как всегда прав. У нас праздник с Неделей Математики в школе все, друзья.
Ведущий 2 -Не одно живое существо на свете не может создать ничего нового, а человек может. Поэтому быть человеком интересно очень. Но еще интереснее быть поэтом.
Ведущий 1 -Поэт – это человек который видит необычное в обычном, и для которого необычность – часть его будней.
Ведущий 2 -И мы с ребятами поэты, потому что для нас нет ничего невозможного и нам интересна сама жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому мы приглашаем вас в наш мир, в мир фантазий и чудес. Пусть он станет вашей и нашей деятельностью.
Ведущий 1: Планету на руках носили?
А вы попробуйте. Ну как?
Луга вы звездные косили
С косою лунною в руках?
Не знаете такого света,
Где только так и может быть?
Пусть не родились вы поэтом,
Но родились, чтоб жизнь любить.
Ведущий 1,2 - И так мы начинаем наш спектакль. «Как Незнайка Знайку математике учил»
1.
( Классная комната. Ученики листают учебники и тетради по геометрии. Староста, стол, следит за ними. Знайка и Незнайка сидят рядом.)
Староста - Учите, повторяйте. И все запоминайте. Готовьтесь усердно. Все выйдет непременно. ( Тряхнув головой в сторону ). Ой, что это у меня получилось? Давайте, ребята, давайте. Учимся, учимся. Ведь завтра у нас первая в нашей жизни контрольная работа по геометрии. Надо все повторить. ( Ученики еще усерднее склоняются над книжками, быстрее начинают листать тетради. Староста замечает Незнайку, который борется с дремотой. Знайка, чтобы помочь другу толкает его и поднимает выше с его колен учебник ) Оправдывается, что книга перевёрнута. Оба не замечают этого.
Староста - Незнайка, а что тут ты делаешь?
Незнайка – Учу (Не отрывая глаз).
Староста - Непохоже. (Знайка толкает Незнайку).
Незнайка - (с закрытыми глазами) – Я про себя повторяю. (Знайка кивает головой) (Незнайка засыпает. Знайка с тревогой смотрит на Старосту).
Староста (к Знайке) (Ехидно) – А, что это ты, Знайка, ничего не повторяешь? И книга не у тебя закрыта «Алгебра»?
Знайка (помявшись) – А я уже...Я уже…Я все равно уже всё выучил. Я всё помню и понимаю. Правда. Проверь.
Староста (Стоит, упирая руки в бока) (После паузы) Ну тогда…ну тогда иди к Марисановне. Она просила, что бы кто-нибудь из мальчиков к ней зашёл. Помочь ей в чём-то наверно.
(Староста смотрит на Знайку. Тот кивает головой. Встаёт. Оправдывает Незнайку. Вздыхает и выходит из класса).
(Староста ждёт пока Знайка выйдет. Жестами зовёт учеников к себе. Что-то им объясняет, поглядывая на Незнайку. Потом все на цыпочках покидают кабинет. Незнайка один. Он чмокает зубами во сне. Укладывает учебник под щёку и блаженно засыпает. Лицо безмятежно).
2.
(Входят 3 фигуры. Это - точки. Они в шапочках и облегающих тело костюмах. На руках перчатки).
Точка 1- Мы точки.
Точка 2- Да, Мы точки.
Точка3- Живём Мы на листочке.
Точка 1- И, хоть очень малы, издалека видны.
Точка 1, 2, 3- Друг с другом очень дружим. По плоскости мы дружим.
(Останавливаются, видя, что Незнайка не реагирует. Точка 2 подбирается к Незнайке, будит его, трогая за плечо).
Незнайка (просыпается, улыбаясь) - О, девочки. Учите-учите. Решайте-решайте. Мне спать не мешайте. А я утомился. Вот и сплю. Полезно для моего хрупкого здоровья.
Точка1- От чего это незнайки утомиться могут? Вот придумал.
