СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Татьяна и Ольга Ларины. Женские образы романа»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по литературе на тему «Татьяна и Ольга Ларины. Женские образы романа»

Просмотр содержимого документа
««Татьяна и Ольга Ларины. Женские образы романа»»


План-конспект урока

по литературе

в 9 классе

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Николаевская школа» Симферопольского района Республики Крым



на тему «Татьяна и Ольга Ларины. Женские образы романа»



Разработала: Кузьмина Юлия Владимировна



пгт. Николаевка, 2018



Тема «Татьяна и Ольга Ларины. Женские образы романа»


Цель – сравнительный анализ образов Татьяны и Ольги Лариных, утверждение нравственного идеала А.С. Пушкина.

Задачи: 

  • обучение приёмам характеристики героя произведения,

  • развитие навыков анализа стихотворного текста,

  • воспитание благородства, верности.

Оборудование:

  • Мультмедийные средства.

  • Текст произведения

  • Иллюстрированные портреты Константинова, Рудакова.

  • Рисунки, выполненные учащимися к уроку.

 Тип урока - урок-практикум.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя:

Мы продолжаем изучать роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. На предыдущем уроке мы с вами знакомились с историей создания романа, с его главными героями. Повторим пройденное с помощью теста, и вместе определим тему урока. Откройте тетради, запишите число, оставьте строку для темы урока.

Выполните тест

Слайд 1.Сколько лет А.С.Пушкин создавал роман «Евгений Онегин»

а)5 лет; б)7 лет и работа над текстом еще продолжалась; в) 6 с половиной лет.

Слайд 2. Сколько строк в онегинских строфах:

а) 12 б) 14 в) 16

Слайд 3. Сколько сюжетных линий в романе :

а) Одна; б)Две; в) Три

Слайд 4.

Произведение «Евгений Онегин» это:

а) роман в стихах б) повесть в стихах в) стихотворение



Слайд 5.

Кто из сестер был младше?

а) Ольга, б) Татьяна, в) они ровесницы

Слайд 6.

О ком из героинь романа писал А.С.Пушкин «Я так люблю … милую мою»:

а) Ольга ; б)Татьяна.



Слово учителя: Исходя из последних двух заданий скажите о ком пойдет речь на уроке и давайте сформулируем тему урока.

Именем этой героини открывается галерея пленительных женских образов в русской классической литературе. Татьяна… Сколько таланта и мастерства вложил А.С.Пушкин в создание этого замечательного образа! Поэтому Татьяна более 150 лет очаровывает читателей благородством, искренностью, чистотой, высокими нравственными принципами. «Татьяна и Ольга Ларины. Женские образы романа» - тема урока.

  1. Анализ.

К уроку вы подбирали цитаты к образу Татьяны и Ольги. Сделали свои собственные рисунки, демонстрируя ваше понимание образов. Итак, сёстры Ларины. Обратимся к Ольге.

Индивидуальный опрос, чтение  наизусть:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела…

Какой предстаёт перед нами Ольга?  

  (ответ ученика):Мы видим в Ольге красивую беспечную, беззаботную, легкомысленную девушку. Она красива, но обыкновенна.Онегин отзывается об Ольге резко: «В чертах у Ольги жизни нет…»


Что главное в характере Ольги?

ответ ученика) В характере Ольги главное – резвость, беспечность, беззаботность..


Необходим ли в романе образ Ольги?

   (ответ ученика): С помощью сравнения Ольга- Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны.


Вспомним, как появляется в романе Татьяна, какой её видим мы.

Индивидуальный ответ, чтение наизусть:

Итак, она звалась Татьяной…

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива.

Как лань лесная боязлива…


Работа с иллюстрацией Константинова. Сравнительный анализ.

Посмотрите на портрет Татьяны. Художник изобразил её похожей на мадонну, облик героини мечтателен, поэтичен.Она не похожа на своих сверстниц. На сестру, потому что одинока, неласкова, не любила играть, «пальцы не знали игл»…это выделяет Татьяну из окружения. Давайте рассмотрим ваши рисунки и ваше представление Татьяны и Ольги.

Что же любила она?

  (ответ ученика) Она любила на балконе встречать зари восход…

верила преданьям и снам, карточным гаданьям и предсказаниям луны.

Важной частью мира Татьяны является природа.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарёю поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.


Почему при описании Татьяны Пушкин вводит образ природы?

  (ответ ученика): когда происходят решительные перемены в судьбе Татьяны, открывается весенний пейзаж, весна – самое переменчивое время года;

прощание героини с родными местами сопровождается трагическим образом осени:

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…

В круг жизни Татьяны входят и книги:

Ей рано нравились романы.

Они ей заменяли всё:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Итак, мир Татьяны – это русская природа, деревенская жизнь с рассказами няни. Её увлечения романами.

 Какие романы нравились Татьяне?

  ( ответ ученика):Сентиментальные произведения, в которых описываются глубокие чувства, герой – благородный, способный на подвиги человек..


Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так непохожего на знакомых ей молодых людей, Татьяна сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и влюбилась в него. Послушаем, как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюблённой девушки.

Выразительное чтение строфы 7-8 главы 3-й.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.

Мы видим, что мысли заняты героем, чувства, переполняющие её – любовь. Можно ли назвать любовь Татьяны чужим чувством, заимствованным из романов?

  (ответ ученика):Нет, любовь Татьяны – настоящее, большое чувство, как бы по-книжному оно ни проявлялось.

Чувства переполняют Татьяну, она вся в ожидании счастья, её преследуют мечты, её воображение постоянно рисует любимые черты. Поэтому она решается написать письмо Онегину.


Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признаётся ему в любви? Было ли это признание необычным в то время поступком?

  (ответ ученика):Татьяна – первая! – пишет письмо Онегину. Даже и в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь. Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества. Но она искренне любит. Именно глубокое чувство движет героиней, толкает на этот смелый, необычный поступок.

Как Пушкин относится к этому поступку Татьяны?

  (ответ ученика):Сравнивая Татьяну с холодными, недоступными красавицами, причудницами большого света, кокетками, Пушкин отдаёт предпочтение искренности, естественности Татьяны. Поэтому автор «свято бережёт письмо», «с тайною тоскою читает».

В 24 строфе 3-й главы Пушкин защищает Татьяну от возможных обвинений:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

В каком состоянии Татьяна? Письмо написано Трогательные, пленительные строки письма Татьяны к Онегину.Но ведь нужно решиться его отправить!

Татьяна то вздохнёт, то охнет;

Письмо дрожит в её руке…

Она волнуется, решается её судьба.


Но в чём уверена Татьяна?

  (ответ ученика):Она верит, что такое чувство не может быть отвергнуто, оно должно пробудить ответное чувство в избраннике.. Что Онегин оценит её любовь и сердце его отзовётся таким же чувством.


Что чувствует Татьяна после написания письма?

  (ответы ученика):Татьяна, отправив письмо, с нетерпением ждёт ответа. Но только через 2 дня у Лариных появляется Онегин. Татьяна в таком волнении, что бежит, не зная куда. Она надеется в душе, что Онегин любит её.

Какой ответ приготовил Евгений Онегин?

  (ответы ученика):Он отверг любовь Татьяны, не принял её искреннего чувства. Такой ответ Онегина -неожиданный удар для Татьяны. Это трагический момент в её жизни.


Посмотрите на иллюстрации, выполненные художником Рудаковым.

Как ему удалось изобразить отчаяние, страдание Татьяны?

  (ответ ученика): О переживаниях героини говорит её поза: она стоит, печально склонив голову, опустив плечи.

 А теперь найдите строчки в романе, в которых говорится о состоянии Татьяны после объяснения с Онегиным.17 строфа 4 гл.  

(ответ ученика): Сквозь слёз не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его.

Он подал руку ей. Печально

(Как говорится, машинально)

Татьяна молча оперлась,

Головкой томною склонясь.


