СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суффикс........

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Суффикс........»

Урок 49
СУФФИКС

Педагогическая
цель

Создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Основное содержание темы, понятия
и термины

Суффикс как значимая часть слова; сходство и различие суффикса и приставки; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Схема «Состав слова»


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

– Добрый день, друзья мои!

– Добрый день! – ответим мы.

Нас две ниточки связали

Доброты и теплоты.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке


II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Запишите пословицу и объясните ее смысл.

На доске:

Терпенье и труд всё перетрут

Выполняют письмо
по образцу, объясняют смысл пословицы

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего

задания

Парная.

Словесный. Чтение

– Если смысл пословицы вы усвоили, значит, понимаете важность следующего этапа работы – проверки домашнего задания.

Организует взаимопроверку домашнего задания. У 2–3 учащихся работа может быть проверена индивидуально

Проверяют правильность написания
и обозначения при-ставок. (Можно
предложить одному ученику вставить
пропущенные буквы из домашнего упражнения на обратной стороне доски.)

П – овладевают общими способами решения конкретных лингвистических
задач.

Р – осуществляют взаимо-проверку, контролируют
работу партнера; оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают способы преодоления трудностей

Правильное выполнение упражнения; устный монологический ответ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

IV. Постановка учебной задачи

(учебник,
упр. 164)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Прочитайте стихотворение
из упр. 164 учебника. Найдите
и выпишите однокоренные
слова, выполните их разбор
по составу.

– Чем отличается состав этих слов?

– Где находится та часть слова,
которой отличаются данные
слова? (После корня.)

– Вспомните схему состава слова
(см. форзац учебника) и попробуйте определить, с какой частью слова мы сегодня будем работать

Читают стихотворение, выписывают
однокоренные слова
(«ёж», «ежиха», «ёжик»), разбирают их по составу; определяют, что найденные слова отличаются суффик-сами. Формулируют тему урока и цель
своей работы
на занятии

П – осуществляют анализ, синтез, сравнение и обоб-щение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.

К – учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Беседа
по вопросам, устные монологические высказывания, правильный раз-бор слов
по составу

V. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Знакомство
с признаками суффикса

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Рассмотрите группы слов, предложенные в упр. 165 учебника. Попробуйте найти в них суффиксы и ответьте на вопросы:

••Где находится суффикс?

••Для чего служит суффикс?

Анализируют предложенные в упражнении слова, выполняют разбор по составу. Называют основные признаки суффикса: стоит после корня, служит для образования новых слов

Пр. – знают порядок разбора слова по составу.

П – осуществляют анализ, синтез, сравнение и обоб-щение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

К – участвуют в диалоге, общей беседе

Ответы
на вопросы

2. Работа
с определением суффикса

Коллективная. Словесный, проблемный.

– Прочитайте определение суф-фикса (учебник, с. 89); сравните
ваши выводы с теми, что содер-

Читают определение суффикса, объясняют, почему он яв-

Пр. – знают определение суффикса, приставки, умеют находить между ними

Устные монологические ответы,


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6


Чтение, беседа, письмо

жатся в определении; проана-
лизируйте примеры, данные
в определении. Докажите, что
суффикс в каждом из предложенных слов имеет все известные нам признаки.

– Почему суффикс – значимая часть слова?

– Что общего между приставкой
и суффиксом?

– Обратите внимание на написание термина «суффикс».

– Как найти в слове суффикс
(см. с. 90 учебника)?

ляется значимой частью слова. Анализируют примеры, данные в определении. Сравнивают определения суффикса
и приставки. Отме-
чают «ошибкоопасные» места в слове «суффикс». Знакомятся с порядком дей-ствий при нахождении суффикса

общее и различное.

П – осуществляют синтез как составление из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения
комплекса существенных признаков и их синтеза.

Р – учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа
решения.

К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

ответы

на вопросы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперед и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью.)

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

Правильное выполнение движений


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка




3. Выполнение упражнения
учебника
(упр. 167)

Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо

Поясняет задание, контролирует его выполнение

Выполняют задание упражнения

Пр. – знают, что такое суффикс, умеют его находить.

Р – овладевают способами решения учебной задачи.

К – участвуют в диалоге, общей беседе

Ответы
на вопросы беседы; правильный разбор слов по составу

VI. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Знакомство
с некоторыми суффиксами
русского языка
(рабочая тетрадь, упр. 115)

Фронтальная. Парная.
Словесный.

Письмо

Поясняет задание, контролирует его выполнение

Выполняют задание письменно в парах.
По окончании работы представляют ее классу

Пр. – умеют образовывать новые слова с заданными суффиксами.

Р – выполняют действия по намеченному плану.

К – ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

Выполнение упражнения

2. Выполнение упр. 116 в рабочей тетради

Индивидуальная. Словесный, практи-

Объясняет задание.

При необходимости помогает
детям подобрать подходящие

Самостоятельно
выполняют задание, подбирают соот-

Пр. – подбирают слова
с заданной морфемой,
соотносят слова с предъ-

Самостоятельное
выполне-


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6


ческий. Чтение, письмо

суффиксы для каждого столбика слов

ветствующие
суффиксы

являемым к ним моделям.

Р – овладевают способами решения учебной задачи

ние упражнения

VII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

••Урок помог мне…

••Для меня было сложным…

••Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее
задание (рабочая тетрадь,
упр. 117)

Фронтальная. Словесный. Чтение

Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения

Слушают учителя,
делают записи

Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания

Правильная запись
задания



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!