СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театр кукол. История и особенности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Театр кукол. История и особенности»

Теа́тр ку́кол  — одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят  мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения.

Теа́тр ку́кол  — одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят  мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения.

История:  Сегодня театр кукол – это чаще всего искусство направленное на ребенка, с целью развлечь его или обучить.  Но если отправиться в далекое прошлое, в древний Египет или древнюю Грецию, то мы увидим, что первые представления с использованием кукол проходили в рамках праздников посвященных различным богам – т.е. имели ритуальное значение.

История: Сегодня театр кукол – это чаще всего искусство направленное на ребенка, с целью развлечь его или обучить. Но если отправиться в далекое прошлое, в древний Египет или древнюю Грецию, то мы увидим, что первые представления с использованием кукол проходили в рамках праздников посвященных различным богам – т.е. имели ритуальное значение.

Считается, что первые традиционные развлекательные кукольные представления пришли в Европу из Индии и Китая вместе с бродячими группами. В основном были это простые куклы (перчаточные или марионетки) которые легко помещались в дорожные мешки. Иногда сопровождались музыкой простых инструментов. Именно с этого начинается уличный театр. Здесь разыгрывались как детские представления, так и сатирические пьесы.

Считается, что первые традиционные развлекательные кукольные представления пришли в Европу из Индии и Китая вместе с бродячими группами.

В основном были это простые куклы (перчаточные или марионетки) которые легко помещались в дорожные мешки. Иногда сопровождались музыкой простых инструментов.

Именно с этого начинается уличный театр. Здесь разыгрывались как детские представления, так и сатирические пьесы.

Одной из первых театральных кукол была марионетка, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута.   Слово «марионетка» происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария (фр.  Marion, Mariotte, Mariolle ). В частности, в Венеции, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников. В старой литературе встречается утверждение, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони.

Одной из первых театральных кукол была марионетка, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Слово «марионетка» происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария (фр.  Marion, Mariotte, Mariolle ). В частности, в Венеции, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников. В старой литературе встречается утверждение, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони.

Италия славится своим театром, причем не только кукольным, но и народным Комедия дель Арте – комедия Масок.  В них часто встречаются одни и те же персонажи.   В средневековой Италии существовали несколько видов кукольных театров — планшетные, перчаточные и марионетки. Планшетные куклы — оригинальное изобретение итальянских мастеров. Это две фигурки, связанные одной нитью и управляемые через деревянную стойку ногой кукловода. Перчаточные куклы имели еще одно название, знакомое каждому россиянину — бураттини. Эти куклы надевались на руку, а представление велось на ширме. Главным героем этих представлений был Пульчинелла. Его особенностью был писклявый голос, создаваемый кукольником при помощи пищика — двух металлических пластинок, перевязанных тесьмой. Пульчинелла был так популярен, что разошелся по всему миру. Во Франции он превратился в Полишинеля, в Англии — в Панча, а в России — в Петрушку…

Италия славится своим театром, причем не только кукольным, но и народным Комедия дель Арте – комедия Масок. В них часто встречаются одни и те же персонажи.

В средневековой Италии существовали несколько видов кукольных театров — планшетные, перчаточные и марионетки.

Планшетные куклы — оригинальное изобретение итальянских мастеров. Это две фигурки, связанные одной нитью и управляемые через деревянную стойку ногой кукловода.

Перчаточные куклы имели еще одно название, знакомое каждому россиянину — бураттини. Эти куклы надевались на руку, а представление велось на ширме. Главным героем этих представлений был Пульчинелла. Его особенностью был писклявый голос, создаваемый кукольником при помощи пищика — двух металлических пластинок, перевязанных тесьмой. Пульчинелла был так популярен, что разошелся по всему миру. Во Франции он превратился в Полишинеля, в Англии — в Панча, а в России — в Петрушку…

Петрушка  — персонаж русского  народного  кукольного театра, главный герой одноимённого комического представления. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой.   Петрушка персонаж хитрый, но справедливый, часто помогал слабым и высмеивал злых.  Кукла почти всегда изображалась с широкой улыбкой.  Ширма петрушечника состояла из трёх рам, скреплённых скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнёром Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вёл диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. В России «водили» Петрушку только мужчины.

Петрушка  — персонаж русского  народного  кукольного театра, главный герой одноимённого комического представления. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой.  Петрушка персонаж хитрый, но справедливый, часто помогал слабым и высмеивал злых. Кукла почти всегда изображалась с широкой улыбкой. Ширма петрушечника состояла из трёх рам, скреплённых скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнёром Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вёл диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах.

