СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока по теме "Задачи на пропорциональное деление".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по теме "Задачи на пропорциональное деление".»

Технологическая карта урока математики в 4 классе

Тема: «Задачи на пропорциональное деление».

Дата проведения:13.12.2021 год

Учитель: Баулина Кристина Александровна


Урок с использованием технологии кроссенс.

Цель урока: создание условий для формирования умения решать задачи на пропорциональное деление.

Задачи:

  1. Закрепить алгоритм решения задач данного вида, записывая краткую запись в виде таблицы, научить детей находить разные способы решения задач.

  2. Развивать мышление, память учащихся, умение рационально использовать время на уроке, самостоятельность, умения делать умозаключения, выводы.

  3. Воспитывать интерес к математике, повышение учебной мотивации.


Технологическая карта урока математики

Предмет

Математика

Класс

4 «А» класс

Автор урока

Баулина Кристина Александровна

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ № 9, станица Тамань

Тема урока

Задачи на пропорциональное деление

Тип урока

Урок систематизации знаний и умений (закрепление пройденного)

Цель:

Создание условий для формирования умения решать задачи на пропорциональное деление.


Задачи:

1.Закрепить алгоритм решения задач данного вида, записывая краткую запись в виде таблицы, научить детей находить разные способы решения задач.

2.Развивать мышление, память учащихся, умение рационально использовать время на уроке, самостоятельность, умения делать умозаключения, выводы.

3.Воспитывать интерес к математике, повышение учебной мотивации.



Планируемый результат:

Предметные УУД:  научатся решать задачи с помощью пошагового алгоритма, уметь определять тип той или иной математической задачи, выполнять устные и письменные вычисления, уметь применять формулы для решения различного типа учебных задач.

Метапредметные: овладеют способностью понимать и сохранять учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, работать в парах, оценивать свои достижения, адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников  на уроке; умеют вступать в речевое общение, осуществлять взаимный контроль  и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; строить рассуждение для аргументирования выражения собственной точки зрения. признавать существование различных точек зрения.

Личностные УУД: понимают значение математических знаний в собственной жизни.

Форма организации

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

Компьютер, презентация, учебник.

  

 

 

Содержание и технология урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный

 

В каждом ритме и движении этого мира скрываются математические формулы, в каждой странице нашей жизни мы используем математический язык. Мы во многих жизненных ситуациях говорим на математическом языке. Важным моментом нашей жизни является умение решать задачи.

Детям предлагается назвать ассоциации к слову «Задача».


Определяют готовность к уроку.

 

Включаются  в  деловой  ритм.

 

Приветствуют учителя.

 

Организуют рабочее место.

Предлагают ассоциации.


2. Мотивационный

 

 




На этом этапе учитель проводит аналогии между математическими и жизненными задачами. Для

решения тех и других необходимы определённые

личностные качества. Дети предлагают

различные варианты личностных

качеств, необходимых для решения задач.

Учитель произносит мотивационный девиз:

«Ждёт сегодня нас удача, если мы решим…. (дети

произносят хором) задачи!»










 



Внимательно слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы

Выполняют задания.



3. Целеполагание, выдвижение гипотез, закрепление имеющихся знаний.

Учитель предлагает детям схему, на котором изображены алгоритмы решения различным типов задач в виде формул. С опорой на формулы дети вспоминают и называют типы задач, с которыми они знакомы (макет кроссенса в приложении № 1). Это следующие типы математических задач: на нахождение целого, нахождение части, задачи на скорость, задачи на нахождение стоимости. В центре кроссенса находится поле с вопросительным знаком. Все типы задач пронумерованы. Это необходимо для дальнейшей групповой работы.

Учитель: Ребята, какого типа задачи мы еще умеем решать?

Дети: (здесь возможно два варианта развития событий)

1 вариант – дети назовут тип задач на пропорциональное деление или

2 вариант развития событий – дети не смогут назвать еще один тип задач.

Учитель в любом случае действует далее следующим образом: детям для групповой работы предлагается карточка № 1, на которой есть примеры различных типов задач. Этих задач 5. Дети читают каждую задачу, определяют и записывают тип задачи в малой группе (по два человека). Далее на маркерной доске дети по очереди записывают ответы.

Учитель: Делаем вывод. Задачи 5 –го типа – это задачи на нахождение 4-го пропорционального. Их еще называют задачами на «справедливое деление».

