Урок ИЗО+технология
Тема: Театральные маски
Цели и задачи: дать представление об истории возникновения масок, познакомить с театрами; назначении маски в театре,изучить специфику работы художника в театре; формировать навыки работы в конструировании масок;развивать навыки работы с ножницами, бумагой, умения выбирать материалы и инструменты, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; осуществлять межпредметные связи (ИЗО, технология)
Оборудование: бумага белая и цветная, клей, ножницы, карандаши, нитки,перья, бисер, тесьма.
Ход урока
Организационный момент
Проверь, дружок! Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Вводная беседаОтгадайте загадки:
Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...( актёр)
Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся —…( режисёр)
Т
о царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный…( костюмер)
--Где можно встретить людей этих профессий? (В театре.)
-А что означает слово «театр»? (Слово «театр» - греческое, означает «место для зрелищ»).
--В какой стране впервые появился театр? (Первые театры появились в Древней Греции, примерно 2,5 тыс. лет назад.Театральные постановки были любимым зрелищем греков наряду с олимпийскими играми.Все роли исполняли мужчины.)
— Кого можно встретить в театре?(Актеров и зрителей)
— Ребята, а кто такой актер?
Актер – это главное лицо в театре.
Актер – это человек, который на некоторое время превращается в кого – то или во что – то, не похожее на себя. Он может быть кошкой, собакой, цветком, кем угодно. И чем талантливее актер, тем больше мы, зрители, в эти превращения верим.
— Кто такие зрители? (Зрители это люди, которые смотрят зрелища)
— А кто был самым древним актером на Руси?(Петрушка)
Сообщение темы. Постановка цели.
Ребята, актёр играет в театре разные роли. Что помогает ему постоянно перевоплощаться? (Костюмы, маски.)
М
аски театральные,
Маски карнавальные,
Одеваешь маску
Попадаешь в сказку.
Маска старая – мудра,
Учит с ночи до утра,
Маска добрая – добра,
Не обидит комара,
Маска злая – злится,
Робкая – боится,
Веселая смеется,
Ей всегда все удается.
--Что из этого мы с вами сами можем изготовить?
( Мы будем изготавливать театральные маски.)
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Перед тем как изготовить маски давайте побольше о них узнаем.Учащиеся расскажутнемного о театральных масках.
К
огда дети играют в какую-нибудь игру, они всегда становятся кем-то. То разбойниками, то пиратами, то феей или принцессой. С древних времен людиподметили, что быть кем-то, играть в кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться
в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности.
Она даже древнее кукол.
М
аска – это специальная накладка, скрывающая лицо
(иногда с изображением человеческого лица, звериной морды)
с вырезами для глаз. У каждого народа были свои маски.
Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями,
выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты, узоры,
раскрашивали и украшали перьями.
М
аски бывают самые разные: карнавальные, танцевальные,
обрядовые (ритуальные), театральные. Они могут изображать
зверей и героев сказок: чудовищ, весельчаков, ведьм, красавиц.
Маска обязательно выражает характер персонажа.
- Маски могут улыбаться? (Да)
- Маски могут сердиться? (Да)
- Плакать? (Да)
- Удивляться? (Да)
Т
еперь в большинстве европейских стран актёры не надевают масок на сцене, но сценический облик актёра остаётся.
- А чем сейчас заменили маски? (гримом).
- Как называется художник, накладывающий на актёров грим? (гримёр).
В театре работают люди многих профессий. Сегодня на уроке вы будете в роли художника-гримёра. В чем заключается его работа?
- А сейчас мы используем маски? (Да.) Где и когда? (на Новый год).
- Правильно. Когда вы готовитесь к какому-либо празднику – Новому году, школьному балу, то обязательно или покупаете или сами мастерите маскарадную маску.
- Я уже говорила, что маски готовили из разного материала.
Но мы сегодня будем делать маски из бумаги.
- Прежде чем выполнить маску, необходимо представить себе тот образ, который вы хотите изобразить.
Физминутка.
— Ребята, а все ли материалы для создания масок у вас есть? Сейчас мы это проверим.
— Я буду загадывать вам загадки, а вы покажите мне отгадки.
На листе большом и белом
На одной ноге плясал.
Быстро, весело, умело
Он кота нарисовал.(к а р а н д а ш)
Два конца. Два кольца,
Посередине – гвоздик.(н о ж н и ц ы)
И бумагу, и картон
Хорошо скрепляет он,
И кисель по виду он
Мне напоминает.( к л е й )
Жмутся в узеньком домишке,
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, — красота.(ц в е т н ы е к а р а н д а ш и )
Все для работы готово! Осталось вспомнить правила безопасной работы на уроке при работе с ножницами и клеем.
Называют правила.
Если хочешь долго жить
И калекою не стать –
Надо правила учить
И всегда их соблюдать.
Если в клей, испачкав пальцы,
Ты потом их сунешь в рот.
Можно сильно отравиться,
Может заболеть живот.
Ножницы давать не нужно
Острым кончиком вперед,
Может быть конец их острый
В глаз соседу попадет.
Ты, пожалуйста, запомни
Кисть нужна, чтоб рисовать.
Ни пустой, ни краской полной
В рот нельзя ее совать.
Лизать краску, баловаться
Не пытайтесь никогда,
Верьте, может оказаться
Ядовитою она.
— Правила техники безопасности мы повторили и теперь можем смело приступать к практической работе.
Практическая работа.
-Учитель помогает по необходимости. (Можно раздать шаблоны масок.)
Итоги урока
Подходит к концу наш урок.
— Что нового вы узнали о масках?
— Чем вы занимались на уроке?
— Кто в театре создает маски?
Роль художника в театре действительно очень велика. Художник работает не только над созданием масок. Но об этом мы поговорим на следующем уроке. А сейчас , ребята, вам предстоит представить свои маски (Показывают маски. Высказывают оценочные суждения по представленным работам.)
Рефлексия
Ребята. Если вам понравился урок, то прикрепите к доске красный
цветок, а если нет, то синий.
У нас получился букет вашего настроения.
Д
омашнее задание: Сделать свои варианты масок к сказкам.