Татьяна лишилась надежды обрести своё счастье.

Но может ли она забыть Онегина?23 строфа.  

(ответ ученика):

Любви безумные страданья

Не перестали волновать

Младой души…

Любящая, чувствительная Татьяна может понять и предвидеть многое. Не случайно именно ей снится «чудный сон», вещий, пророческий, спустя некоторое время он сбывается. Онегин убил Ленского на дуэли, по сути, он совершил преступление.

Изменилось ли отношение к нему Татьяны или осталось прежним?

7 гл., строфа 14 

(ответ ученика):

Сильнее страсть её горит

И об Онегине далёком

Ей сердце громче говорит.

Она его не будет видеть;

Она должна в нём ненавидеть

Убийцу брата своего…

Нравственный долг Татьяны – осудить Евгения Онегина, её мораль не позволяет ей забыть, простить убийство Ленского. Но, любя Онегина, героиня пытается понять причины его поступков.

С какой целью Татьяна посещает усадьбу Онегина?

  (ответ ученика):Она хочет узнать, что за человек Онегин. И перед Татьяной предстаёт новый мир. Книги, что читал Онегин, помогли ей разобраться в его поведении, но она делает вывод, что Онегин лишь копирует героев этих книг, подражает им.

.

Как сложилась судьба Татьяны?

  (ответ ученика): Она соглашается на уговоры матери ехать в Москву, на ярмарку

невест.

Выходит замуж, становится светской дамой. Все относятся к ней с уважением. Не обладая ослепительной красотой, Татьяна привлекает внимание безупречным вкусом, естественностью, простотой.

Она была не тороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора нагого для всех, без притязаний на успех,

Всё тихо, просто было в ней.

Но вращение в свете заставляет Татьяну носить маску. Встретив Онегина, она ничем не выдала своего волнения:

  Не то чтоб содрогнулась,

Иль стала вдруг бледна, красна.

У ней и бровь не шевельнулась,

Не сжала даже губ она.

Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин обрести.

Почему же Татьяна так держится?

  (ответ ученика):Она узнала законы света, в котором опасно выставлять напоказ свои чувства.


Как Татьяна воспринимает светскую жизнь?

  (ответ ученика):

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я Вас…

 В 40 строфе мы видим прежнюю милую Татьяну:

Княгиня перед ним, одна.

Сидит не убрана, бледна,

Письмо какое-то читает

И тихо слёзы льёт рекой,

Опершись на руку щекой.


В сердце Татьяны жива любовь к Онегину.

Почему же она отвергает его любовь?

(ответ ученика): …Я вышла замуж. Вы должны,

Я Вас прошу, меня оставить…

Я Вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана.

Я буду век ему верна.


 Счастье невозможно для Татьяны. Чистый и цельный человек, она не может и не хочет обманывать мужа, которого уважает. Уйти же от него к Онегину – значило бы разрушить и свою репутацию, и главное, жизнь другого человека. Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем, спокойствием мужа ради своего счастья. В этом – проявление благородства, верности долгу, высоких нравственных принципов героини.


  1. Рефлексия.

       Итак, мы увидели судьбу Татьяны, ощутили глубину её чувства к Онегину, почувствовали одиночество и трагизм положения.

Почему же Татьяна для Пушкина стала «милым идеалом»? Какие черты характера свойственны героине?

  (ответы учащихся):


мечтательность

любовь к природе

искренность

близость к народу

нежность

увлечение книгами

доверчивость

ум и воля

смелость

благородство

чувство долга

верность.

«Я так люблю Татьяну милую мою!»

Пожалуй, лучше самого поэта никто не скажет, за что он так любит героиню.

За то, что она наделена…

воображением мятежным, умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным…

Кроме того, в характере Татьяны Пушкина привлекает её благородство, чистота, верность. Поэтому героиня для поэта – идеал русской девушки.

5.Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Татьяны милый идеал».

6. Оценивание




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!