СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта кружкового занятия по теме "Пентамино"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта кружкового занятия по теме "Пентамино"»

Технологическая карта занятия математического кружка

ФИО

Жохова Алевтина Николаевна


Место работы

МОУ СШ № 6 Тутаевский МР Ярославской области


Должность

Учитель математики


Предмет

Математика


Класс

5


Тип урока


«Открытия» нового знания

Форма проведения урока

Исследование

Образовательная среда урока

Компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация

Формы работы учащихся

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Планируемый
результат

Предметные

УУД


Знакомство учащихся с правилами игры «Пентамино» и формирование практических умений и навыков при разрезании и складывании геометрических фигур


Личностные: Сформируются познавательные интересы,

повысится мотивация, сформируются начальные элементы конструкторского мышления; усилиться развитие логического мышления и пространственных представлений

Регулятивные: Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Получат возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами под руководством учителя находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Коммуникативные: Обучающийся научится: выражать свои мысли в соответствии с задачами, принимать участие в работе парами; проявлять интерес к общению. Получат возможность использовать простые речевые средства для выражения своего мнения.

Познавательные: Научатся: строить сложные геометрические фигуры из простых геометрических объектов, создавать и преобразовывать геометрические модели для решения задач; развитие познавательного интереса к начальному курсу геометрии

Структура учебного занятия (этапы)


Виды деятель-
ности на этапе

Планируемые
результаты

Содержание

Мотивационный этап

Организация,
мотивация учащихся на освоение
нового. Актуализация предыдущих знаний

Обеспечение мотивации учения, принятие учащимися целей занятия. Создание благоприятного психологического настроя на работу

Ребята, а вы любите играть? А умеете ли вы играть с пентамино? Что такое пентамино?

В качестве подсказки я вам загадаю загадку:

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой,

Четыре угла и четыре стороны,

Все четыре стороны одинаковой длины.

О какой фигуре идет речь? (Квадрат) Значит, пентамино связано с квадратом?


Этап учебно-познавательной деятельности

Умение видеть
математическую
задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни

Обеспечение восприятия, осмысления
и первичного запоминания темы. Умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии

Введение в тему.

Ребята, а что можно сделать с квадратом?

Например, перегнуть. Что получилось? Два треугольника. А знаете ли вы, ребята, что из квадрата можно сделать кораблик, птичку или какие-то другие фигуры?

Как называется игра, в которой из одного квадрата путем перегибания получаются новые фигуры, животные? (Оригами)

Игра оригами возникла в Китае, и долгое время искусство складывания из бумаги держалось в тайне. Говорят, что человек умеющий складывать фигуры уподобляется Богу: из листа бумаги может создать целый мир поделок. Японский журавлик – символ удачи, счастья и долголетия. Вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение – символ мира.

Вы, конечно, слышали легенду о японской девочке Садако Сасаки – девочке, молившей о мире на Земле после бомбардировки Хиросимы. По легенде для исполнения ее желаний нужно было свернуть 1000 журавликов. Она успела сделать 644

А что еще можно сделать с квадратом?

А если разрезать квадрат следующим образом, то получится популярная китайская игра головоломка «Танграм». В этой игре используются части квадрата, т.е фигуры.

Легенда первая: версия про разбитую плитку.

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.


Что еще можно сделать с квадратом? А если взять не один квадрат?

Практическое задание.

1.Возьмите два квадратика и соедините их край в край. Сколько фигур можно сделать из двух квадратиков? В какой игре у вас были такие фигуры (домино)

2. Возьмите три квадратика и составьте из них все возможные фигуры. Эти фигуры называются тримино.

Сколько квадратиков на столе лежит у каждого из вас? (пять) А как вы думаете, что мы будем с ними делать? (собирать фигуры из них)

3. Возьмите пять квадратиков. Какую задачу мы можем поставить перед собой?

Составить все возможные фигуры и выяснить, сколько же фигур может получиться из 5 квадратов.





Физкультминутка

Смена видов деятельности в игровой форме

Снятие утомляемости у учащихся

Физкультминутка для снятия усталости рук, кистей рук.


Этап закрепления практических навыков

Точное и грамотное выражение своих мыслей с применением математической терминологии и символики; проведение классификаций, логических обоснований

Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Информационно-
коммуникационные компетенции

Составить все возможные фигуры из пяти квадратиков, которые лежат на ваших партах. Постарайтесь собрать фигурку, не совпадающую с фигурой вашего соседа.

Давайте проверим, все ли фигурки удалось вам сложить. Ребята строят получившиеся фигуры на доске и зарисовывают их в тетрадь, затем происходит демонстрация фигур на слайде.

Эти фигуры и называют пентамино. Игра с петамино заключается в складывании различных фигур из заданного набора

Так сколько все-таки фигур входит в состав набора пентамино?(двенадцать )

Исторический материал

«Пентамино» - это одна из логических игр и сегодня с ней вы и познакомитесь на занятии. “Пентамино” - одна из самых популярных мировых головоломок, пик популярности пришелся на конец 60-х годов. В эту головоломку могут играть и дети и взрослые. Придумал головоломку “Pentomino” Соломон Вольф Голомб, житель Балтимора, математик и инженер, профессор университета Южная Калифорния.

Игры с пентамино. Раздаются наборы пентамино

Работа в паре

Задача 1.ЛОШАДКА Найдите в комплекте пентамино эти детали, из них нужно сложить картинку со следующего слайда

З адача 2.РОБОТ. Используя данные фигуры сложить робота

Задача 3 КРОКОДИЛ. Используя данные фигуры сложить крокодила



Задача 4.РЕГУЛИРОВЩИК (индивидуальная работа)



Задача 5.СОБАЧКА (работа в парах) А теперь выбери сам детали и сложи собачку.







Задача 6. Сколько существует способов сложить эти картинки? Первая -1, вторая -1.

Задача 7.Эти картинки могут быть сложены двумя способами каждая. Найдите их.

Как вы думаете, где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на уроке? (При ремонте, составлении рисунка из плитки, выкладывании паркета)

Используя фигуру замости плоскость

Можно составить сплошной паркетаж:

Фигура пентамино

Фрагмент паркета

Фигура пентамино

Фрагмент паркета

Задача 9 Замостить квадраты

Задача 10-11 Индивидуальная работа



1

2

3

Подведение итогов занятия (рефлексия)

Оценка результатов деятельности. Усвоение основных понятий темы

Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

В какую игру мы сегодня с вами играли?

Сколько фигурок входит в набор Пентамино?

Как вы думаете, где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на уроке?

Что интересного было на занятии?
Что особенно запомнилось?
Какой композиции вы бы отдали предпочтение, и почему?


Домашнее задание

Придумайте и сложите из фигурок пентамино какую-нибудь свою картинку





Литература

  1. Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. 5–6 кл. – М.: Дрофа, 2007.

  2. АлександроваО.С. Занятие кружка по теме «Игры с пентамино» (5 класс).

  3. М.А.Екимова, Г.П.Кукин Задачи на разрезание. – М.:МЦНМО,2-11. – 120с

  4. http://www.uchportal.ru/load/24-1-0-29457

  5. http://festival.1september.ru/articles/619411/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!