СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока внеклассного чтения по роману Ж.Верна "Пятнадцатилетний капитан"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие проходит в виде викторины. Класс делится на команды, которые соревнуются в разнообразных конкурсах.  

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока внеклассного чтения по роману Ж.Верна "Пятнадцатилетний капитан"»

УРОК

внеклассного чтения

по книге ЖЮЛЯ ВЕРНА «ПЯТНАДЦАТИЛЕТНИЙ КАПИТАН»

Класс делится на 4 команды, каждая команда выбирает капитана и придумывает название шхуны (название команды). Последовательность ответов определяет очередность команд в следующих конкурсах.

Баллы выдаются в виде маленьких листочков с узлом, в конце урока подсчитывается, сколько «узлов» прошла каждая команда:

ОТПЛЫВАЕМ…

1-й конкурс. Команды отвечают по очереди. Верны ли высказывания:

  1. Французский писатель Жюль Верн родился в 1828 году, а умер в 1905 году?

  2. Если собрать все его сочинения, составится библиотека приблизительно в 120130 томов. Библиотека, написанная одним человеком? Есть мнение, что одному человеку не под силу создать такое множество разнообразных книг, а под именем Ж.Верна скрывается будто бы целое общество писателей-натуралистов и путешественников. Так ли это?

  3. Гениальный русский ученый К.Э.Циолковский рассказывал, что  романы Ж.Верна способствовали пробуждению его научного интереса к межпланетным путешествиям. Может ли это быть правдой?

  4. Герои Ж.Верна странствовали, поднимались в заоблачные сферы, спускались к Центру Земли, а сам Ж.Верн почти не покидал своего дома в  Амьене – провинциальном городке, в трех часах езды от Парижа. Лишь изредка писатель совершал для отдыха недалекие путешествия на прогулочной яхте «Сен-Мишель».

Команды, ответившие правильно, получают напутствие от автора и балл:

От автора:

«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому, что в нужный день и час у него найдутся воля его выполнить и силы для этого» Ж.Верн

«Но что бы нам ни угрожало сейчас, я верю в созидательные силы разума. Я верю, что народы когда-нибудь договорятся между собой и помешают безумцам использовать величайшие завоевания науки во вред человечеству» Ж.Верн

«Всякий человек, превосходящий других по интеллекту и нравственным качествам, помимо своей воли или желания отвечает за других» Ж.Верн

«Жить — означает не только удовлетворять материальные запросы организма, но, главным образом, сознавать свое человеческое достоинство» Ж.Верн

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СПРАВКИ…

Жюль Верн не был «кабинетным» писателем, он много путешествовал по миру, в том числе и на своих яхтах «Сен-Мишель I», «Сен-Мишель II» и «Сен-Мишель III». В 1859 году он совершил путешествие в Англию и Шотландию. В 1861 побывал в Скандинавии.

В 1867 году Верн совершил трансатлантический круиз на пароходе «Грейт-Истерн» в Соединённые Штаты, побывал в Нью-Йорке, на Ниагарском водопаде.

В 1878 году Жюль Верн совершил большое путешествие на яхте «Сен-Мишель III» по Средиземному морю, посетив Лиссабон, Танжер, Гибралтар и Алжир. В 1879 году на яхте «Сен-Мишель III» Жюль Верн вновь побывал в Англии и Шотландии. В 1881 году Жюль Верн на своей яхте побывал в Нидерландах, Германии и Дании. Тогда же он планировал дойти до Санкт-Петербурга, однако этому помешал сильный шторм.

В 1884 году Жюль Верн совершил своё последнее большое путешествие. На «Сен-Мишеле III» он побывал в Алжире, на Мальте, в Италии и других странах Средиземноморья. Многие его поездки впоследствии легли в основу «Необыкновенных путешествий» — «Плавающий город» (1870), «Чёрная Индия» (1877), «Зелёный луч» (1882), «Лотерейный билет № 9672» (1886) и других. (Википедия)

ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД?

2-й конкурс: Решите кроссворд на скорость. Кто является главным героем романа?







1

 

 

 






2

 

 

 

 

 










3

 

 




4

 

 

 

 

 

 

 










5

 

 

 

 

 






6

 

 

 

 

 

 

 



7

 

 

 

 

 

 





  1. Сын мистера и миссис Уэлдон.

  2. Континент, где была развита работорговля.

  3. Корабельный повар.

  4. Имя негра, отличавшегося огромной силой.

  5. Проводник-американец, которого встретили путники после крушения «Пилигрима».

  6. Кузен миссис Уэлдон.

  7. Название затонувшего судна в Тихом океане.

Команда, ответившая первой и правильно, получает 3 балла (1 ошибка – 2 балла, несколько ошибок – 1 балл), вторая команда, ответившая правильно – 2 балла (1 ошибка – 1 балл), команда ответившая правильно третьей – 1 балл.

В ПУТИ СЛУЧАЕТСЯ ВСЯКОЕ…

3-й конкурс: блиц-опрос. Команды отвечают по очереди. Если ответа нет, вопрос передается следующей команде.

1.Как называлась шхуна, принадлежащая судовладельцу Джемсу Уэлдону?(Пилигрим)

2.Имя капитана шхуны.(Халл)

3.Сын Джемса Уэлдона.(Джек)

4.Куда должен был доставить «Пилигрим» мисс Уэлдон? (Сан – Франциско)

5.Кем был родственник мисс Уэлдон по профессии, и как его звали? (кузен Бенедикт, энтомолог)

6.Судовой кок, доставивший «Пилигриму» много несчастья. (Негоро)

7.Кого первого обнаружили на «Вальдеке»(затопленном судне)? (собаку Динго)

8.Как звали самого сильного и высокого негра с «Вальдека»? (Геркулес)

9.Какова причина того, что Дик Сэнд стал капитаном «Пилигрима»? (злой рок, который заставил встретить команду кита в океане)

10.Что подложил Негоро под компас на корме? (железный брусок)

11.На сколько градусов отклонился «Пилигрим» от назначенного маршрута? (45 градусов)

12.Что нашли старый негр Том и Дик Сэнд на болоте? (цепь, колодки и человеческие руки)

13.Чем занимался Негоро со своими друзьями на Африканском континенте? (работорговлей)

14.Как называлась страна, куда попали Дик Сэнд и его друзья? (Ангола)

15.В каком лагере пришлось спасаться отряду Дика Сэнда, когда они попали в грозу? ( в термитниках, которые были расположены на равнине симметричными рядами)

16.Как называется время, года в которое попал Дик и его отряд в Африке? (африканская зима)

17.Как назывался материк, к которому пристал «Пилигрим»? (Африка)

18. Мангровые деревья дают густую тень, они приносят изумительно вкусные плоды, и все же туземцы не осмеливаются разводить их. Почему? ( «Кто посадит манговое дерево, тот умрет» - гласит местное поверье)

КУДА ЭТО МЫ ПРИЧАЛИЛИ?

4-й конкурс: посмотрите на слайд и дайте ответ: что (кто) изображено на слайде и как это связано с романом. Дополнительные знания оцениваются дополнительными баллами (1 балл – за правильный ответ, 1 балл – за установление связи с романом, 1 балл – за дополнительные сведения о предмете).

Гений не имеет возраста (Ж.Верн)

5-й конкурс: конкурс на звание «Знаток романа Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан». На вопрос отвечает 1 человек из команды, кто первый поднял руку и он зарабатывает индивидуальные баллы.

Викторина «Знаток романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»»:

  1. Назовите полное имя главного героя романа «Пятнадцатилетний капитан»? Ричард Сэнд).

  2. Как звали спасенных с «Вальдека»? (Том, Бат, Остин, Актеон, Геркулес, собака Динго).

  3. Кем был Бенедикт для миссис Уэлдон? (Кузеном).

  4. Как звали мистера Уэлдона? (Джеймс).

  5. Что означает название шхуны «Пилигрим»? (Странник).

  6. Как звали старую няню Джека Уэлдона? (Нан).

  7. Как умер Муани-Лунга? (Сгорел).

  8. Как назывался невольничий рынок, куда гнали караван? (Казонде).

  9. Кто исполнял роль мганнги? (Геркулес).

  10. Какое препятствие ожидало путешественников на реке Кванза? (Водопад).

  11. Что означали буквы «С.В.»? (Сэмюель Вернон – французский путешественник).

  12. Какие три смерти произошли у ветхой лачуги посреди тропического леса? (Негоро смертельно ранил французского путешественника Самюэля Вернона; когда Негоро вернулся за припрятанными деньгами, на него набросился Динго и перегрыз ему горло; Негоро же успел смертельно ранить собаку ножом).

  13. Пора лихорадок в самом разгаре. Вы больны лихорадкой. Великий путешественник Ливингстон сделал одно тонкое наблюдение, которое поможет вам спасти жизнь. Что это за наблюдение?(больной может избавиться от болезни, покинув место, где заразился).

  14. Африканские дикари не знают, что такое карманы. Где же они носят те мелкие обиходные предметы – ножи, трубки, все то, что цивилизованные люди носят в карманах? ( в ушах)

  15. На вершине холма росло огромное дерево, под его раскидистыми ветвями могло уместиться 500 человек. Кто не видел этих африканских деревьев-гигантов, тот не может себе представить, насколько они велики. А как мы называем плоды смоковницы (финики, фиги)

  16. При новой вспышке молнии удалось лучше рассмотреть этот лагерь. На равнине симметричными рядами расположилось около сотни палаток высотой от 12 до 15 футов. Но людей в лагере не было видно. Где же они? Через несколько минут Дик Сэнд вернулся из разведки. – Идите за мной! – радостно воскликнул он. – Это не лагерь, и не деревня. Это просто…(муравейники-термитники)

  17. Днем 10 февраля миссис Уэлдон, прогуливавшаяся по палубе «Пилигрима», заметила, что поверхность моря внезапно стала красноватой. Казалось, вода окрасилась кровью. Сколько видел глаз, во все стороны простиралось это красное загадочное поле. Эту окраску воде придают миллиарды крохотных ракообразных, которые служат обычно пищей крупным морским млекопитающим.- Как моряки называют этих рачков? («китовой похлебкой»)

  18. Что ты будешь делать, когда получишь команду: «Наполнить паруса!»? (поставить паруса под ветер для ускорения хода)

  19. Что ты будешь делать, когда получишь команду: «Лечь в дрейф!»? (привести судно в неподвижное состояние с помощью особого расположения парусов)

  20. Тебя назначили коком. Куда ты пойдешь на корабле? (на камбуз)

  21. На корме вас попросят снять показания компаса. Куда вы отправитесь? (к нактоузу – шкафчик, где устанавливается судовой компас)

  22. К чему прибегают моряки, чтобы успокоить волны и облегчить проход кораблю через рифы? (выливают на поверхность воды китовый жир)

  23. Кого первого обнаружили на «Вальдеке»(затопленном судне)? (собаку Динго) Где они встречаются? (Австралия)

  24. Кем по специальности был родственник мисс Уэлдон, и как его звали? (кузен Бенедикт, энтомолог)

  25. В результате чего «Пилигрим» потерял почти весь свой экипаж? (Разъярённый раненый кит утопил шлюпку со всем экипажем – капитаном и пятью матросами

  26. Что стало с «Пилигримом»? (Дик выбросил судно на берег, чтобы спасти пассажиров, а «Пилигрим» погиб)

  27. Что убедило Дика в том, что он и его спутники попали в экваториальную Африку? (Он не обнаружил каучукового дерева, колибри, ярких попугаев, обезьян – ревунов, хинного дерева; зато увидел жирафов, бегемотов, следы слонов, услышал рычание льва.)

ЕСТЬ ВЕЩИ, БЕЗ КОТОРЫЗ В ПУТИ НЕ ОБОЙТИСЬ…

6-й конкурс: рассмотрите слайды, определите, что за приборы изображены на них и как эти приборы использовались в романе «Пятнадцатилетний капитан». На слайдах компас и лаг.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СПРАВКИ… Лаг - прибор, предназначенный для измерения скорости движения судна.

В древности в качестве лага использовался (и используется по сей день на небольших судах) ручной, или секторный лаг. Он представляет собой доску треугольной формы (сектор) с привязанной к ней верёвкой (линем, лаглинем) и грузом. На лине на определённом расстоянии друг от друга завязываются узлы. Доска выбрасывается за корму и пересчитывается количество узлов, ушедших за борт за определенное время (обычно 15 секунд или 1 минуту). Отсюда пошло измерение скорости судна в узлах, 1 узел численно равен 1 морской миле в час.

ОН СИЛЕН, ВАШ КАПИТАН… (Ж.ВЕРН)

7-й конкурс: конкурс капитанов. Предлагается слайд с изображением портрета, кратера, космического корабля, Эйфелевой башни, городов Усть-Каменногорск и Нижний Новгород. Попробуйте предположить, что объединяет эти фотографии? Выбрать 1 объект и объяснить его связь с предложенным ответом.

Ответ. В честь Жюля Верна названы:

  • астероид (5231) Verne, открытый 9 мая 1988 года К. С. Шумейкер и Ю. М. Шумейкером и Г. Холтом в обсерватории Паломар[9] и получивший своё имя 15 февраля 1995 года;

  • первый автоматический грузовой космический корабль, разработанный ЕКА;

  • кратер на Луне диаметром 146 км;

  • ресторан на первом уровне Эйфелевой башни в Париже;

  • улица в Усть-Каменогорске (Казахстан)

  • в Нижнем Новгороде установлен памятник Ж.Верну.