Учитель: Вспомним, какие величины есть в задачах данного типа.

1. Постоянная переменная. Давайте найдем ее в задаче на карточке №1.

2. Две переменные величины. Ищем их в задаче.

3. Для решения задачи не хватает 4- ой величины. Это величина…..

4. Только после ее нахождения задача может быть решена.


Анализируют задачи.

Вспоминают формулы.

Анализируют структуру задач на нахождение 4-го пропорционального.

Работают в паре.


 

  1. Актуализация полученных знаний. Создание алгоритма решения задач определённого вида. Рефлексия своих действий.

 

 


Детям предлагается создать пошаговый алгоритм решения задач на нахождение 4-го пропорционального в группе из 4-х человек.

Учитель: Ребята, сейчас вы будете работать в группах по 5 человек. Вам будет необходимо записать пошаговый алгоритм решения задач на нахождение 4-го пропорционального. При составлении алгоритма Вы должны обратить внимание на следующие утверждения и вопросы (карточка № 2)

  1. Можем ли мы решить задачу такого типа сразу?

  2. В каждой задаче такого типа 4 величины. Три – известны, а четвертую, прежде чем решить задачу нужно найти. Одна величина – постоянная, а две другие – переменные.

  3. Что это за величина?

  4. Вместо краткой записи к задаче нужно составить ……………

  5. После нахождения 4-го пропорционального умножаем его на первую переменную, а затем на вторую.

Две команды по желанию делают презентацию пошагового алгоритма решения задач на нахождение четвёртого пропорционального.

На этом этапе включаем взаимооценку работы в группах, дополняем алгоритмы.

Алгоритм решения данного типа задач записывается на доске.

Учитель. Как вы можете оценить свою работу в команде?

Насколько ваш алгоритм был близок к эталону?

Давайте попробуем записать в нашу схему вместо вопроса формулу, которой мы можем пользоваться для решения задач данного типа.

Формулу составляем совместными усилиями: П.В:(П1+П2)=4П.В., 4П.В.*П1, 4П.В.*П2.


Создают алгоритм. Работают в группе.

Ориентируются на дополнительную информацию.

Систематизируют свои знания.

Ориентируются на эталон и оценивают свою работу.

Дают оценку качества работы одноклассников.

Учатся сворачивать умственные действия в форулу.

5.Физкультминутка

Игра «Четыре стихии». Активизация физической активности детей.

Дети выполняют упражнения на активизацию физической деятельности.

6.Применение знаний в практике решения определённого типа задач

 

 

Учитель. Ребята, мы начали наш урок с того, что существуют арифметические, а есть жизненные задачи. Давайте попробуем их совместить. Какую основную жизненную задачу Вам предстоит решить в 2022 году?

Дети. Переход из начальной школы в основную школу.

Учитель. Какие качества личности нужны для эффективного обучения?

Выслушиваем ответы детей.

Учитель. Мы наш урок начали словами Аристотеля. Давайте посмотрим ещё на одну его фразу «Математика – это дверь и ключ к наукам». Знание математики во многом – это и есть основной ключ к успехам в основной школе.

Сейчас я вам предлагаю решить задачу на нахождение 4-го пропорционального. Эта задача будет связана с вашими жизненными задачами на 2022 учебный год.

Детям предлагается карточка № 3. Там записано условие задачи на нахождение 4-го пропорционального, связанное с пошивом костюмов для детей 5-го класса. Дети решают задачу самостоятельно, оформляя записи в рабочей тетради.

Ответы фиксируют на маркерной доске. По итогам работы ставятся оценки за работу на уроке.


Решают задачу. Объясняют её решение.

Решают задачи

Записывают решение с комментированием.

Проверяют правильность решения задачи по формуле.

7.Рефлексия.

 

 

Учитель. Оцените свою работу на уроке.

На доске несколько незаконченных предложений. Выберите одно предложение и постарайтесь его закончить.

  1. На уроке мне было трудно…..

  2. Теперь я понял, что………

  3. В ходе урока я почувствовал……

  4. Я научился…………

Выслушиваем ответы детей.


Оценивают свою деятельность с помощью технологии незаконченных предложений.

8. Домашнее задание

Дома вам нужно составить задачу на нахождение 4-го пропорционального, которая касается ваших жизненных задач, связанных с обучением в 5-м классе.

Дети составляют и записывают задачу на формате А 5. После этого у каждого будет возможность порешать различные задачи этого типа.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!