СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК»

Дата:

Класс: 7

Тема урока: Введение. Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК.

Цель: Объяснить правила безопасности при работе за компьютером»

Задачи:

Образовательная: Раскрыть влияние работы с ПК на органы зрения человека.

Развивающая: Умение соблюдать технику безопасности при работе к ПК.

Воспитательная: Воспитания культуры общения с персональным компьютером

Планируемые учебные результаты:

Предметные – общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики; формирование систематизированных представлений об информации и информационных процессах;

Метапредметные – целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; умение работать с учебником;

Личностные – умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Регулятивные: формирование умения постановки цели и задач.

Информационно-техническая база урока: компьютерный класс, экран и мультимедийный проектор.

Тип урока: Объяснительно-демонстрационный, с элементами практикума.

План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Введение в тему урока

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление знаний и умений.

  5. Выставление оценок. Рефлексия.

  6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие класса.

  1. Введение в тему урока

- Любой учебный предмет посвящён изучению какой-то стороны окружающей нас действительности. Что же изучает информатика?

Мир, окружающий нас, чрезвычайно разнообразен. В повседневной жизни нам приходится сталкиваться с такими понятиями как:

Вещество. Множеством материальных объектов (мебель, одежда, пища, орудия труда, транспортные средства, растения, животные, люди и т. д.).

Энергия. (электрической, тепловой, механической, атомной) Энергия нужна для того, чтобы ее потребитель мог совершать какую-то работу.


Пространство. (место, в котором возможно движение, различные положения и взаимные расположения объектов, отношения близости-дальности, понятие направления)

Время. (смена времен года, режим дня)

Информация. Что же такое информация?

Информация – (от латинского «information» - сведения, разъяснение, изложение) – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей, с которыми общаемся.

Развитие человечества привело к возникновению таких наук, как физика, химия, биология и других – эти науки изучают материальный мир, его вещественные объекты и энергетические процессы.

В середине XX века появляется новая наука – информатика. Толчком к зарождению этой науки послужило внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности.

Впервые этот термин стал использоваться во Франции в 60-х годах. В англоязычных странах ему соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).

В нашей стране информатика стала определяться как самостоятельная область деятельности с начала 80-х годов, а спустя несколько лет вошла в школьную программу как самостоятельная дисциплина.

Сегодня информатика является одной из фундаментальных отраслей научного знания, использующей системно-информационный подход к анализу окружающего мира и рассматривающей информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, хранения и обработки информации с использованием технических средств. Это стремительно развивающаяся область практической деятельности человека, которая расширяет область своего влияния на разные отрасли промышленной и научной сферы.

Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

Но могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает.

В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.

Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".

Informatique = information + automatique

Информатика = информация + автоматика

Широко распространён также англоязычный вариант этого термина – "Computer science", что означает буквально "компьютерная наука".

Посмотрите – два определения, так непохожих друг на друга, но определяющие одно понятие. С одной стороны, это наука об информации, а с другой – наука о компьютерах. Что же верно? Правильно будет объединить об высказывания и определить информатику как:

Информатика – это наука, изучающая законы и методы хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютеров. Компьютер — это универсальное техническое средство для работы с информацией.

Как математика состоит из множества различных математических дисциплин (алгебры, геометрии, теории чисел, теории функций и др.), информатика – это множество различных дисциплин, объединенных общим предметом изучения – информацией. К их числу относятся: теория информации, кибернетика, программирование, математическая лингвистика, теория алгоритмов и др.

Развитию информатики послужило одно из самых значительных достижений XX века – создание электронно-вычислительных машин – ЭВМ. В современной терминологии их чаще называют компьютерами.

У любой науки есть свой объект изучения. Объектом может служить все – дерево, школа, парта, ученик и кошка. Дерево само по себе просто дерево, но если мы обратили внимание на это дерево с целью его изучить, то тогда это уже не дерево, а объект.

Объекты – это все предметы, явления или процессы, на которые обращено наше внимание с целью их изучения.

Объектом изучения информатики является информация, формы ее существования, закономерности ее проявления, особенности функционирования.

Компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией.

Первые ЭВМ были доступны только специалистам, применялись для решения только научных, производственных и военных задач. Под компьютерной грамотностью понималось умение программировать на ЭВМ. Для того, чтобы пользоваться компьютером, необходимо было знать программирование. С появлением персональных компьютеров эта техника стала общедоступной. Сегодня большинство людей, использующих компьютеры, не программируют. Это пользователи, т.е., люди, работающие по готовым программам, которые были разработаны профессиональными программистами.

В конце XX– начале XXI века бурное развитие получили глобальные компьютерные сети, Интернет.Сегодня у нас первый урок информатики в новом учебном году и для успешной работы с компьютером мы должны повторить правила техники безопасности при работе с ПК.

- Как вы думаете, что больше всего у нас устает при работе с ПК, какая часть организма: спина, голова, руки, глаза, ноги?

Суммируя высказывания учащихся, учитель делает вывод: в первую очередь - глаза.

- Вспомните, пожалуйста, на каком расстоянии от монитора надо находиться? Не менее 50-60 см.

- А как вы думаете, влияет ли на здоровье глаз количество минут, проведенное перед экраном ПК?

