Тема читательской конференции:
«Судьба человеческая – судьба народная»
(по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)
Участники: учащиеся 9-10 классов
Планируемые личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе различных видов;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Планируемые метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Структура читательской конференции
Этап | Формы и методы | Ожидаемые результаты |
Организационно- мотивационный этап | Участники конференции распределяются на группы. Все учащиеся читают текст произведения М. Шолохова «Судьба человека», смотрят художественный фильм «Судьба человека» (режиссёр С. Бондарчук) 1 группа: готовит оформление конференции (рисунки, фотографии, натюрморт из книг); 2 группа: готовит стенд с книгами М. Шолохова и о войне; 3 группа: готовит презентацию «Судьба человеческая – судьба народная»;
4 группа: демонстрация интерплаката и буктрейлера с комментариями; 5 группа: готовит видеоролик с отрывками из фильма, готовит краткий пересказ произведения, используя сервис Tackk; Учащиеся получают за несколько дней до конференции листы с вопросами, которые будут обсуждаться на конференции. В начале конференции получают листы с критериями для оценивания, листы с критериями рефлексии Индивидуальное задание - подготовить песни и музыку (М. Исаковский «Враги сожгли родную хату», Л. Ошанин «Эх, дороги») | Формируют группы. Знакомятся с текстом произведения. Обсуждают полученное задание. Распределяют обязанности и осуществляют подготовку задания: -подготовлен оформительный материал; - презентация «Судьба человеческая – судьба народная»; - демонстрация буктрейлера; -подготовлен стенд с книгами М. Шолохова и о войне; -выучен текст индивидуальных выступлений;
- готовят сообщение о жизни А. Соколова - подготовлена музыка - подготовлен видеоролик с отрывками из фильма В своей работе используют сервис Tackk; создают документы с использованием Internet Explorer, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word, киностудии Windows Live. Подведены итоги оценивания лучших участников (награждены дипломами)
|
Деятельностно- содержательный | 1. Вступительное слово библиотекаря о произведениях Великой Отечественной войны .2 2. Рассказ учащегося о творчестве М. Шолохова. Презентация. «Судьба человеческая – судьба народная». 3. Демонстрация буктрейлера по рассказу М. Шолохова «Судьба человека» 4. Сообщение ученика о рассказе М. Шолохова «Судьба человека» 5. Беседа по рассказу М. Шолохова «Судьба человека». Образ героя. (проводит учитель). 6. Выступления представителей команд о жизни А. Соколова до войны, во время войны, после войны. Как меняется судьба героя в зависимости от обстоятельств, просмотр кадров из фильма. 7. Просмотр фрагментов фильма. 8. Заключительное слово учителя. | 1. Знакомство с художественными произведениями о войне. Выступление библиотекаря. 2.Знакомство с биографией писателя. Обзор произведений М.Шолохова. Просмотр ролика. 4. Демонстрация буктрейлера по рассказу М. Шолохова «Судьба человека» с комментариями. 5. Знакомство с рассказом М. Шолохова «Судьба человека». 6. Рассказ о герое с элементами анализа. 7. Взаимодействие участников через беседу 8.Выступления представителей команд 9.Просмотр фрагментов фильма по повести |
Подведение итогов | | |
Содержание конференции
Цель: постижение идейного замысла произведения и авторской позиции путём анализа текста.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с произведениями о войне;
- привлечь внимание учеников к писателю М. Шолохову и его творчеству;
-обучение навыкам анализа художественного текста;
развивающие:
- развивать навыки самостоятельно работать с художественным текстом,
- развивать умения высказывать и аргументировать свое мнение,
- уметь оценивать поступки героев и выражать свое отношение к ним;
-развивать способности самостоятельно добывать информацию, анализировать прочитанное;
-расширить диапазон познавательных интересов, эстетический и нравственный потенциал учащихся
- развивать внимание, восприятие, память, ассоциативное и аналитическое мышление, творческие способности;
-развивать логически связную устную и письменную речь учащихся;
воспитательные:
- воспитывать неприятие войны, пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи;
- воспитывать любовь к Родине, уважение к ее нелегкой истории, любовь к родному языку и литературе.
- воспитывать высокие патриотические качества;
– воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества;
– учить отстаивать свою точку зрения, терпимо относиться к чужому мнению
- воспитывать самостоятельность, волю, общительность, коммуникативность, культуру речи;
- чувство коллективизма и ответственности при работе в парах, группах;
- помочь обучающимся оценить поступки героя в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» и выразить своё отношение к ним;
- формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, рассмотреть авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека»
Оборудование и оформление:
компьютер, проектор, экран, выставка книг писателей о войне, книг М. Шолохова, портреты писателя, текст произведения, видеоролик с отрывками из художественного фильма «Судьба человека» (режиссёр С.Бондарчук), презентация «Судьба человеческая – судьба народная», иллюстрации на тему войны, использованные программы: Internet Explorer, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Word, киностудия Windows Live, сервис Tackk.
На доске – эпиграф: Я видел и вижу задачу как писателя в том,
чтобы всем, что написал и напишу, отдать
долг этому народу- труженику, народу-герою.
М. Шолохов
Мысль писателя (в рассказе) движется от
судьбы человека к судьбе человечества.
(мнение литературоведов)
Подготовительная работа
Предварительный настрой обучающихся на серьёзный разговор, внимательное чтение рассказа М. Шолохова «Судьба человека», просмотр художественного фильма «Судьба человека» (режиссёра Сергея Бондарчука), знакомство с биографией М. Шолохова, подготовка индивидуальных заданий-сообщений, подготовка презентации «Судьба человеческая – судьба народная». Подготовить музыку. Подготовить оформительный материал, буктрейлер и интерплакат к демонстрации, сообщение по рассказу.
Формы и методы реализации: беседа, разговор, обмен мнениями, анализ, рассказ, демонстрация буктрейлера, интерплаката, кадров из фильма
Возраст участников конференции: 9 -10 классы (14-16 лет)
Продолжительность: 1,5 часа (2 урока)
План.
1.Вступительное слово библиотекаря о Великой Отечественной войне.
2. Рассказ учащегося о творчестве М. Шолохова.
3.Презентации «Судьба человеческая – судьба народная».
4. Демонстрация буктрейлера и интерплаката по рассказу М. Шолохова «Судьба человека», созданного командой.
5. Беседа по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»
1) Когда и где происходит действие рассказа «Судьба человека»?
2) Кто является главным героем повести?
3) Кому адресован рассказ?
4) Понравилось ли вам произведение М. Шолохова «Судьба человека»? А фильм?
6.Заключительное слово учителя.
7. Рефлексия.
Ход конференции
1. Вступительное слово библиотекаря о произведениях Великой Отечественной войны.
(См. приложение)
2.Сообщение ученика.
Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. М.А. Шолохов - академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, автор «Донских рассказов», рассказов «Нахаленок», «Судьба человека» и др., романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину». Шолохов - лауреат Нобелевской премии (1965).
Война… Она ломает человеческие судьбы, оставляет на сердце рваные, незалечимые раны, уносит жизни, лишает самого дорогого: семьи, друзей, а порой и смысла существования. Многие писатели обращались к теме войны в своих произведениях. Михаил Шолохов – один из них. Выдающимся произведением Шолохова стал рассказ «Судьба человека», опубликованный в новогоднем номере газеты «Правда» в 1956 году. Он был сравнительно быстро написан, однако этому предшествовала история: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около 10 лет. Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго , прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.
Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета.
История создания рассказа. Очень похожую семейную трагедию услышал Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его за «своего брата-шофера», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека». Рассказ появился в конце 1956 года. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакции, на радио, в станицу Вешенскую. Что из себя представляет герой рассказа?
Андрей Соколов – скромный труженик, отец большого семейства жил, работал и был счастлив, но грянула война. Соколов, как и тысячи других, ушел на фронт. И тут все беды войны нахлынули на него: был контужен и попал в плен, кочевал из одного концлагеря в другой, пытался бежать, но был пойман. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но русская гордость и человеческое достоинство помогали находить в себе мужества и всегда оставаться человеком. Когда комендант лагеря вызвал Андрея к себе и грозил, лично расстрелять его, не потерял человеческое лицо Андрей, не стал пить за победу Германии, а сказал, что думал. И за это даже садист-комендант, лично бивший пленных каждое утро, зауважал его и отпустил, наградив хлебом и салом. Этот подарок был разделен поровну между всеми пленными. Позже Андрей все – таки находит возможность бежать, прихватив с собой инженера в чине майора, которого возил на машине.
Но Шолохов нам показывает героизм русского человека не только в борьбе с врагом. Страшное горе постигло Андрея Соколова еще до конца войны – от бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери, а сына подстрелил снайпер уже в Берлине в самый день Победы, 9 мая 1945г. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу 5 лет, у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. Соколов говорит: «Ночью – то погладишь его сонного, волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становиться легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…»). Чем же привлек такое внимание этот рассказ?