В России «водили» Петрушку только мужчины.

Вертéп  (от ст.‑слав. врътъпъ, вьртьпъ  — 'пещера, ущелье'; ) — народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. В Россию вертепный театр проник в конце XVII — начале XVIII веков из Польши через Украину и Белоруссию. Название связано с первоначальными изображением сценок о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода. Вертепный театр представлял собой большой ящик, внутри которого располагалась сцена, обычно двухъярусная. Деревянные куклы снизу прикреплялись к проволоке, с помощью которой вертепщик их передвигал по прорезям в полу. Кукловоды и сопровождающие их музыканты и хор ходили от дома к дому, либо устраивали представления в местах общественного сбора — на торговых площадях.

Вертéп  (от ст.‑слав. врътъпъ, вьртьпъ  — 'пещера, ущелье'; ) — народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. В Россию вертепный театр проник в конце XVII — начале XVIII веков из Польши через Украину и Белоруссию. Название связано с первоначальными изображением сценок о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода.

Вертепный театр представлял собой большой ящик, внутри которого располагалась сцена, обычно двухъярусная. Деревянные куклы снизу прикреплялись к проволоке, с помощью которой вертепщик их передвигал по прорезям в полу. Кукловоды и сопровождающие их музыканты и хор ходили от дома к дому, либо устраивали представления в местах общественного сбора — на торговых площадях.

Верховые куклы Тростевые Пальчиковые Перчаточные

Верховые куклы

Тростевые

Пальчиковые

Перчаточные

Напольные куклы Марионетка Планшетная кукла Ростовая кукла

Напольные куклы

Марионетка

Планшетная кукла

Ростовая кукла

Теа́тр тене́й  — форма визуального искусства, зародившаяся в Китае свыше 1700 лет назад. Театр теней использует большой полупрозрачный экран и плоские марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны. Марионетки традиционно изготовлялись из тонкой прозрачной кожи (к примеру, козлиной, верблюжьей), бумаги или картона. Могут быть как твёрдыми и целостными, так и гнущимися, состоящими из отдельных частей, возможно, подвижно соединённых. Фигурки управлялись с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек.

Теа́тр тене́й  — форма визуального искусства, зародившаяся в Китае свыше 1700 лет назад.

Театр теней использует большой полупрозрачный экран и плоские марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны.

Марионетки традиционно изготовлялись из тонкой прозрачной кожи (к примеру, козлиной, верблюжьей), бумаги или картона. Могут быть как твёрдыми и целостными, так и гнущимися, состоящими из отдельных частей, возможно, подвижно соединённых. Фигурки управлялись с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек.

Театр теней можно и своими силами

Театр теней можно и своими силами

Знаменитые театры кукол

Известные кукольные театры успешно существуют не только в Европе. Например, в Японии этот вид искусства пользуется не меньшей популярностью. Наиболее крупным представителем этого направления можно считать  кукольный театр «Бунраку».  Основная тема его представлений – это  сценки дзёрури,  принадлежащие к японскому традиционному жанру театра, который берет свое начало в XVI веке. Дзёрури – это своего рода сказание в песенном формате. В XVI веке эти песни были объединены с представлениями с участием кукол. В результате такого объединения возникло новое течение. Надо заметить, что до этого слияния и песенные сказания, и кукольные представления сосуществовали в Японии по отдельности.

Наибольшей популярности и мирового признания добился  испанский коллектив «Либелула» . Причиной его появления стало понимание испанскими властями необходимости повысить культурный уровень детей в сельской местности. Решение этой проблемы виделось в создании творческой труппы, которая могла бы гастролировать по небольшим городкам и селам с представлениями. Первоначально эту миссию на себя взял  кукольный театр «Тень» . Артисты посещали деревни и села, давали интересные представления и радовали детей, лишенных возможности посещать крупные театральные заведения.

Государственный академический Центральный театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова  (ГАЦТК)  крупнейший в мире театр кукол. Расположен в Москве в доме № 3 по Садово-Самотёчной улице. Эмблемой театра является рука с шариком на указательном пальце

Государственный академический Центральный театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова  (ГАЦТК) 

крупнейший в мире театр кукол. Расположен в Москве в доме № 3 по Садово-Самотёчной улице. Эмблемой театра является рука с шариком на указательном пальце


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!