ПОСЛЕДНЕЕ ИСПЫТАНИЕ…

8-й конкурс. Командам предлагается ответить на вопрос: « О ком идет речь?». Каждая команда вытягивает лист, на котором представлена характеристика героя и, посовещавшись, дает ответ.

  1. –Да, да! Очень хорошо! ..., ваша очередь! Ну-ка, поднатужьтесь, здесь нужна сила! Просить …поднатужиться было, по меньшей мере, неосторожно: великан рванул снасть с такой силой, что чуть не оторвал ее совсем. (Геркулес)

  2. «Эти «торговцы» не отличали справедливого от несправедливого. У них не было чести, ни совести, всякая мораль совершенно отсутствовала, а если она у них и была когда-нибудь, то они давно растеряли ее, участвуя в страшных жестокостях работорговли.» (Гэррис, Негоро)

  3. «Скорее сухопарый, чем худой, не то чтобы высокий, но какой-то длинный, с огромной взлохмаченной головой, с золотыми очками на носу…он действительно был из тех простодушных добряков, которые кажутся всеобщими родственниками…» (кузен Бенедикт)

  4. «…родился в штате Нью-Йорк, а может быть, и в самом городе Нью-Йорке… был невысок и не обещал стать в дальнейшем выше среднего роста, но крепко сколочен. В нем сразу чувствовался англосакс, хотя он был темноволос, а глаза у него были темно-синие. Трудная работа моряка уже подготовила егок житейским битвам. Его умное лицо дышало энергией…» (Дик (Ричард) Сэнд)

ЗЕМЛЯ! ЗЕМЛЯ!


9-й конкурс. Каждый выполняет индивидуально на листочке. Самопроверка. Сначала поднимают руки те, кто не допустил ошибок, затем – кто допустил 1 ошибку и т.д. Пока выоплняется тест, учитель подсчитывает количество «узлов» каждой команды и определяет победителя.


Тест по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан».

1. На каком судне команда Джемса Уэлдона отплыла из Сан-Франциско в Новую Зеландию?

а) «Вальдек»,

б) «Пилигрим»,

в) «Надежда».

2. С какой целью команда отправилась в море?

а) путешествие,

б) охота за тюленями,

в) охота за китами.

3. Кто главный герой романа?

а) капитан Гуль,

б) Дик Сэнд,

в) миссис Уэлдон.

4. Кого можно назвать отрицательным героем романа?

а) негр Геркулес.

б) Остин,

в) Негоро.

5. Что послужило причиной неправильного курса «Пилигрима?

а) руководство неопытного капитана,

б) отсутствие карты,

в) сломанный компас.

6. Встретили ли в Африке друзья капитана пампасы?

а) да.

б) нет,

в) не знаю.

7. Пампасы – это……

а) лесная местность,

б) равнина,

в) болото.

8. Кого встретили путешественники на самом деле, несмотря на уверения Гэрриса, на африканском континенте?

а) страусов.

б) жирафов.

в) волков.

9. Какое самое прибыльное ремесло было у Негоро?

а) поварское искусство,

б) воровство,

в) работорговля.

10. Где спаслись от грозного ливня путешественники, находясь в Центральной Африке?

а) в пещере,

б) в шалаше,

в) в термитнике.

11. Во сколько лет Дик Сэнд окончил обучение на капитана?

а) в 15 лет.

б) в 17 лет.

в) в 18 лет.


Ключи к тесту по роману Жюля Верна

«Пятнадцатилетний капитан».
1. Б. 2. В. 3. Б. 4. Б. 5. В. 6. Б. 7. Б. 8. Б. 9.в. 10. В. 11. В.


Вот и закончилось наше путешествие по волнам романа Жуля Верна «Пятнадцатилетний капитан». И победила команда ______________, которая «проплыла» ____ узлов. Второе место - ___________. Третье - ____________. Поздравляю победителей!

Но как я завидую вам, тем, кто еще так много и долго может путешествовать по творчеству великого автора приключений! Надеюсь, этот урок вдохновит вас на прочтение других, не менее интересных книг Ж.Верна, например, романа «Дети капитана Гранта». Посмотрите буктрейлер об этой книге: https://www.youtube.com/watch?v=yi_q-rGnd6I. Обязательно познакомьтесь с другими книгами автора (на слайде названия книг)! Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!