Беседа.
В основе сюжета рассказа лежат действительные события. Встреча произошла в 1946 году, а рассказ появился 10 лет спустя. Рассказ М.Шолохова стал событием. А как восприняли рассказ «Судьба человека» вы? Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?
-Когда я впервые прочитал рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» меня впечатлил своей правдивостью, меня потрясли моральные качества главного героя. Это рассказ о необъятных возможностях человека, если это настоящий человек. Именно таким и предстает Андрей Соколов - простой русский солдат.
-Это очень грустное произведение, оно показывает все ужасы войны, горечь разлук и потерь. Читая и перечитывая его, я не смогла сдержать слез, особенно когда Ваня радовался, что нашел отца.
-Мне понравилась эта трагическая повесть. Меня привлекла жизненная стойкость Андрея Соколова. Жизнь была жестокой к этому человеку, но не смогла его сломить, убить в нем душу. Само название рассказа напоминает нам, что судьба человека — это судьба целого народа в годы жестокой войны и в послевоенное время. Это произведение важно для нас, как важна сама история..
В чем состоит жанровая особенность произведения Шолохова?
- По жанру «Судьба человека» - рассказ. Рассказом называют повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. Особенность шолоховского рассказа в том, что перед нами проходит вся жизнь Андрея Соколова на фоне истории нашего государства. Это роднит рассказ с эпопеей. Можно сказать, что «Судьба человека»- рассказ-эпопея. Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.
В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов — главный герой. Второй голос—голос автора, слушателя, случайного собеседника. Голос Андрея Соколова в рассказе — это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. И кажется, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди).
В чем своеобразие композиции рассказа?
-Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя Андрея Соколова.
Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором?
-Исчезли бы острота, эмоциональность событий, герой рассказывает о своей жизни так, как чувствует сам. Это видно и в интонациях, и в тех словах, которые он использует. Это исповедь героя. Слушая историю судьбы от первого лица, мы невольно становимся очевидцами описываемых событий и ощущаем свое присутствие рядом с героем.
На какие части можно условно разделить рассказ героя?
На три части: 1.Довоенная жизнь. 2.Война. 3.Первые послевоенные месяцы.
В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.
- Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: « Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке». В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.
Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?
-У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя. История Андрея Соколова позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь как жизнь целого поколения, даже целого народа. Главный герой родился в 1900 году - значимая деталь, которая подсказывает читателю, что перед ним история, отражающая судьбы современников, "его жизнь была обыкновенная". Чем же занимается Андрей Соколов? Тем, что Б. Пастернак называл "жизнестроительством", созиданием простого человеческого счастья: "Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли, будто во сне". Поэтому и жизненный идеал героя таков: "Ирина купила двух коз. Чего еще надо? Дети едят кашу с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке". Его представление о счастье - народное, близкое любому русскому человеку.
Война.
И в это благополучие, счастье «врывается» война. Именно здесь шолоховский герой меняет тон разговора. Писатель "складывает" историю военных мытарств своего героя из ряда ярчайших эпизодов: вот Соколов везет снаряды для артиллеристов под угрозой смерти, вот он поднимается, не желая умирать лежа, отдает вместе с сапогами портянки берущему его в плен солдату, спасает лейтенанта, убив того, кто хотел выдать "курносенького парнишку" немцам, побеждает в поединке с комендантом лагеря, и наконец совершает побег из плена. Становится совершенно ясно, что и в поединке Мюллером, и с берущим его в плен немцем спасает героя не только его человеческое достоинство, но и достоинство национальное.
После войны.
… Вот и нашел я своего Ванюшку…Судьба Андрея Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскуюлюбовь.
Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.
- А как вы понимаете слово «ГУМАНИЗМ»? Подберите однокоренные слова. Гуманизм - основной пафос рассказа.
-Чтобы понять авторскую концепцию человека обратимся к центральным эпизодам рассказа.
Эпизод в церкви.
- Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)?
-В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. (См. ср. таблицу в читательском дневнике)
Какая позиция ближе всего Соколову?
- Только позиция доктора, «который и в плену, и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет
Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.
- Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой? («Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия»).
