СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта как современная форма проектирования урока, соответствующая требованиям ФГОС

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта как современная форма проектирования урока, соответствующая требованиям ФГОС»

Технологическая карта как современная форма проектирования урока, соответствующая требованиям ФГОС.

Педагогические технологии, как новый феномен пришли в наше образование и позволили сформировать свой понятийный аппарат, среди которого: технологическая карта, технологический приём, этап технологии, задача этапа и диагностика его эффективности. Появилась культура проектирования урока с учётом его этапов, постановки задач этих этапов и отслеживания промежуточных результатов. Задача учителя теперь – организовать самостоятельную познавательную деятельность учащегося, научить его самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике. Забота учителя – отбирать для указанных целей такие методы, технологии обучения, которые бы не только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько помогали приобретать знания самостоятельно из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь её аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний.

В связи с введением в образование ФГОС для детей с ОВЗ изменилась система требований к учебному процессу: к условиям, к структуре и содержанию, к результатам.

Новый стандарт обязывает вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. Поскольку основной задачей системно-деятельностного подхода является организация условий, инициирующих детское действие, следовательно, при планировании урока необходимо сконцентрировать внимание на использование современных образовательных технологий для формирования у учащихся базовых учебных действий.

Определяется система требований к уроку математики в частности. Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности:


  1. Целеполагание (Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обучающимися исходя из сформулированной, желательно – обучающимися, проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и способы деятельности они освоят в процессе деятельности на уроке и знать план достижения поставленных задач)

  2. Мотивация (учитель должен сформировать интерес, как самый действенный мотив, к процессу учебной деятельности и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания)

  3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. (учитель должен показать обучающимся возможности применения получаемых знаний и умений в их практической деятельности)

  4. Отбор содержания (на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определённые программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю).

  5. Необходимость использования разнообразных эффективных приёмов организации результативной образовательной деятельности обучающихся (с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей)

  6. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока (Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения).

  7. Организация парной и групповой работы (что позволяет каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе)

  8. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля (как средства рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности)

  9. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности

  10. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся (способствующая формированию положительной учебной мотивации)

  11. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.


При изучении математики в школе в процессе вычислений, измерений, поиска решения задач и т. д. у учеников формируются основные мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, умение различать обоснованные и необоснованные суждения, объяснять этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении разных математических задач предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, чертежи, создавая и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Таким образом происходит формирование познавательных БУД.


В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: учащиеся учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям, обучающиеся учатся работать в парах и малых группах. Таким образом происходит формирование коммуникативных БУД.


Формирование регулятивных действий обеспечивается использованием действий контроля, приемами самопроверки и взаимопроверки заданий, решение текстовых задач. Обучающимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, вычислительные и т. д.). Для решения этой задачи можно совместно с обучающимися составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий. В процессе работы школьник учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Формирование личностных действий обеспечивается умением самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


На уроках математики я использую различные виды заданий, нацеленных на формирование БУД.











БУД

Задания

Регулятивные

Виды заданий, формирующие регулятивные БУД:    «преднамеренные ошибки»;    поиск информации в предложенных источниках;   самоконтроль и взаимоконтроль;   взаимный диктант;  решение текстовых задач, сравнение, проблемная ситуация.

Коммуникативные

Виды заданий, формирующие коммуникативные БУД :  составить задание партнеру;  оценка работы товарища;  групповая работа по выполнению заданий;  «подготовь рассказ о…», опиши устно…», «объясни…»;  обоснуй ответ, парный опрос;

Познавательные

Виды заданий, формирующие познавательные БУД:  «найди отличия»;  «поиск лишнего»; цепочки, на что похоже? «лабиринты»;  составление схем-опор;  работа с разного вида таблицами, графиками;  составление и распознавание диаграмм;  работа со словарями.

На уроках математики следует широко использовать продуктивные задания, требующие целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. (Это задания типа «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание» и т.д.)

Личностные

Виды заданий, формирующие личностные БУД: 

Самооценка событий, подведение итогов урока, творческие задания, имеющие практическое применение, ( задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»). Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано (все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят»). Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.



Результат при формировании БУД возможен при четком конструировании урока от цели до самой деятельности учащихся. Этому способствует составление технологической карты урока.

( презентация по технологическим картам)

Технологическая карта урока это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.



Структура технологической карты включает:

  • предмет

  • класс

  • тип урока

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение

  • основные понятия темы

  • цели усвоения учебного содержания

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, БУД)

  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)

  • деятельность учителя, деятельность учащихся

  • технология изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)

  • планируемые результаты

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.



Формирование БУД рассмотрим на примере технологической карты урока математики в 6 классе по теме:


«Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.»

(презентация)


Итог: Составление технологических карт к урокам требует колоссальной подготовки. Все этапы урока должны быть чётко продуманы и направлены на формирование базовых учебных действий. На уроке необходимо предусмотреть чередование различных видов деятельности, продумать деятельность учителя и обучающихся.Теперь задача учителя- помогать в усвоении знаний , направлять учебный процесс, а не преподносить готовую информацию.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!