Учебный предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 5 класс |
Тип урока | Урок изучения новых знаний. |
Технология построения урока | Личностно-ориентированная |
Тема урока | Конструкция и декор предметов народного быта |
Цель урока | Создать декоративный образ русской народной прялки |
Основные термины, понятия | Единство конструкции и декора в предметах народного быта. Разновидности утвари и разнохарактерности украшений |
Оборудование | Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 191 с.: ил. Бумага, цветные карандаши |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
Индивидуальная | Учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н. А. Горяева, О. В. Островская; |
Планируемый результат |
Предметные умения - Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся; - Умение компоновать рисунок; | Познавательные УУД: Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы росписи русской народной прялки. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи. Регулятивные УУД: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий. |
Этапы урока | Цели этапа | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:-правильность выбора учебных принадлежностей,-правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. |
Постановка учебной проблемы | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | -О чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения предметов народного быта? | Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
Организация выполнения плана деятельности. | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | Новое знание: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы. | Знакомство с основными предметами народного быта: ковши, прялки, солоница, хлебница, рубель. Знакомство с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. (Презентация. Рассматривание иллюстраций.) Рассказ о каждом из них: предназначение и украшение. Разбор конструкции прялки, ее украшение | Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения крестьянской утвари. Рассуждают о значении предметов народного быта, их конструкции и декоре, выявляют характерные особенности. Анализируют как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета. |
Самостоятельная работа учащихся. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. | - При помощи цветных карандашей изобразить прялку. Сделайте украшения прялки затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию. | Используя шаблон изображение прялки, применение графических материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе |
Просмотр работ учащихся. | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. | -Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием) Лист оценки: Аккуратность Правильное изображение формы лопасти прялки и компоновка в формате Уместный выбор символики росписи, декора, Правильная компоновка декора Творческий подход к выполнению задания | Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ. |
Итог урока | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Беседа по вопросам: - Для чего люди наполняли своё жилище различными образами? - Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей, фронтона дома? | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |