Театральные жанры А.Рыбников рок-опера «Юнона и Авось»
Рок-опера соединяет в себе две формы зрелищного искусства: театра – как драматического действия, в котором поднимаются сложные жизненные проблемы,
и музыки развлекательной, рассчитанной на массового слушателя.
Для современного музыкального театра характерно разнообразие стилей, жанров и форм спектакля. Это могут быть опера-симфония, опера-балет, опера-оратория, балет-миниатюра, модерн-балет, джаз-балет, рок-опера…
Для современных сочинений присущ монтажный принцип композиции, который объединяет контраст окружающей действительности, воплощённый в музыке. В спектаклях вводятся не только пение, хореография, но и кинокадры на большом экране, декламация, разнообразные шумовые и световые эффекты, куклы, вставные номера («театр в театре»).
Оркестр в современном музыкальном театре выполняет различные функции: аккомпанемента, диалога с певцами.
Часто функцию оркестра передают хору, который выступает в различных ролях: и участника действия, и собеседника героя, и комментатора, и звукового фона.
Алексей Рыбников рок-опера «Юнона и Авось»
«Юнона и Авось» - всеми известная рок-опера,
о трагической любви 42 летнего графа Николая Резанова и молодой испанки - Кончиты.
Уже два столетия воспевание несчастной судьбы этой пары звучит на многих сценах России и не только.
Авторы – композитор Алексей Рыбников и поэт Андрей Вознесенский .
В постановке танцевальных номеров спектакля принимал участие известный балетмейстер Владимир Васильев .
Алексей Львович Рыбников учился композиторскому искусству у А. И. Хачатуряна, воспитавшего в своём ученике свободу художественного мышления. В его мелодиях часто слышались непривычные для советских композиторов того времени отголоски «западного рока». Но в многочисленных интервью композитор подчеркивал, что в случае «Юноны и Авось» речь идёт не о копировании западных образцов, а о феномене русского искусства. В этом произведении композитору удалось соединить традиции русской духовной музыки, элементы фольклора, популярной «городской» культуры и классической оперы.
Впервые в этой рок-опере прозвучала церковная музыка, обогащённая звуками синтезаторов. Причем православные молитвы в соответствии с сюжетом сочетались с католическими песнопениями.
Сцена в церкви
У Рыбникова получился настоящий диалог культур, в котором пересеклась православная духовность с миром западной цивилизации.
В основу либретто рок-оперы «Юнона и Авось» легла поэма Андрея Вознесенского. В ней повествуется о любви русского путешественника Николая Резанова и юной Кончиты Аргуэлья – дочери испанского коменданта Сан-Франциско. История большой любви, для которой нет преград и расстояний, переплетается с темами искренней веры и верности Отечеству.
Актёр Николай Караченцев
в роли графа Николая Резанова
Актёр Дмитрий Певцов
в роли графа Николая Резанова
История начинается в 1806 г. К берегам Калифорнии подошли 2 российских легендарных судна – «Юнона» и «Авось», за продовольственным сырьем во время кругосветного путешествия. Николай Петрович Резанов – российский государственный служащий, достигнувший высот в карьере, с юности мечтал о берегах Северной Америки. И именно в прекрасном Сан-Франциско, 42-летний граф Николай, вдовец и отец 2 детей, очаровывается 15-летней дочерью испанского коменданта – Кончитой. Их чувства вспыхивают, и страстная любовь, вопреки запретам родителей девушки, перерастает в тайное обручение и нежные клятвы.
Но, тем не менее, в связи с вынужденным отбыванием графа на Аляску, влюбленные расстаются. В их сердцах таится ожидание встречи, венчания. А для того, чтоб обвенчаться с католичкой, российскому графу необходимо разрешение Папы. Однако, в путешествии Резанов тяжело заболевает и скоропостижно умирает. Несчастная Кончита 30 лет не могла поверить в смерть любимого. А после трагичного известия, она навсегда даёт обет молчания и делает себя затворницей до самой смерти. Кончита Аргуэльо, умерла в монастыре в 1857 году, через 50 лет после смерти графа. На могиле Резанова в 2000 г. на мраморном кресте над его могилой высечены известные слова, ставшие эпиграммой к их любви: «Я тебя никогда не забуду… Я тебя никогда не увижу…»
«Я тебя никогда не забуду…» из рок-оперы «Юнона и Авось»
Композиция рок-оперы «Юнона и Авось»
Пролог
В Прологе главенствует молитвенное начало, пение плакальщиц, погребальный колокольный звон, элементы знаменного распева. Уже здесь прозвучит первый раз лирическая тема «Ты меня никогда не забудешь» и монолог Резанова в виде свободного речитатива, декламации.
II часть - Россия
Простая, бесхитростная тема «Белый шиповник» напоминает песни средневековых трубадуров, мелодии времён рыцарских замков и турниров за любовь прекрасной дамы. Но там, где расцветает любовь – рождается и ревность. Жених Кончиты не в силах помешать происходящему… Экспрессия рока в полную мощь выливается в сцене его дуэли с графом.
III часть -
возвращаются молитвенные интонации и вновь звучит исступлённый монолог главного героя. Крик души о смысле жизни…
Эпилог
Ответом на молитвы Резанова становится финальный хор «Аллилуйя» - как символ великой любви, знак обретения того, ради чего действительно стоит жить. Эпилог оперы-мистерии «Аллилуйя» − музыкальное пиршество прекрасных мелодических линий. Сольные фразы подхватывают хор и оркестр: «Аллилуйя, любви, Аллилуйя…»