Технологическая карта |
Предмет | математика | Класс, ФИ учащегося 4 класс | учитель: Арсенич С.Б. |
Тема урока | Прием письменного деления на однозначное число |
Тип урока | Урок «открытия нового знания» |
Цель | Способствовать развитию умений составлять алгоритм письменного деления на однозначное число (в столбик), когда количество единиц высшего разряда делимого меньше делителя и когда в частном появляются нули (в любом из разрядов), решать задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: научатся составлять алгоритм письменного деления на однозначное число (в столбик), когда количество единиц высшего разряда делимого меньше делителя и когда в частном появляются нули (в любом из разрядов), решать задачи; соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях. | Метапредметные : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. | Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета математики |
методы и формы обучения | словесный, наглядный, практический |
Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.) | 1. Математика. 4 классы 1 часть автор: М.И.Моро, поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград: Учитель, 2012, презентация https://www.youtube.com/watch?v=1GL3Lk9Dx04 |
Основные понятия и термины | Письменное деление трехзначного числа на однозначное. Запись в столбик |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Коррекционная-развивающая направленность этапа урока |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, эмоционально настраивает на учебную деятельность. - Рада вас видеть на уроке математики. Сегодня копилка знаний у вас вновь пополнится. Для этого вы должны постараться | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | К – планируют учебное сотрудничество с учителем Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | создать положительный настрой на учебную деятельность, сконцентрировать внимание учащихся |
II. Сообщение темы, цели урока | Какова тема урока? Слайд Что вам известно по теме? Задачи? | Определяют тему, цель урока Научиться делить письменно числа на однозначные (в столбик), когда в частном появляются нули | Р –самостоятельно дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи | коррекция и развитие мыслительной деятельности |
III. Актуализация знаний | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | П – осуществляют логические действия; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями; используют знаково - символические средства представления информации для решения учебно-практических задач, различные способы поиска информации. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; планируют, контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К –задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Л – осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса. | коррекция выявленных затруднений |
– Посчитайте, сколько треугольников на чертеже. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/01/s_5ca17d4c0d276/1128665_1.png) | Выполняют задание | коррекция мышления |
IV. Изучение нового материала | Оказывает помощь в построении алгоритма: – Первое неполное делимое – 3 сотни, значит, в частном будет три цифры. Делю сотни: 3 разделить на 3. В частном будет 1. Умножу 3 на 1. Получится 3. Вычитаю: 3 – 3 = 0. Остатка нет. Образую второе неполное делимое – 2 десятка. 2 разделить на 3, в частном получится 0. Умножаю 3 на 0. Получится 0. Вычту: 2 – 0 = 2. Сравниваю остаток с делителем: 2 меньше, чем 3. Образую третье неполное делимое – 24. Разделю: 24 : 3 = 8. В частном будет 8. Умножу: 3 8 = 24. Вычитаю 24 – 24 = 0. Остатка нет. Деление окончено. Читаю ответ: 108. Выполняет запись: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/01/s_5ca17d4c0d276/1128665_2.png) | Самостоятельно дают объяснение, пользуясь памяткой . | Коррекция речи: произношения, логичности, точности эмоциональной выразительности Развитие основных мыслительных операций |
V. Первичное закрепление | № 74 | Решают с комментированием. Алгоритм деления Находим первое неполное делимое. В частном … цифр. Делим. Умножаем. Вычитаем. Сравниваем остаток с делителем. Читаем ответ | коррекция памяти |
Физминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке (музыкальная) | Выполняют физкультминутку | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | повышения работоспособности, предупреждение утомляемости, нормализации учебной деятельности. |
VI. Практическая деятельность | № 75. – Задача простая или составная? | – Составная. – Надо узнать, сколько пассажиров во 2-м автобусе. | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебно-практических задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р – самостоятельно разрабатывают алгоритм решения учебной задачи с учетом конечного результата К – используют речевые средства для решения коммуникационных задач; используют критерии для обоснования своего суждения. Л – проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса | Коррекция познавательной деятельности |
– Что будем узнавать вторым действием? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/01/s_5ca17d4c0d276/1128665_3.png) Что обозначает каждое число? Как вы понимаете в 3 раза больше? Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? – Что надо найти первым действием? 1) 48 3 = 144 (п.) – 2-й автобус. 2) 144 – 48 = 96 (п.). Ответ: на 96 человек меньше. № 76. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/01/s_5ca17d4c0d276/1128665_4.png) 1) 8 10 = 80 (б.) – истратили. 2) 96 – 80 = 16 (б.). Ответ: 16 банок осталось. | – Вторым действием мы ответим на главный вопрос задачи: «На сколько человек в первом автобусе меньше, чем во втором?». Задачу 72 решают самостоятельно, с комментированием. |
| |
|
VII. Итог урока. Рефлексия | – Какие знания вам понадобилось на этом уроке? – Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным? – Где испытали трудности? – Какие задания вам необходимо еще раз выполнить? | Отвечают на вопросы | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – самостоятельно определяют уровень усвоения учебного материала и качество усвоения Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Коррекция личностных качеств (оценка, самооценка) |
VIII. Домашнее задание | С. 15, № 77,78 объясняет д/з | Задают уточняющие вопросы | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |