СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по теме Грибы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  - игра по теме Грибы с применением интерактивных технологий

Просмотр содержимого документа
«сценарий урока по теме Грибы»

Краткосрочный игровой проект.

Сценарий урока по биологии « Грибная поляна».



Автор проекта: Ковалёва Юлия Дмитриевна.

Место работы автора: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Усть-Бакчарская средняя общеобразовательная школа».

Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Усть-Бакчарская средняя общеобразовательная школа».

Тема проекта: Сценарий урока по биологии «Грибная поляна»

Предметное направление: биология

Целевая аудитория: учащиеся 6 класса, 12 лет.

Актуальность проекта:

- педагогическая проблема:

Игра – важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую оценку. В тоже время в ходе игры у школьников активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний.

- цель проекта: формирование потребности получения новых знаний с помощью игры.

- задачи:

- закрепить знания о грибах.

- развитие памяти, логического мышления, связной речи.

- воспитание любви к природе.



Процесс реализации проекта:



№ п/п

Этап

Пути и методы достижения

Срок реализации

1

Целеполагания

  1. Опрос учащихся (какая тема им наиболее интересна для проведения игры).

  2. Подбор материала для урока.

Январь,

2016 год

2

Подготовительный

  1. Составление задания для игры.

  2. Поиск и сбор иллюстраций в Интернете.

Февраль,

2016 год

3

Реализации

Систематизация вопросов, оформление сценария урока.

Март,

2016 год

Работа над презентацией к сценарию урока

4

Подведения итогов

Проведение урока- игры.



2016 год

Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Педагогический проект».

Апрель,

2016 год



Ожидаемый результат:

Продукт: сценарий урока и презентация к игре.

Эффект:

Социальный:

- Расширить представления учащихся о многообразии грибов, их роли в природе.

Образовательный:

- Закрепить знания ребят о строении и классификации грибов.

Психолого-педагогические:

- Воспитание устойчивого интереса к природе, биологии. Расширение активного словаря учащихся.







































Урок игра « Грибное царство» ( слайд № 1)

Цель: углубить и обобщить знания учащихся о грибах, развить интерес и познавательную активность учащихся.

Задачи:

- закрепить знания о грибах.

- развитие памяти, логического мышления, связной речи.

- воспитание любви к природе.

Оборудование:  компьютер, проектор, раздаточный материал к уроку.

Предварительная подготовка к уроку: выставка из пластилина и гуаши, выполненная руками учащихся, поделок из природного материала, книги о грибах, газеты и рисунки учащихся. В игре участвуют две команды, по пять человек. Команды придумывают себе названия, например: “лисички” и “опята”.

Ход урока:

Учитель: ( слайд № 2)

Что за чудище такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?


Учитель: Наша игра посвящена царству «Грибы». Она позволит проверить, насколько хорошо усвоен материал по этой теме: как они устроены, особенности их жизнедеятельности, отношения с другими организмами и их многообразии.

Конкурс 1 « Прогулка за грибами»

Учитель: За 1 минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов на вопросы.( Слайд № 3)

Команда "Лисички"

Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи)

Какой гриб поражает картофель? (Фитофтора)

Что образует симбиоз между грибом и водорослью? (Лишайник)

Как называется симбиоз гриба с корнями растения? (Микориза или грибокорень)

Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики)

Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)

Что такое “Чёртов табачок”? (Старый гриб-дождевик)

Какие грибы лечат? (Пеницилл)


(Слайд № 4)



Команда "Опята"

Взаимовыгодное существование организмов. (Симбиоз)

Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерии? (У них есть ядро)

Какие грибы паразитируют на злаках? (Головня и спорынья)

Какие грибы в лесу появляются первыми? (Сморчки)

Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка)

Какие съедобные грибы можно выращивать круглый год? (Шампиньоны)

Какие грибы ищут со специально выдрессированными собаками, а во Франции- с домашними свиньями? (Трюфели)

Настой какого гриба можно пить? (Чайного)



Учитель: - молодцы! Прогулялись по лесу, а грибов не забыли набрать?

А теперь следующий конкурс « Грибной кузовок».

Конкурс 2 « Грибной кузовок»

Соедините шляпки и ножки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдёте их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. ( Слайд №5)

По тропинке во весь дух

Мчится из лесу петух.

Он кричит: -КУ – КА – РЕ – КУ!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой,

Из под ёлки фыркнул Ёж:

- Все грибы ты растрясёшь!

Ёжик прав: у петуха

В кузовке одна труха.

(Слайд № 6)

КА – РО – МАС – ЛЁ – СЫ – ЕЖ – ВИК,



НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК,



КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО,



НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – НОК – ВОЛ - ОВ - О.



Соединив слоги между собой, скажите, какие 8 известных грибов принёс Петушок – грибник из леса в кузовке.

