Краткосрочный игровой проект.
Сценарий урока по биологии « Грибная поляна».
Автор проекта: Ковалёва Юлия Дмитриевна.
Место работы автора: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Усть-Бакчарская средняя общеобразовательная школа».
Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Усть-Бакчарская средняя общеобразовательная школа».
Тема проекта: Сценарий урока по биологии «Грибная поляна»
Предметное направление: биология
Целевая аудитория: учащиеся 6 класса, 12 лет.
Актуальность проекта:
- педагогическая проблема:
Игра – важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую оценку. В тоже время в ходе игры у школьников активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний.
- цель проекта: формирование потребности получения новых знаний с помощью игры.
- задачи:
- закрепить знания о грибах.
- развитие памяти, логического мышления, связной речи.
- воспитание любви к природе.
Процесс реализации проекта:
№ п/п | Этап | Пути и методы достижения | Срок реализации |
1 | Целеполагания | Опрос учащихся (какая тема им наиболее интересна для проведения игры). Подбор материала для урока. | Январь, 2016 год |
2 | Подготовительный | Составление задания для игры. Поиск и сбор иллюстраций в Интернете. | Февраль, 2016 год |
3 | Реализации | Систематизация вопросов, оформление сценария урока. | Март, 2016 год |
Работа над презентацией к сценарию урока |
4 | Подведения итогов | Проведение урока- игры. | 2016 год |
Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Педагогический проект». | Апрель, 2016 год |
Ожидаемый результат:
Продукт: сценарий урока и презентация к игре.
Эффект:
Социальный:
- Расширить представления учащихся о многообразии грибов, их роли в природе.
Образовательный:
- Закрепить знания ребят о строении и классификации грибов.
Психолого-педагогические:
- Воспитание устойчивого интереса к природе, биологии. Расширение активного словаря учащихся.
Урок игра « Грибное царство» ( слайд № 1)
Цель: углубить и обобщить знания учащихся о грибах, развить интерес и познавательную активность учащихся.
Задачи:
- закрепить знания о грибах.
- развитие памяти, логического мышления, связной речи.
- воспитание любви к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал к уроку.
Предварительная подготовка к уроку: выставка из пластилина и гуаши, выполненная руками учащихся, поделок из природного материала, книги о грибах, газеты и рисунки учащихся. В игре участвуют две команды, по пять человек. Команды придумывают себе названия, например: “лисички” и “опята”.
Ход урока:
Учитель: ( слайд № 2)
Что за чудище такое?
Есть как мизер, есть большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
Учитель: Наша игра посвящена царству «Грибы». Она позволит проверить, насколько хорошо усвоен материал по этой теме: как они устроены, особенности их жизнедеятельности, отношения с другими организмами и их многообразии.
Конкурс 1 « Прогулка за грибами»
Учитель: За 1 минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов на вопросы.( Слайд № 3)
Команда "Лисички" |
Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи) |
Какой гриб поражает картофель? (Фитофтора) |
Что образует симбиоз между грибом и водорослью? (Лишайник) |
Как называется симбиоз гриба с корнями растения? (Микориза или грибокорень) |
Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики) |
Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка) |
Что такое “Чёртов табачок”? (Старый гриб-дождевик) |
Какие грибы лечат? (Пеницилл) |
(Слайд № 4)
Команда "Опята" |
Взаимовыгодное существование организмов. (Симбиоз) |
Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерии? (У них есть ядро) |
Какие грибы паразитируют на злаках? (Головня и спорынья) |
Какие грибы в лесу появляются первыми? (Сморчки) |
Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка) |
Какие съедобные грибы можно выращивать круглый год? (Шампиньоны) |
Какие грибы ищут со специально выдрессированными собаками, а во Франции- с домашними свиньями? (Трюфели) |
Настой какого гриба можно пить? (Чайного) |
Учитель: - молодцы! Прогулялись по лесу, а грибов не забыли набрать?
А теперь следующий конкурс « Грибной кузовок».
Конкурс 2 « Грибной кузовок»
Соедините шляпки и ножки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдёте их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. ( Слайд №5)
По тропинке во весь дух
Мчится из лесу петух.
Он кричит: -КУ – КА – РЕ – КУ!
Честь и слава грибнику!
Я наполнил кузов мой
И бегу скорей домой,
Из под ёлки фыркнул Ёж:
- Все грибы ты растрясёшь!
Ёжик прав: у петуха
В кузовке одна труха.
(Слайд № 6)
КА – РО – МАС – ЛЁ – СЫ – ЕЖ – ВИК,
НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК,
КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО,
НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – НОК – ВОЛ - ОВ - О.
Соединив слоги между собой, скажите, какие 8 известных грибов принёс Петушок – грибник из леса в кузовке.
Ответы: (маслёнок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберёзовик, рыжик, опёнок, лисичка). (Слайд №7,8)
Учитель: Теперь у нас полный кузовок грибов. А те ли грибы вы набрали? Давайте проверим.
Конкурс 3 « Пятый лишний» ( слайд №9)
Даны картинки грибов в “конвертах – лукошках” (№ 1, 2, 3, 4), нужно убрать лишний.
| Команда Лисички | | Команда Опята |
1 | Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, боровик. (Лишний мухомор, т.к. он ядовитый) | 1 | Шампиньон, рыжик, сыроежка, белый, волнушка. (Лишний - белый, он трубчатый) |
2 | Сморчок, строчок, опенок, вешенка, трутовик. (Трутовик - он гриб паразит, паразитирующий на деревьях) | 2 | Бледная поганка, мухомор, желчный гриб, шампиньон, ложный опёнок. (Шампиньон - т.к. он съедобный) |
Учитель: А знаете ли вы грибы в « лицо»? А давайте проверим, и из предложенных фотороботов выберем «преступников» и «невиновных».
