г. Ейск
Предмет: Изобразительное искусство. Класс: 1. УМК: «Перспектива».
Тема: «Освоение основ ДПИ. В гостях у мастера с. Веселова. Рисование золотого петушка».
Тип урока: урок изучение нового.
Цель урока: изобразить золотого петушка с элементами хохломской росписи гуашью.
Образовательная: познакомить с понятием «хохломская роспись», историей возникновения и развития; сформировать представление о процессе создании предмета с элементами хохломской росписи; учить изображать хохломского золотого петушка.
Развивающая: развивать психические процессы – память, мышление, внимание, воображение; устную речь и мелкую моторику рук.
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, аккуратность.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Формы орган. учебной деятельности | Содержание учебной деятельности | Планируемые результаты |
1. Мотивационно-целевой | - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я. Меня зовут Диана Валерьевна. Наш урок хотелось бы начать с небольшого стихотворения: Улыбнись, даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул ясный день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? - Давайте улыбнемся друг другу и присядем на свои места. Проверьте готовность к уроку. На парте у вас должны лежать: альбом, гуашь, кисточки, карандаши, ластик, непроливайка и тряпочка. У кого всё на месте, поставьте руку на локоток. - Чтобы определить, о чём мы будем говорить на уроке, вы должны отгадать загадку. Осветила ночь пожаром, Завитки пылают жаром, Не цветы, а небылицы, На ветвях воркуют птицы Это лето, не зима - Золотая … ! - Так о чём мы будем говорить на уроке? - Прослушайте загадку и определите, какова цель нашего урока: Голосистый наш герой Носит шпоры за собой. Раньше зореньки встаёт, Громко песенки поёт. - Кто же это? (Петух) - Так, какую же цель мы поставим перед собой? | Фронтальная | Учащиеся приветствуют учителя. Учащиеся приветствуют друг друга, проверяют готовность к уроку. - Хохлома. - Петушок. - Нарисовать золотого петушка. | |
2. Этап актуализации знаний | - Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за его труды. Любил свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки. Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнав о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер. Но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. - Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских народных художественных промыслов, и местом его рождения считают Нижегородскую область. - Как вы думаете, почему роспись носит именно такое название? - Название промысла произошло от названия села Хохлома, где традиционно изготовляли и продавали изделия хохломской росписи. - А как вы думаете, на чем именно выполняется эта роспись? - Хохломская роспись выполняется на деревянной посуде сделанной из липы. Деревянную посуду натирали серебристым порошком. Смахивали последние пылинки и по блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой и ставили в печь – так появлялся золотой цвет. - А какие цвета мастера хохломской росписи обычно используют? Для изделий Хохломы характерное сочетание красного и черного цвета с золотистым. В хохломе существуют различные приемы росписи. Иногда можно увидеть золотые листья на черном или красном фоне. Этот прием называется «под фон». А красный и черный рисунок на золотом фоне – «верховая» роспись. Главным мотивом хохломской росписи является – травка. Травка – это узор из тонких стеблей, цветов и ягод. - Что ещё любят изображать мастера на своих работах? - Кроме растительных узоров, мастера любят изображать рыб, птиц и особенно – петухов. Ими украшают посуду, панно, детскую мебель. | Фронтальная | - Слушают рассказ. Предположения детей. - На дереве. - Черный, красный, золотой. Предположения детей. | |
3. Изучение нового материала | - Золотая хохлома – это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной краской, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красочна. - Петушок – живой образ, к которому обратились мастера хохломской росписи. - А как вы думаете, символизирует эта птица? - Петух символизирует тепло и свет, является предвестником урожая и богатства. Птица является сакральным знаком для всего русского искусства, она занимает особое место в сказках и песнях, в картинах художников и сценографии. - Хохломская птица яркая и богатая в своем «убранстве» — она имеет пышный хвост и гребешок, скругленные, мягкие формы, которые похожи на лепестки и украшены плавными завитками. Петухи необычайно величавы. Огненными языками разметался пышный хвост и крылья. Пламенея, взметнулся гребешок, венчающий голову птицы. И чтобы красный цвет ярче горел, мастер добавляет в роспись цвет чёрный. - Это не робкая пташка, присевшая на ветку дерева, а царица птичьего мира, живое существо, способное выполнять желания, делать предсказания, нести особые вести. - Давайте немного отдохнём: Мы сегодня рисовали, Сгибание и разгибание пальцев. Наши пальчики устали. Пусть немного отдохнут, Встряхнуть руками перед собой. Снова рисовать начнут. Дружно локти отведем, Энергично отвести локти назад. Снова рисовать начнем. | Фронтальная | Слушают учителя. - Свет, силу, тепло. Выполняют физминутку. | |
4. Самоконтроль | - Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Давайте вдохновимся работами наших предков и попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, нарисуем золотого петушка. - Прежде чем начать, прослушайте этапы выполнения работы: 1.Раскрашиваем гуашевыми красками контурное изображение петушка. Используем гуашь зелёного, чёрного, красного и жёлтого цвета. 2.Расписываем петушка в технике верховой росписи травным узором. Рисуем элементы: травинки, ягодки, листочки, капельки, усики, завитки. 3.Оформляем работу рамкой, используя гуашь. - Правила работы с гуашью: При работе с гуашью лучше подойдут жесткие кисти, беличьи кисти слишком мягкие для этих красок. Их также трудно отмыть от гуаши. Основное неудобство гуаши заключается в том, что придется постоянно мыть кисть, прежде чем набрать на нее новую краску. Самое плохое для гуаши – это когда она засыхает. Поэтому следите за краской, не оставляйте ее открытой. Плюс красок в том, что они обладают кроющей поверхностью. Если что-то художник нарисовал неправильно, то, дождавшись, пока краска высохнет, можно нанести на рисунок слой краски погуще и все будет исправлено. Краску нельзя нюхать, есть, в случае попадания краски на одежду, следует немедленно смыть её водой. - Можете приступать к работе! - Ребята, по очереди выходите к доске и прикрепляйте свои подписанные рисунки к доске. Вот красавец - петушок! На макушке - гребешок, А под клювом-то бородка. Очень важная походка. - Молодцы, вы отлично постарались. | Фронтальная Индивидуальная | Слушают учителя. Вспоминают правила работы с гуашью. Учащиеся рисуют хохломского золотого петушка. Вывешивают свои работы на доски. | |
5. Рефлексия. | -Ребята, скажите, какую технику мы с вами сегодня освоили? - Какое животное является символом хохломы? -А какие цвета используют художники для росписи? - А какие основные элементы используют в росписи? Правильно! Вы отлично справились, теперь и наш класс украшают свои величественные и прекрасные птицы, как в русских народных сказках! Спасибо за работу. | Фронтальная | - Хохломская роспись. - Золотой петушок. - Золотой, черный, красный. - Цветы, ягоды, узоры. | |