Незнайка (с закрытыми глазами) – От мысли. (Вздохнул). Много слишком для меня одного.
(Точки, переглядываясь, отходят).
Незнайка (усаживаясь поудобней) - А, вы занимайтесь, занимайтесь. Этой как её? Староста - ух, у нас и ста-ро-ста- ещё её как-то мудрено называла. Гео…, гео…
Точка 3 (осторожно) – Геометрия.
Незнайка (Потягиваясь, с закрытыми глазами) мудреная наука. Но интересная (поднимает палец). Вы все её так хотите зачем-то знать, что я уже начинаю за вас беспокоиться. Да, ладно. Я не в обиде. Работайте, если уж так очень хотите, а я за вас отдохну (затихает).
(Точки возмущёно переглядываются).
Точка 2- Красиво спит.
Точка 3- Как котёнок.
Точка 1- Так нельзя. Ведь мы обещали… Ведь нас послали…(Решительно). Его надо разбудить.
(Точка 2 кивает и вдруг громко хлопает в ладоши. Незнайка вздрагивает и просыпается. Видит точки. Они уже не кажутся ему девочками).
Незнайка - Девчонки? Нет. Не девчонки (глубоко мысленно) Но и не мальчонки. Вот это верно? (Точкам) Вы кто?
3.
(Появляется Маг Геометрикус, ученик, который наспех оделся в неописуемые наряды. Они не сговаривались, поэтому, пугаются и не узнают друг друга. Незнайка тоже испуган).
Маг Геометрикус - Я самый великий. Знаток я большой страны многоликой где вам хорошо. (К точкам). Танцуя поёте, но надо понять гостей коль зовёте, их надо принять. Уффф.
Точки - Ах, Ох, Ой.
Маг Геометрикус (зрителям)- Я - Маг Всемогущий прекрасной страны, где каждый живущий в ней гость…
Точки - Но, не мы.
Маг Геометрикус - Да, да, да, уважаемые точки. Вы здесь самые главные, самые-пресамые важные. Вы хозяйки этого мира. Но! Не пора ли нам разбудить нашего уважаемого гостя?
(Незнайка уже давно одним глазом подсматривал в их сторону).
Маг Геометрикус (Незнайке)- Позвольте представиться. Маг. Я - Маг Геометрикус знаток всех обычаев и законов этой прекрасной страны Геометрии, где вы так счастливо проснулись, наш обожаемый, то есть уважаемый гость.
(Незнайка странно сморит на него. Он в сказки не верит, но и своим глазам не может и верить).
Незнайка- Страна… Как вы там сказали? Страна Геометрия?
Точки - Геометрия, Геометрия…Это- наша страна.
Незнайка - А, где она находится?
Маг Геометрикус - Везде. Да, да везде и здесь (поворачивает голову), и здесь(на учебник) и везде(обводит рукой). И это означает, что Геометрия пришла к нам, из практики людей и служит им века и века.
(Точки тараторят по очереди).
Точка1- Да, геометрия - это наука…
Точка 2- …О свойствах геометрических тел…
Точка 3- Она бывает на плоскости…
Точка1- На листе бумаги…
Точка 2- Мы зовём её Планиметрия.
Точка 3- И в пространстве, где мы живем.
Точка 1- Тогда она называется Стереометрия. (Маг Геометрикус, кивает головой).
Точка 2- И нам в ней очень и очень интересно жить.
Незнайка - Почему это?
Точка 3- Покажем ему?
(Точка 2 и Точка 3 изображают фигуры, Точка1 и Маг Геометрикус показывают рукой)
Маг Геометрикус - Что это, как вы думаете наш гость?
Незнайка - Ну, не знаю.
Маг Геометрикус – А, всё таки?
Незнайка - Больше всего похоже… на эту … ну, как её? На эту…
Маг Геометрикус - На …? Пря…
Незнайка - Ой, да. На прямую.
Точка 1- (хлопает в ладоши) Угадал, угадал.
Маг Геометрикус - Да, это - прямая. Она бескрайная и бесконечная. Если вот отсюда послать все поколения людей живущих и живших на Земле, в одном и другом направлениях по прямой, то они всё равно не достигнут её конца. А почему?
Незнайка - Почему?
Маг Геометрикус - (смотрит на точки).
Точка1- А потому что его и нет.
Точка 2 и Точка 3- Я, прямая, бесконечна. Вот так.
Точка1- А теперь смотри, я то здесь, то здесь(показывает, что она то, на прямой, то вне её).
Видишь, видишь?
Маг Геометрикус - Ах, баловницы. Они у нас самые главные. У них свои законы (аксиомами называются). Вот они тебе сейчас о них и говорят.
Точка1- Видишь, я, то на прямой, то вне её.
Точка 2 и Точка 3- Существуют точки, принадлежащие и не принадлежащие прямой, то есть мне.
Точка 1- Смотри, смотри. Видишь две точки (показывает). А сколько через них…
Маг Геометрикус (спохватывается)- Догадайся, гость необычный, сколько прямых проходит через две точки?
Незнайка- Ну, ну… Ну, сколько хочу.
Точка 1- Холодно.
Незнайка – Что холодно? А мне тепло.
Маг Геометрикус - А все- таки. Сколько прямых вы могли бы провести через две эти кругленькие точечки, уважаемый?
Незнайка (напрягаясь)- О, я видел. Знайка одну проводил.
Маг Геометрикус (поднимая палец)- Одну и только одну.
Точка 1 (хлопая в ладоши) - Угадал, угадал. Какой ты умный.
Незнайка - Да, я такой. А, насчет ума…
Маг Геометрикус (хлопает в ладоши)- А теперь, что вы скажите, наш гость великолепный? (Точки стоят рядом все три).
Точка 1- Смотрите, смотрите. Смотрите быстрей, что видите вы, скажите скорей.
Точка 2- Нас три точки.
Точка3- Мы лежим на одной прямой.
Точка 1 (посередине) - А, где нахожусь я?
Незнайка - Как где? Ты сама не знаешь где? Да, ты тоже на прямой. Но…Но ты между двумя другими.
Маг Геометрикус - Поздравляю вас, наш великолепный друг. Вы сделали открытие, которое до вас сделал некий Евклид только. Из трёх точек на прямой одна и только одна лежит между двумя другими (заканчивают Точка 2 и Точка 3).
Точка 1- И это - я. Я.
Незнайка - Ух, ты. А, что у всех других жителей этой страны законы другие?
Маг Геометрикус - Конечно, другие. Ведь они из точек и прямых получатся. И им приходиться уже доказывать свои свойства, поэтому они называются, теоремами.
Незнайка (радостно) - Что-то такое и о них слышал. А как это они из вас получаются?
Точка 1- А просто. Смотри. Это - прямая. (Точка 2 и Точка3 показывают). (Подбегает к ним). Вот одна точка, а от неё идёт часть прямой. Вместе они называются…
Незнайка - Знаю, знаю - луч.
Точка 2- Как у солнца, как у фонарика.
Незнайка - Как у морской звезды…
Точка 1-Ну, не совсем (Маг Геометрикус жестом её останавливает).
Точка 3-Он бесконечен.
Незнайка - Как прямая?
Точка 1-Нет, он бесконечен в одну сторону. В отличие от прямой у луча есть начало (Точка 3 показывает), но нет конца.
Точка 2-А это-отрезок.
Незнайка - Здорово. Тоже часть прямой. Вот две точки…
Точка 3- И все точки, что лежат…
Незнайка (счастливо)-… между ними. Я понял, понял. А можно сам какую-то фигуру сделаю из вас? (Точки кивают).
Незнайка - Вот, вот и вот. Это как называется? (Точки держаться за руки но руки подняты).
Точка 1-А ты, как думаешь?
Незнайка –Я вроде что-то сломал.
Точка 2-Правильно.
Точка 3-Ты создал ломаную.
Незнайка - Хочу ещё.
4.
(Дверь с шумом открывается. Входит ученик, который еле удерживает две палки. Все смотрят на него. Он идёт медленно).
Маг Геометрикус - О! О? А! Вы к нам? Вы кто? Вы откуда? Вы наш?
Угол - Угу.
Маг Геометрикус - Нет, так не пойдет. Представьтесь.
Угол – Я - у…
Маг Геометрикус - Кто?
Угол – Я - у…
Точка 2- Да, угол он. Угол. Я поняла.
Угол (кивает)- угол я.
Маг Геометрикус (облегченно) - Теперь и я вас узнал, неузнаваемый вы наш. (К Незнайке) - Этот житель нашей страны такой переменчивый. То один, то другой, то этакий (жест рукой).
Точка 1- Он разный.
Точка 3- Но он такой интересный.
Незнайка - А покажите, покажите, что в нем такого интересного.
( Незнайка рассматривает Угол. Задевает за вершину ).
Незнайка - Ух ты. Колется (трясет рукой).
Угол-Это потому, что сейчас я острый. Подождите вот сейчас я изменюсь и колоться больше не буду.
Точка 3- Разрешите вам помочь (помогает).
Угол - Уф. Даже легче стало. Прямым-то быть удобнее.
Незнайка- Да как же такое…,такого…Да, как же вас такого измерить можно? И чем это делают?
Угол - А просто. Меня измеряют дугой окружности. Это не я придумал. Это все люди додумались. А потом, чтобы было проще, взяли его половину. Нанесли деления, обозначили центр и получили, ну… как его…
Точка 1, Точка 2, Точка 3-… транспортир.
Маг Геометрикус - Умницы. Все-то вы знаете. (К Незнайке)- Вот этого жителя нашей страны измеряют транспортиром. А знаете ли вы, уважаемый гость, что прямую…
Незнайка - Вот теперь знаю. Прямую измерить нельзя. Она бесконечна. Только её часть, отрезок, измеряют линейкой.
Точка 1- А кого из наших жителей тоже нельзя измерить?
Незнайка- Ох, ну совсем я… Да, луч ещё нельзя измерить. Правда, он бесконечен в одну сторону.
Маг Геометрикус - (Раздельно) Пусть так. Пусть так (качает головой). В одну сторону. Надо же, как образно. У него есть начало, но нет конца (Точка 2 и Точка 3 показывают).
Незнайка - Интересно (К углу)- А, что ещё вы можете или это всё? (Угол двигает свои лучи. Ему трудно).
Угол - Вот. Вот. Вот. Вот я и стал таким…
Точка 1- Тупым?
Незнайка (обиженно) - Я не тупой. Я просто… просто немного... забыл.
Точка 3(успокаивая) что ты, Незнайка это не о тебе.
Это угол сейчас тупым стал.
Точка 2- То есть он больше прямого. Смотри.(помогает Углу).
Точка 1- Сейчас он тупой. Его величина больше 90 градусов, но меньше 180 градусов.
Точка 2-А вот он прямой. Его величина 90 градусов.
Точка 3-А вот ты опят стал острым. И твоя величина стала больше 0 градусов, но меньше 90 градусов.
Угол (упрямо)- А я ещё и вот таким могу быть (разворачивает «лучи» в одну прямую), когда захочу. Тогда мои стороны являются дополнительными лучами.
(Точки с уважением смотрят на Угол, как вдруг он делает полный оборот одним «лучом»).
Угол - А вот теперь я «полный» угол. Ну, гость, наш какова моя величина теперь? Угадаешь?
Незнайка - Что значит угадаешь? Не угадаешь, а понимаешь. Величина такого угла 360 градусов. Верно?
Маг Геометрикус - Верно. А… А, как это вам пришло м-м в вашу голову?
Незнайка (Взмах рукой)- А, пустяки. Это ведь два развернутых угла. Я просто 180 градусов на 2 умножил.
(Все переглядываются).
Маг Геометрикус - Да. Здорово. Не ожидал. Нет. Нет. Я хотел сказать - конечно все правильно. Да, вы садитесь, садитесь (усаживает Незнайку).
Незнайка (Важно)- А, что у вас там ещё за жители в вашей стране Геометрии есть? Не одни же вы в ней живете?
Маг Геометрикус (Кивает)- Есть. Есть. Ещё как есть. Есть и другие жители, сейчас мы их вам покажем. А сделает это наша… Волшебница Страны Геометрии. Встречайте её.
5.
(Входит Староста. Ученики показывают фигуры. Она комментирует. В конце показа Незнайка, утомившись, закрывает глаза).
1) Гость нездешний, гость нестрогий,
К нам тебя вели дороги
Познакомься со страной (громко),
Где мы встретились с тобой!
2) В нашем мире всё здесь диво.
Всё в нем четко и красиво.
В нем живущие прекрасны -
Необычны все и разны.
Перепутать их не бойся,
Ведь различны у них свойства.
Но увидит, кто захочет-
Из прямых они и точек!
3)- Вы, конечно, уже поняли, наш уважаемый гость, что все фигуры, то есть все жители нашей Великой Страны Геометрии, хотя и не похожи друг на друга, имеют общую основу - точки и прямые (хлопает в ладоши).
- Жители страны Геометрии, поклонитесь.
4) Посмотри - совсем Безуглый,
Посмотри - круглый-прекруглый.
Сразу скажешь, встретив вдруг,
Что фигура эта… (круг).
- От прямой он был отрезан.
Этот маленький… (отрезок).
- Эти точки три сдружились,
Ломаной соединились.
Узнает их каждый школьник.
Эта фигура… (треугольник).
- На другую посмотри,
Точек здесь уже не три.
Посмотри, углы какие,
Равные все и прямые.
Кто он понял уже ты?
Всех приветствовать здесь рад
Замечательный… (квадрат).
5)- Их ещё много, премного.
Хоть длинна жизни дорога,
Ограничен каждый миг.
Гость устал наш, гость наш сник.
Отдохнет, в свой мир вернется.
Наша встреча отзовется,
В его памяти потом -
Он увидит, что кругом
Есть и точки, и прямые,
И фигуры все другие.
Они рядом, всегда с нами.
Станем с ними мы друзьями,
Потому что в мире вашем
Мир науки очень важен!
(Все замолкают и переглядываются. Незнайка сидит с закрытыми глазами)
6.
(В кабинет врывается Знайка. Кидается к Незнайке, оглядывает его).
Знайка (взволнованно) - Что? Что вы с ним сделали? Ну, говорите же, что такое вы ему сделали? Ведь он…Он…Он же никого не обижает никогда. Он тихий. Ну, и что, что он многое забыл или не знает. Он такой же, как мы.
Маг Геометрикус (выходя из образа) - Тихо. Ну, что ты, Знайка (заслоняя Незнайку)? Ничего мы ему не сделали.
Точка 2- Совсем, совсем ничего.
Точка 1- Мы просто ему помочь хотели.
Знайка (заслоняя Незнайку)- Я сам…Я сам ему помогу.
Точка 3 (примирительно) - И мы помогли. И ты поможешь.
Угол - Главное, что бы он сам себе помог. Ты же знаешь, что я раньше тоже не очень силён был в математике. Да, как-то стыдно стало неучем в наше время быть. Вот и заставил себя, учиться. Теперь все понимаю, на уроках. Ну, почти всё.
(Незнайка приходит в себя. Улыбается. Потягивается. Видит Знайку).
Незнайка - О, Знайка, и ты здесь. Какая же это удивительная страна Геометрия.
Знайка (Озабоченно, с тревогой)- Какая, какая страна ты сказал?
