Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение по тексту "Психологи говорят..."»
Пишем сжатое изложение
(из периодической печати)
- 1)По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2)Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время.3)Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то перед нами возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. 4)Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.
- 1)Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.2) Представьте, например, такую ситуацию.3) Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего.4) Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что недавно друг позавидовал тому, что вам удалось купить только что выпущенный альбом любимой группы. 5)Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок.6) Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. (215 слов)
- ( Из периодической печати)
- 1)По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2)Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время.3)Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то перед нами возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. 4)Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.
- (68 слов)
Микротема первого абзаца
- Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами: например, от оценки нашего поведения в конкретной жизненной ситуации .
- 1)По мнению психологов , настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем . 2)Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. 3) Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности , то перед нами возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. 4)Поведение, которое делает нас сильнее , способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость .
первого абзаца
- 1) исключение второстепенной информации: вводная конструкция (по мнению психологов),уточняющее наречие (преимущественно);
- 1) упрощение : сложное предложение заменено простым с однородными членами;
- 2) обобщение : мысль автора сформулирована своими словами
- 3 )упрощение : замена придаточного деепричастным оборотом;
- 3) исключение : изъят фрагмент пояснительного характера; из двух близких по смыслу простых предложений оставлено то, которое обладает большей смысловой ёмкостью;
- 4) упрощение : придаточное определительное заменено причастным оборотом, сложное предложение стало простым
1 )Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. 2)Оно является нашей оценкой собственного поведения.
3) Действуя во вред себе, мы чувствуем себя несчастными. 4)Поведение, делающее нас сильнее, улучшает настроение.
(31 слово)
Микротема второго абзаца
- У каждого отрицательного переживания есть важные положительные функции
- оказывается неприятного и даже отрицательного Например защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность привыкнуть смириться
второго абзаца
- 1) и 2) предложения близки по смыслу, поэтому при сжатии оставлено только второе;
- 3) исключение несущественной информации: исключено вводное слово, из двух однородных подлежащих оставлено более ёмкое
- 4) исключение того, без чего содержание абзаца понятно и цельно; исключён второй синоним
- 1) У каждого отрицательного переживания есть важные положительные функции.2) Страх – сигнал проявить осторожность. 3)Печаль – способ привыкнуть к утратам.
- (17 слов)
- 1)Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.2) Представьте, например, такую ситуацию. 3)Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего.4) Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что недавно друг позавидовал тому, что вам удалось купить только что выпущенный альбом любимой группы.5) Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок.6) Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.
- (110 слов)
Микротема третьего абзаца
- 1)Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.2) Представьте, например, такую ситуацию.3 ) Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего .4) Когда после долгих поисков приходите домой , вспоминаете, что недавно друг позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы.5) Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок.6) Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.
третьего абзаца
- 1) исключение союза «однако»
- 2) исключение : нет важной информации
- 3) упрощение: замена части предложения синонимом «долго»
- 4) упрощение : замена придаточного деепричастным оборотом.
- 4) упрощение: описательный оборот заменён синонимом «новый»
- 5) 6) обобщение: мысль автора переформулирована своими словами
- 1)Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий.2)Вы долго ищете подарок другу на день рождения. 3)Придя домой, вспоминаете: друг позавидовал тому, что вы купили новый альбом любимой группы. 4)Преодолевая себя, дарите ему диск, который вам нравится. 5)Так вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.
- (48 слов)
1 )Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. 2)Оно является нашей оценкой собственного поведения.
3) Действуя во вред себе, мы чувствуем себя несчастными.4)Поведение, делающее нас сильнее, улучшает настроение. 1) У каждого отрицательного переживания есть важные положительные функции. 2) Страх – сигнал проявить осторожность. 3)Печаль – способ привыкнуть к утратам 1)Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий.2)Вы долго ищете подарок другу на день рождения. 3)Придя домой, вспоминаете: друг позавидовал тому, что вы купили новый альбом любимой группы. 4)Преодолевая себя, дарите ему диск, который вам нравится. 5)Так вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.
(96 слов)
№
ИК1
Баллы
Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы
2
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста , но упустил или добавил одну микротему
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы
1
0
ИК2 Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста , использовав их на протяжении всего текста
3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста , использовав их для сжатия 2 микротем текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста , использовав их для сжатия 1 микротемы текста
2
1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста
0
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
ИК3
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
Логические ошибки отсутствуют. Последовательность изложения не нарушена;
в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
Допущена 1 логическая ошибка,
и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1
ик3
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
Но
Допущено более 1 логической ошибки,
и/или
имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста
0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3
7
- По материалам учебного пособия Драбкиной С.В., Субботина Д.И. « Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты . - Москва:Интеллект-центр, 2012.