Конкурс 4 « Фоторобот» ( слайд №10)
Каждой группе раздаются карточки с рисунками, фотографиями грибов. По их внешнему виду – по «фотороботу», надо их разделить на две группы: «преступников» - несъедобные, ядовитые грибы и «невиновных» - съедобные грибы.
Команда « Лисички»
![](https://fhd.multiurok.ru/1/1/6/1161f32e416b87bdc6d6c1557ff0791c3018f40a/stsienarii-uroka-po-tiemie-griby_1.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/1/1/6/1161f32e416b87bdc6d6c1557ff0791c3018f40a/stsienarii-uroka-po-tiemie-griby_2.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/1/1/6/1161f32e416b87bdc6d6c1557ff0791c3018f40a/stsienarii-uroka-po-tiemie-griby_3.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/1/1/6/1161f32e416b87bdc6d6c1557ff0791c3018f40a/stsienarii-uroka-po-tiemie-griby_4.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/1/1/6/1161f32e416b87bdc6d6c1557ff0791c3018f40a/stsienarii-uroka-po-tiemie-griby_5.jpeg)
Команда « Опята»
![](https://fhd.multiurok.ru/1/1/6/1161f32e416b87bdc6d6c1557ff0791c3018f40a/stsienarii-uroka-po-tiemie-griby_6.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/1/1/6/1161f32e416b87bdc6d6c1557ff0791c3018f40a/stsienarii-uroka-po-tiemie-griby_7.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/1/1/6/1161f32e416b87bdc6d6c1557ff0791c3018f40a/stsienarii-uroka-po-tiemie-griby_8.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/1/1/6/1161f32e416b87bdc6d6c1557ff0791c3018f40a/stsienarii-uroka-po-tiemie-griby_9.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/1/1/6/1161f32e416b87bdc6d6c1557ff0791c3018f40a/stsienarii-uroka-po-tiemie-griby_10.jpeg)
Учитель: А теперь следующий конкурс.
Конкурс 5 « Загадочный» ( слайд №11-15)
Учитель: Каждая команда по очереди отгадывает загадки о грибах.
Глубоко был спрятан он, Раз-два-три - и вышел вон, И стоит он на виду. Белый, я тебя найду. |
боровик |
Растут на опушке рыжие подружки, Их зовут … |
волнушки |
Зашёл мужик в сосняк, Нашёл слизняк, Бросить - жалко, Съесть - сыро. |
груздь |
У тенистого лога
Вырос гриб-недотрога:
Чуть нажмешь на бочок -
Глядь, уже синячок.
моховик
Он в лесу стоял, Никто его не брал, В красной шапке модной, Никуда не годный. |
мухомор |
Нет грибов дружней, чем эти, - Знают взрослые и дети - На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. |
опята |
Смотрит свысока – ручки в бока. Красива и важна – да никому не нужна. |
Поганка |
Не спорю - не белый, Я, братцы, попроще. Расту я обычно В берёзовой роще. |
подберезовик |
Что за за гриб стоит на кочке В красном бархатном платочке? |
подосиновик |
Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали приметных. Собирай, не мешкай! Это … |
сыроежки |
Конкурс 6 « Эрудит».( слайд №16-17)
Учитель: В данном задании необходимо ответить на вопросы, за правильный ответ команда получает 1 бал. Вопросы задаются по очереди.
Назовите у грибов признаки животных? ( Гетеротрофный тип питания, гликоген, присутствие хитина в клеточных стенках)
Назовите у грибов признаки растений? ( Неподвижность, возможность синтеза витаминов, всасывание воды, неограниченный верхушечный рост).
Есть ли в грибных нитях гифы, хлорофилловые зерна? ( нет)
Необходим ли грибам солнечный свет? ( Нет, так как они не производят фотосинтеза)
Почему плодовое тело грибов расположены над поверхностью почвы? ( Это дает возможность рассеивать споры, которые развиваются на нижней стороне шляпки в трубочках или пластинках. Споры могут рассыпаться и переноситься ветром)
Как размножаются грибы? ( Спорами и грибницей)
Почему в результате кулинарной обработки объем грибов значительно уменьшается? ( В состав грибов входит 90 % воды)
Почему к старости шляпки грибов становятся более ровными и края приподнимаются вверх? ( Для облегчения рассеивания спор).
Как можно разделить грибы по способу питания? ( Хищники, сапрофиты, паразиты)
Император Клавдий , французский король Карл VI, папа римский Климент VII. Что объединяет данные имена? ( Всех их отравили грибами).
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь итоги игры. Награждение победителей эмблемами « Настоящий грибник».
![](https://fhd.multiurok.ru/1/1/6/1161f32e416b87bdc6d6c1557ff0791c3018f40a/stsienarii-uroka-po-tiemie-griby_11.png)
Подведение итогов: на доске таблица с результатами команд. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
№ | Название конкурса | Лисички | Опята |
1 | Прогулка за грибами | | |
2 | Грибной кузовок | | |
3 | Пятый лишний | | |
4 | Фоторобот | | |
5 | Эрудит | | |
| Итог: | | |
Литература
Галушкова Н.И. Биология. 6 класс Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: “Учитель” 2007.
Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. Методическое пособие. М. “ ТЦ Сфера”, 2002.
Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. М. “ТЦ Сфера”, 2003.
Ю.В Щербакова, И.С Козлова. Занимательная биология.. – М.: Глобус, 2010
https://yandex.ru/images/search?text=фото%20грибы&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Ffoto.4-me.ru%2F_ph%2F64%2F235785756.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=67