- В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? («Я же голодный, как волк, отвык от человечьей пищи, а тут столько добра перед тобою…Кое-как задавил тошноту, но глаза оторвал от стола через великую силу», «Я было из его рук и стакан взял и закуску, но, как только услыхал эти слова, - меня как будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!», «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»).
- Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?
-Меняется ли отношение фашистов к пленному?
(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)
- Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно–исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя? (Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)
- В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становится жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)
-Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких).
Показ слайдов на фоне песни «Враги сожгли родную хату». У М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».
-Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их. («Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы»; «Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: «Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит»).
-Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: «За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?» Сердце героя «окаменело от горя» настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение («...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли»).
- Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? (Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть).
- Народная мудрость гласит: «Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...
- «Словно присыпанные пеплом» - то есть какие, какого цвета? (Серые, цвета пепла).
- А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота).
-Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл).
- Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика)
Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой. Анализ эпизода. Презентация из читательского дневника «Художественные средства выразительности».
- Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две сироты, жизни которых искорежены войной).
-Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя»).
- Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
- К каждому ли человеку вот так просто, так доверчиво прильнуть маленький ребёнок? (Нет, не к каждому. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца. Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник).
- О чем свидетельствуют эти детали? (О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя).
- В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, желтому солнцу. Подтвердите это примером из текста.
-А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.
«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные войной в чужие края военным ураганом невиданной силы…Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»
-Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой? (Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).
- А что такое судьба?
Словарная работа. Индивидуальное задание.
Судьба - 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).
- В каком значении это слово употреблено в названии рассказа? (В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)
- Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство. Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека).
-Как судьба А. Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Вывод. Слово учителя.
В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.
Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить Божий храм. В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Соколов убил труса, который готов был предать своего командира. Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества — эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились.
Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком.
Приложение 1
Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры и литературы в частности.
На великую беду, обрушившуюся на страну в июне 41-го, наряду с солдатами, рабочими, крестьянами, студентами сразу откликнулись и поэты, писатели. Они почувствовали себя призванными поддерживать стойкость в преодолении всех выпавших испытаний, уверенность в победе.
В литературе с первых дней, да что там дней, с первых же часов войны прежде всего проявила себя поэзия, в частности лирика.
Поэты писали и о самой войне во всей её объёмной полноте: о тяготах сражений, трагедии отступления в начале войны, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах, передавали трагедии семей оставшихся без мужей и сыновей. В стихах той поры создавался образ Родины как всей страны, распростёршейся от края и до края, так и своего родного города, села, т.е. малой родины. Картины родной природы соседствовали с картинами боёв.
Великая Отечественная война вызвала творческий подъём самых разных поэтов – и признанных лириков, начинавших писать ещё в предреволюционные годы (А. А. Ахматова), и пришедших в литературу в 20-30-е годы (Н. Тихонов, А. Сурков, А. Твардовский, Я. Смеляков, О. Берггольц, М. Исаковский, К. Симонов, А. Тарковский и др.), и молодых фронтовиков, из которых на фронте и в послевоенное время сформировалось новое поколение поэтов (М. Дудин, С. Наровчатов, Ю. Друнина, А. Фатьянов, д. Самойлов, Э. Асадов, Б. Окуджава, К. Ваншенкин и др.). Многие военные стихи становились популярными песнями, которые поются до сих пор.
Уже в первые часы войны Василий Иванович Лебедев-Кумач создал стихотворение «Священная война», положенное на музыку композитором А. Александровым. В песне отразился героический порыв народа, ненависть к захватчикам. Пламенным призывом, обращённым ко всей стране, начинается это стихотворение: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!». Простые, не- витиеватые слова легко запоминались каждому. Не случайно эта песня стала наиболее популярной в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, она торжественно звучала, когда с легендарного Октябрьского парада 1941 г. на Красной площади бойцов провожали на фронт, действительно, на «смертный бой».
Глубоким лиризмом пронизано стихотворение К. Симонова «Жди меня». Обращённое автором к конкретной женщине, а именно актрисе В. Серовой, оно словно стало исповедальным посланием всех любящих ко всем любимым.
На протяжении всей послевоенной истории и поэты-фронтовики, и поэты новых поколений продолжали и продолжают обращаться в своём творчестве к событиям Великой Отечественной войны.
В отличие от лирики расцвет военной прозы приходится на 60-е годы и последующие десятилетия. Конечно, военная публицистика (И. Эренбург, М. Шолохов, А. Платонов и др.) составила славу отечественной литературы. Но всё же большинство прозаических произведений о войне развивалось в ближайшие послевоенные годы в русле традиции так называемого бесконфликтного изображения событий военного времени – усиление героического начала, представление войны как цепи сплошных побед советского народа, парадные образы военачальников. Но наряду с ними, мучительно преодолевая сопротивление официальной цензуры, создаются повести и романы, правдиво отражающие картины фронта и тыла.
Одним из первых таких откровенных произведений стала повесть замечательного русского прозаика, бывшего фронтовика, в первые месяцы войны кремлёвского курсанта Константина Воробьёва – «Убиты под Москвой», написанная в 1963 г. Она была в то время, как и его повесть «Крик», с осуждением воспринята критикой, за якобы принижение героического начала в изображении Великой Отечественной войны, преувеличение в показе неудач и поражений, имевших место в её начале.
Однако содержание этого произведения Воробьёва гораздо сложнее. Автор действительно переживает вместе со своими героями драматические военные события, а он описывает самое начало войны, её самый горький, во многом непредсказуемый и определяющий для всей будущей четырёхлетней трагической эпопеи этап – оборону и сражение за Москву.
Писатель-фронтовик Ю. Бондарев дебютировал в литературе в 50-х годах. Это было время, когда из огромного количества книг о войне выделилось целое направление, позднее получившее в критике название «лейтенантская проза». К нему принадлежали писатели, близкие друг к другу по биографии, по художественным воззрениям, восприятию войны и окружающей действительности. Основным жанром этих писателей становится повесть, критики иногда называют её, подчёркивая стилевые особенности, фронтовой лирической повестью. Так в течение 50-60-х гг. вышли в свет «Батальоны просят огня», «Последние залпы» Юрия Бондарева, «Южнее главного удара», «Пядь земли» Георгия Бакланова, «Повесть о моём ровеснике» Ю. Гончарова, «До свидания, мальчики» Б. Балтера, «Звездопад» В. Астафьева, «Один из нас» В. Рослякова, «Крик» и «Убиты под Москвой» К. Воробьёва.
Эпизоды Сталинградской битвы легли в основу повести Ю. Бондарева «Горячий снег» (1965-1969). Как и у К. Воробьёва, главный смысл бондаревского произведения состоит в показе личности молодого воина на фронте, в окопах, в бою. Писатель прослеживает, что происходит в душе солдата, командира-лейтенанта, а также генерала во время боя, среди стонов и крови, что он переживает и какие извлекает для себя уроки «на всю оставшуюся жизнь».
Ю. Бондарева и многих других писателей тема Великой Отечественной войны продолжает волновать в последующие десятилетия, в их творчестве она занимает немалое, если не основное место. При этом происходит усиление внимания к философско-этическим проблемам, направленным к проблеме нравственного выбора, перед которым встаёт человек на войне или уже через много лет после её окончания – герои романов Ю. Бондарева, К. Воробьёва («Это мы – Господи!..», «И всему роду твоему…»), В. Кондратьева («Сашка»). Авторов волнует преемственность поколений, память о тех, кто остался навсегда на поле сражения «девятнадцатилетними» (Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»), как отразился в душах фронтовиков День Победы («Красное вино победы» Е. Носова). Иногда писатели, в том числе и фронтовики, пытаются осмыслить цену завоёванной победы (В. Астафьев «Прокляты и убиты», Г. Владимов «Генерал и его армия»).
Такой теме, как женщины и война, женской доле в период Великой Отечественной войны посвятил свою книгу С. Баруздин «Повести о женщинах». Одна из повестей названа «Её зовут Ёлкой». Многим известна повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…», повествующая о трагической судьбе пяти девушек. А лирический рассказ Б. Васильева «Встречный бой» - о юной связистке, ефрейторе Брусковой, о её первой и последней любви.
Нельзя не сказать о произведениях, объединённых темой дети и война, детство, опалённое войной. В сборник вошли три повести о военном детстве: В. Катаев «Сын полка», Л. Воронкова «Девочка из города», В. Богомолов «Иван».
Все проблемы, затронутые в произведениях о Великой Отечественной войне, не остались в прошлом. Они современны, заставляют нас размышлять над ними и особенно бережно сохранять память о том, что было на земле. Хранить память и передавать её будущим поколениям.
Приложение 2
Плен. Исторический комментарий.
Исторический комментарий
К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.
8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: "...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата..."
Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.
Из 6 с половиной миллионов советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Многие из 2 миллионов бывших пленных, вернувшихся в СССР, были сосланы в лагеря.
Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..."