Незнайка - Гео-мет-рия. От греческих слов «Измерение Земли». Кра-си-во (мечтательно).
Так бы и жил здесь. Так бы и жил!
Знайка - Где?
Незнайка - В стране Геометрии. Ты только послушай. Там… Там великие тайные жители, живут. И такие, и такие (показывает точку и прямую). Их там так интересно зовут. Ну, как в жизни совсем. Я думал, что точки только в конце предложения ставят, а они, оказывается, сами по себе ещё бывают. И эти, как их…, ну ещё дороги такие бывают. Вот. Вспомнил. Прямые. Я думал - они прилагательные (Знайка изумлён), а они ещё и существительные. И на них, на них точки живут. А, когда им надоедает, они с них спрыгивают и живут уже сами по себе. А ещё там есть, там есть другие жители страны Геометрии. Их видимо- невидимо. И круг, и треугольник, и луч, и отрезок, и ломанная. Всех и не упомнишь. Но они все из точек и прямых получаются (теребит Знайку). Знайка, Знайка, послушай. Ты знаешь, что если на прямой поставить точку, то часть её с этой точкой образуют…
Знайка - Луч.
Незнайка - А, если две, то…
Знайка - Два луча и отрезок. Незнайка, знаешь, я за тебя так рад. И за себя тоже (Незнайка удивляется). Мне теперь с тобой ещё интересней будет - ещё больше тем для разговоров.
Незнайка (застенчиво)- А мне с тобой всегда интересно было.
7.
(Открывается дверь. Появляется Ученик.)
Ученик (оглядывая класс) - Ой. А, что это вы здесь делаете? Такие…, такие…нарядные. Все (хором)- Готовимся к контрольной работе по геометрии.
Ученик - Готовитесь? Ну, готовьтесь.
Староста - А что ты хотел?
Ученик- Я? А меня послали к вам, что бы… Забыл.
(Все смеются)
8.
Староста - Ребята, мы хотели, что бы вы, осмотрев наш спектакль, поняли, что важно для человека в нашем мире быть умным.
Маг Геометрикус - Ведь современный человек учится всю свою жизнь.
Точка 1- И нельзя говорить, что вам не нужен тот или иной предмет в будущем. Все они важны и что-то развивают в вас.
Точка 2- Математика учит нас думать, анализировать, делать выводы, предвидеть результат. А кому из нас это не нужно?
Точка 3- А раздел математики Геометрия продолжает знакомить нас с окружающим миром. Если вы задумаетесь, то увидите фигуры, о которых мы вам рассказывали, вокруг себя. Они рядом. А соседей надо уважать.
Угол - Вот здания. Они имеют форму параллелепипеда. Девочки, ваши юбочки имеют форму трапеции. Нам, южанам, не привыкать к солнцу. А у него есть что? Правильно, лучи.
Ученик - А уж отрезков, отрезков вокруг нас видимо-невидимо. И края стола, и стороны доски, и оконные рамы, и дверные проёмы - всё это отрезки. А прямоугольники? Да они везде. Вот учебник. Его обложка - прямоугольная. Дверь, поверхность стола, доска. Да, они везде - смотрите сами.
Староста - Знайка, а ты что молчишь? Скажи, что-нибудь ребятам.
Знайка- Я не молчу. Я радуюсь. За своего друга, за вас, ребята. Мы уже много знаем и умеем. А сколько всего впереди у нас интересного.
Незнайка - Только… Я вас очень прошу - не ленитесь. Иначе вы это интересное…
Точка1, 2, 3- … И важное…
Незнайка - Пропустите. Удачи вам. Всё.
Ведущий 3- Да, всё. Наш спектакль окончен.
Ведущий 4- И нам осталось только представить тех, кто принимал в нём участие.
(Представляет создателей спектакля). А вот теперь точно всё. До новых встреч.
(Артисты машут руками. Слышны пожелания хорошо учиться, не лениться).
ПРИЛОЖЕНИЯ