СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театр песни как форма профессионального музыкального становления эстрадных исполнителей

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье исследуется процесс формирования института театра эстрадной песни в России. Автор проводит анализ специфики методов обучения, педагогических стратегий и программ, используемых в театрах эстрадной песни для формирования профессиональных навыков будущих артистов. В статье также обсуждаются тенденции и вызовы в современном образовании артистов эстрадной сцены, а также возможные пути совершенствования учебных программ и методологий для подготовки качественных профессионалов в области эстрадного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Театр песни как форма профессионального музыкального становления эстрадных исполнителей»


УДК 7.071.5


ТЕАТР ПЕСНИ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

ЭСТРАДНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ



Шоренкова А. Ю.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия


Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,
Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация. В статье исследуется процесс формирования института театра эстрадной песни в России. Автор проводит анализ специфики методов обучения, педагогических стратегий и программ, используемых в театрах эстрадной песни для формирования профессиональных навыков будущих артистов. В статье также обсуждаются тенденции и вызовы в современном образовании артистов эстрадной сцены, а также возможные пути совершенствования учебных программ и методологий для подготовки качественных профессионалов в области эстрадного искусства.

Ключевые слова: массовое искусство, эстрадная музыка, вокал, театр песни, музыкальное образование.

Abstract. The article examines the process of forming the institute of pop song theater in Russia. The author analyzes the specifics of teaching methods, pedagogical strategies and programs used in pop song theaters to develop the professional skills of future artists. The article also discusses trends and challenges in contemporary entertainment artist education, as well as possible ways to improve curricula and methodologies to prepare quality entertainment professionals.

Key words: mass art, pop music, vocal, song theater, music education.



Современная эстрада как музыкальное направление создает новую собственную театральную индустрию, когда артисты, певцы, музыканты, писатели и режиссеры работают вместе для создания сценических постановок. Театр эстрадной песни сочетает в себе несколько важных взаимодополняющих элементов, таких как вокальное исполнительство, хореографическая постановка номеров, декорации, костюмы и актерская подготовка артистов.

Принято считать, что истоками российской эстрады являются представления балаганных артистов и скоморохов. Им на смену пришли вокальные залы и открытые летние театры XVIII-XIX веков, где впервые со сцены стали звучать романсы и народные песни. Формирование профессиональной эстрады в России исследователи связывают с обособлением во второй половине XIX века основных вокальных жанров, таких как песни, романсы и куплеты в независимый вид сценического искусства. С этим процессом связано выделение основных форм эстрадного исполнительства — концертной (дивертисментной) эстрады, в которой участвовали артисты профессиональных театров, эстрады шантанов (вариант варьете) и частных антреприз. Тогда в музыкальной критике начал утверждаться и сам термин «эстрада» [Бурматов, с. 82].

Солисткой, сделавшей важный вклад в развитие русских театров эстрады и жанра в целом, стала певица Лидия Русланова, которая в 1920-1930-е годы была одной из самых популярных эстрадных исполнителей песни в нашей стране. Ее выступления стали настоящими событиями, ее театральный стиль исполнения песен существенно отличался от классического оперного.

Театры эстрадной песни выделились в самостоятельную форму искусства в конце XIX – начале XX века, когда на сценах стали появляться музыкальные постановки, основанные на популярных песнях того времени. Они привлекали внимание, благодаря росту интереса к развлекательным музыкальным выступлениям формата шоу-постановки, а также модернизации театрального и музыкального искусств.

В России у истоков развития театров такого типа стоял Московский театр эстрады, основанный в 1954 году. Он стал местом, где впервые в числе постановок появились спектакли с участием популярных певцов и музыкантов. Здесь выступали такие известные артисты, как Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Людмила Зыкина и многие другие.

Формирование театров эстрадной песни в независимую форму искусства потребовало соответствующего совершенствования педагогической методики. Кроме того, повышающийся интерес к жанру эстрады сделал популярным это направление среди молодежи.

Базовая система подготовки артистов театра эстрадной песни требует овладения расширенным рядом знаний и умений в области вокального искусства, хореографии и театрального мастерства. Этим подготовка артистов театра песни отличается от обучения вокалистов в классическом понимании. В системе развития вокальных навыков упор делается на уроки по развитию вокальной техники, включая дыхание, манеру исполнения и расширение вокального диапазона. Участие в постановках театра эстрадной песни требует от вокалиста координации пластического, хореографического и вокального исполнения, в этой связи особенно важно владеть техникой правильного дыхания. В то же время освоение различных манер исполнения и обширный диапазон голоса способствует тому, что вокалист может участвовать в разножанровых постановках.

Важно подчеркнуть, что в основе подготовки артистов театра песни также лежит базовый курс музыкальной грамоты для формирования у обучающихся навыка чтение нот и понимания музыкальных структур. Также к теоретическим дисциплинам можно отнести историю искусств, лежащую в основе понимания влияния социокультурных факторов на формирование жанра эстрады.

Неоспоримой особенностью обучения артистов в театрах эстрадной песни является освоение театральных навыков. Актерское мастерство требует работы над выразительностью, эмоциональной интерпретацией текста и взаимодействия с аудиторией. Театральная пластика предполагает освоение основ хореографии, позы и движения на сцене. Присутствие данного компонента в программе обучения объясняется несколькими факторами.

Во-первых, артисты эстрадной сцены должны обладать высоким уровнем профессионализма и умениями в области выразительного искусства. Актерское мастерство обеспечивает обучающимся необходимые навыки эмоциональной выразительности, дикции, телесной пластики и владение сценическим пространством.

Во-вторых, умение воспринимать и интерпретировать музыкальную и текстовую составляющие произведений, которые исполняются на сцене, является важным аспектом мастерства артистов эстрады. Они должны уметь не только исполнить песню, но и передать свои эмоции и чувства зрителям через интонацию, мимику, жесты и танцевальное выражение.

И наконец, актерское мастерство помогает артистам эстрадной песни создавать образы и персонажи на сцене, что делает их выступления более яркими и запоминающимися для публики. Таким образом, обучение актерскому мастерству важно для развития творческого потенциала и профессионального совершенствования артистов в театре эстрадной песни.

Наряду с этим, обучение артистов в условиях театра эстрадной песни предполагает хореографическую подготовку обучающихся. Танцевальные занятия включают не только развитие исполнительских навыков, но и работу над общей постановкой на сцене, включая координацию движений и взаимодействие с партнерами. Важно отметить, что хореография в театре эстрадной песни отличается от других видов танцевального искусства. Ее функция – создание целостного образ на сцене и улучшение визуального восприятия выступления.

Немаловажным фактором успешной подготовки артистов в условиях театра эстрадной песни является работа с репертуаром. Здесь предполагается подбор и изучение композиций, подходящих стилю эстрадной песни, их аранжировку и интерпретацию в соответствии с вокальными и артистическими данными исполнителя и его темпераментом.

Таким образом, совокупность всех вышеперечисленных компонентов помогает артистам улучшить свою сценическую выразительность и взаимодействие с аудиторией. Профессиональное становление исполнителей в рамках театра эстрадной песни способствует созданию особой эмоциональной связи артистов со зрителями и передаче смысла и содержания песни. В этом состоит главное преимущество подготовки исполнителей в рамках театра эстрадной песни перед их участием в ансамбле, хоре или сольном исполнительстве.

Следует подчеркнуть, что этот молодой и активно развивающийся жанр эстрады сталкивается с рядом актуальных проблемам при подготовке артистов театра песни. Так, например в мире эстрадной песни исполнителю очень важно иметь свой собственный стиль и индивидуальность. Однако, некоторые артисты могут столкнуться с проблемой того, что им не удается проявить свою уникальность из-за недостаточной сольной подготовки или неспособности педагога раскрыть потенциал ученика.

Еще одной важной проблемой стала нехватка компетентных кадров в области обучения эстрадных артистов. Один из путей ее разрешения видится нам в повышении статуса преподавателей эстрадного вокала посредством организации творческих конкурсов, фестивалей и премий, на которых будет привлекаться внимание к этой сфере творчества и отмечаться вклад педагогов в развитие эстрадного искусства. Кроме того, подобные мероприятия позволят педагогом обмениваться опытом эффективной подготовки артистов в рамках такой уникальной формы музыкального искусства, как театр эстрадной песни.


Литература:

  1. Бурматов С. А. Эстрадная песня: к проблеме трактовки жанра в музыкальной науке. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estradnaya-pesnya-k-probleme-traktovki-zhanra-v-muzykalnoy-nauke (дата обращения: 17.12.2023).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!