- Конечно, влияет!

- Сколько времени, на ваш взгляд, можно проводить перед ПК без перерыва, не нанося ущерба своему здоровью?

подчеркнуть правильный ответ – 25 минут.

- А почему нельзя больше 25 минут? Что же происходит с нашими глазами, если мы смотрим на монитор без отрыва больше дозволенного времени?


  1. Изучение нового материала.

- А теперь, давайте посмотрим на правила техники безопасности для пользователя.

Просмотр презентации «Соблюдение правил ТБ при работе за компьютером»

Общие требования безопасности.

1.1. В кабинете информатики установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного обращения аппаратура – компьютеры, принтеры, другие технические средства. Поэтому: пользователи обязаны бережно обращаться с этой техникой; спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входить в кабинет и занимать отведенное им место, ничего не трогая на столах. На рабочем месте размещены составные части ЭВМ - системный блок, клавиатура, монитор, мышь. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и дисплеями может привести к поражению электрическим током.

1.2. В кабинете информатики строго запрещено:

- трогать разъемы соединительных кабелей;

- прикасаться к питающим проводам;

- прикасаться к экрану монитора;

- включать и отключать аппаратуру без разрешения учителя;

- присутствовать посторонним лицам

- входить в класс в верхней одежде

- класть диск, книги, тетради на дисплей и клавиатуру;

- работать во влажной одежде и влажными руками;

- ходить по классу во время урока без разрешения учителя, а также громко разговаривать и выражать свои эмоции

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1. Тщательно проветрить кабинет информатики и убедиться, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 19-21°С, относительная влажность воздуха -55-62%.

2.2. Включить компьютеры и проверить стабильность и четкость изображения на экранах.

2.3. Помещения с ПК должны иметь естественное и искусственное освещение.

3. Требования безопасности во время работы.

3.1. Не включать компьютеры без разрешения учителя.

3.2. Тетрадь для записей располагать на расстоянии 55..65 см от глаз и должна быть хорошо освещена.

3.3. В целях профилактики переутомления и перенапряжения необходимо выполнять во время перерывов комплексы физических упражнении.

3.4. Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, работать в очках.

3. Посадка учащегося:

- расстояние между туловищем и краем стола должна примерно составлять ширину ладони;

- сидеть надо ровно, не сутулясь;

- стопы ног должны располагаться ровно на полу, возможно на подставке;

- нельзя опираться на спинку стула;

- угол между предплечьем и запястьем в локтевом суставе должен быть чуть меньше прямого;

- при работающем мониторе расстояние от глаз до экрана должно быть 0,5-0,7 м., уровень глаз должен приходиться верхнюю часть экрана или на 2/3 его высоты.

- проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы на ПК, а при появлении зрительного дискомфорта, выражающего в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. В случае появления неисправности в работе компьютера выключить его и сообщить об этом учителю (преподавателю).

4.2. При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружении и др. прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).

4.3. При поражении учащегося электрическим током немедленно отключить видеотерминалы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы.

5.1. С разрешения учителя (преподавателя) выключить компьютеры.


4) Закрепление знаний и умений (презентация)

№1. Прилежный ученик, выполняя задание по карточке, прикрепил её скотчем к экрану монитора. Какие правила техники безопасности он нарушил?

№2. Занимая рабочие места за компьютерами, два торопливых ученика «пробивали» себе дорогу, усердно работая локтями. Какие правила техники безопасности он нарушил?

№3. Внимательная учительница на уроке информатики обнаружила, что рассеянный ученик жуёт жевательную резинку, и предложила ему с ней расстаться. Рассеянный ученик расстался с жевательной резинкой и прикрепил её к розетке. Какие правила техники безопасности он нарушил?

№4. Шаловливые ученики весело резвились на перемене возле школы, обливая друг друга из водяных пистолетов. Прозвенел звонок, ученики пришли в кабинет информатики. Нарушили ли они правила техники безопасности? Если да, то, какие?

№5. Перед уроком информатики у учеников 8 класса была физкультура. Спортивную форму и лыжи они принесли с собой на урок информатики. Нарушили ли они правила техники безопасности? Если да, то, какие?

№6. Хвастливый ученик, решив показать свои глубокие познания своей однокласснице, стал отсоединять монитор и клавиатуру от неисправного компьютера. Нарушил ли он правила техники безопасности? Если да, то, какие?

№7. Торопливый ученик, вбежав в кабинет информатики, включил компьютер себе и соседу и, ещё не зная, чем надо будет заниматься на уроке, стал нажимать на все клавиши. Нарушил ли он правила техники безопасности? Если да, то, какие?

№8. Очень старательная ученица, выполняя задание на компьютере, придвинулась вплотную к экрану монитора и стала водить пальчиком по тексту на экране монитора. Нарушила ли она правила техники безопасности? Если да, то, какие?


5) Выставление оценок. Рефлексия.

Какой вид деятельности на уроке вам понравился и почему?


6) Домашнее задание.

Знать основные определения рассмотренных понятий (информатика, объект, информация); подумать, где приходится сталкиваться с информацией в обычной жизни.


Скачать

© 2019, 1400 22

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!