Ответы: (маслёнок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберёзовик, рыжик, опёнок, лисичка). (Слайд №7,8)

Учитель: Теперь у нас полный кузовок грибов. А те ли грибы вы набрали? Давайте проверим.

Конкурс 3 « Пятый лишний» ( слайд №9)

Даны картинки грибов в “конвертах – лукошках” (№ 1, 2, 3, 4), нужно убрать лишний.

 

Команда Лисички

 

Команда Опята

1

Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, боровик. (Лишний мухомор, т.к. он ядовитый)

1

Шампиньон, рыжик, сыроежка, белый, волнушка. (Лишний - белый, он трубчатый)

2

Сморчок, строчок, опенок, вешенка, трутовик. (Трутовик - он гриб паразит, паразитирующий на деревьях)

2

Бледная поганка, мухомор, желчный гриб, шампиньон, ложный опёнок. (Шампиньон - т.к. он съедобный)



Учитель: А знаете ли вы грибы в « лицо»? А давайте проверим, и из предложенных фотороботов выберем «преступников» и «невиновных».

Конкурс 4 « Фоторобот» ( слайд №10)

Каждой группе раздаются карточки с рисунками, фотографиями грибов. По их внешнему виду – по «фотороботу», надо их разделить на две группы: «преступников» - несъедобные, ядовитые грибы и «невиновных» - съедобные грибы.

Команда « Лисички»







Команда « Опята»

Учитель: А теперь следующий конкурс.

Конкурс 5 « Загадочный» ( слайд №11-15)

Учитель: Каждая команда по очереди отгадывает загадки о грибах.

Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.

боровик



Растут на опушке 
рыжие подружки, 
Их зовут …

волнушки

Зашёл мужик в сосняк,
Нашёл слизняк,
Бросить - жалко,
Съесть - сыро.

груздь

У тенистого лога 
Вырос гриб-недотрога: 
Чуть нажмешь на бочок - 
Глядь, уже синячок.

моховик

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.

мухомор

Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.

опята

Смотрит свысока – 
ручки в бока.
Красива и важна – 
да никому не нужна.

Поганка


Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.

подберезовик

Что за за гриб стоит на кочке 
В красном бархатном платочке?

подосиновик

Вдоль лесных дорожек 
Много белых ножек 
В шляпках разноцветных, 
Издали приметных. 
Собирай, не мешкай! 
Это …

сыроежки



Конкурс 6 « Эрудит».( слайд №16-17)

Учитель: В данном задании необходимо ответить на вопросы, за правильный ответ команда получает 1 бал. Вопросы задаются по очереди.

  1. Назовите у грибов признаки животных? ( Гетеротрофный тип питания, гликоген, присутствие хитина в клеточных стенках)

  2. Назовите у грибов признаки растений? ( Неподвижность, возможность синтеза витаминов, всасывание воды, неограниченный верхушечный рост).

  3. Есть ли в грибных нитях гифы, хлорофилловые зерна? ( нет)

  4. Необходим ли грибам солнечный свет? ( Нет, так как они не производят фотосинтеза)

  5. Почему плодовое тело грибов расположены над поверхностью почвы? ( Это дает возможность рассеивать споры, которые развиваются на нижней стороне шляпки в трубочках или пластинках. Споры могут рассыпаться и переноситься ветром)

  6. Как размножаются грибы? ( Спорами и грибницей)

  7. Почему в результате кулинарной обработки объем грибов значительно уменьшается? ( В состав грибов входит 90 % воды)

  8. Почему к старости шляпки грибов становятся более ровными и края приподнимаются вверх? ( Для облегчения рассеивания спор).

  9. Как можно разделить грибы по способу питания? ( Хищники, сапрофиты, паразиты)

  10. Император Клавдий , французский король Карл VI, папа римский Климент VII. Что объединяет данные имена? ( Всех их отравили грибами).



Учитель: Молодцы, ребята! А теперь итоги игры. Награждение победителей эмблемами « Настоящий грибник».





Подведение итогов: на доске таблица с результатами команд. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Название конкурса

Лисички

Опята

1

Прогулка за грибами

 

 

2

Грибной кузовок

 

 

3

Пятый лишний

 

 

4

Фоторобот

 

 

5

Эрудит

 

 

 

Итог:

 

 

 



Литература



  1. Галушкова Н.И. Биология. 6 класс Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: “Учитель” 2007.

  2. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. Методическое пособие. М. “ ТЦ Сфера”, 2002.

  3. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. М. “ТЦ Сфера”, 2003.

  4. Ю.В Щербакова, И.С Козлова. Занимательная биология.. – М.: Глобус, 2010

  5. https://yandex.ru/images/search?text=фото%20грибы&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Ffoto.4-me.ru%2F_ph%2F64%2F235785756.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=67








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!