ФИО учителя | Лупоносов Евгений Геннадьевич |
Предмет | История Древнего мира |
Класс | 5 |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний, с разнообразными формами и видами деятельности. |
Глава | Гражданские войны в Риме |
Тема/ Дата открытого урока | «Единовластие Цезаря» / 10. 05. 2018 |
Цель | Познакомить учащихся с особенностями внутренней и внешней политики Цезаря |
Задачи | Образовательные: - познакомиться с особенностями прихода к власти Цезаря; - выявить изменения, произошедшие в Римской республике с приходом к власти Цезаря; - изучить понятия: ветеран и диктатор; - дать оценку личности Цезаря и его политике. | Развивающие: - развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) - Галлия, Парфянское царство и историческим временем (хронологией) 49 г. до н. э. и 44 гг. до н.э., с историческими источниками; - развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. | Воспитательные: - формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм; - овладевают формами и методами самовоспитания. | Социализации: - приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками. |
Планируемые результаты | Предметные: - развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; - освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов; - рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты; - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей. ПО ПРОГРАММЕ должны изучить: Борьба полководцев за единоличную власть в Риме: Красс и Помпей; Личность Цезаря; Возвышение Цезаря; Завоевание Галлии; Гибель Красса; Захват Цезарем власти в Риме; Политика Цезаря; Цезарь – диктатор; Гибель Цезаря.
| Личностные: - формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима; - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; - формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Метапредметные: - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - готовность к сотрудничеству с учениками; - формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок. |
Образовательные технологии | Технология развивающего обучения с привлечением дополнительного материала, элементы проектно-исследовательской технологии, личностно - ориентированного обучение, технология интегрированного образования. Технология нравственного воспитания. |
Источники информации | Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2012. Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей ОУ – М., «Просвещение», 2011 г. |
Ресурсы (оснащение) | - Презентация к уроку «Единовластие Цезаря»; - Компьютер, проектор, экран; Раздаточный материал: - карточки на тему: «Восстание Спартака»; - исторический документ «Плутарх о Цезаря» |
ХОД УРОКА |
| Форма организации деятельности учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Знания, умения, представления | Формируемые УУД | Формируемые основы: - проектно - исследовательской деятельности; - работы с текстом; - ИКТ-компетентности |
Этап урока | Познавательные (общеучебные) | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | |
1. | Организационный момент |
2. | Постановка задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
| Фронтальная | Сегодня мы совершим очередное путешествие в историю. Мы будем говорить о выдающимся человеке. Слова, произнесенные этим человеком стали крылатыми: «Жребий брошен», «Перейти Рубикон», «Пришел, увидел, победил». Кто же он? 1 слайд: Тема нашего сегодняшнего урока: «Единовластие Цезаря». 2 слайд: План темы: 1. Личность Цезаря; 2. Возвышение Цезаря; 3. Завоевание Цезаря; 4. Захват власти Цезарем; 5. Гибель Цезаря. Как вы думаете, что значит понятие «Единовластие»? | Записывают в тетради тему: «Единовластие Цезаря». «Единовластие» - когда правит один человек и ни с кем не советуется | Объяснение | Умение строить высказывание; выдвижение гипотез и их обоснование | Познавательный интерес | Развитие речи | Смыслообразование | Ставить перед собой задачи для организации собственной деятельности |
| Фронтальная | Давайте сформулируем задачи на урок. Что мы хотим узнать на этом уроке? | Предположительно задачи на урок: - познакомиться с особенностями прихода к власти Цезаря; - выявить изменения, произошедшие в Римской республике с приходом к власти Цезаря; - дать оценку личности Цезаря | | | | | | |
3. | Актуализация знаний по предыдущей теме |
4. | Фронтальная Творческая Фронтальная Самостоятельная работа с историческим документом Самостоятельная работа с учебником Самостоятельная работа с учебником Самостоятельная работа с учебником Самостоятельная работа с учебником Фронтальная Работа с историческими понятиями Фронтальная | Вопросы на карточках на тему: «Восстание Спартака» - Вспомните, в каком году произошли первые крупнейшие восстания рабов в Италии? - Как звали первого заговорщика? - Кем был Спартак до рабства? - Куда бежали рабы во главе со Спартаком? Какую применили хитрость рабы, чтобы разгромить римское войско? - Как Спартаку удалось создать из беглых рабов боеспособную армию? - Куда направилась армия Спартака после победы над римскими войсками? - Как погиб Спартак? Давайте сделаем вывод. Дома вы выполняли творческое задание. Задание было такое: Составьте рассказ от имени гладиатора о бегстве из Капуи, о победе у подножия Везувия. | 73-71 г. до н. э. Спартак Полководец из Фракии К вулкану Везувию. По лестницам, сплетенным из лозы, спустились вниз по скалам, обошли римлян с тыла и обратили их в бегство. Гладиаторы обучали остальных рабов военному искусству, ковали оружие На остров Сицилия Спартак был ранен в бедро дротиком и впоследствии погиб в битве с римскими полководцами Крассом, Помпеем и Лукуллом. Восстание было жестоко подавлено, но более 2 лет рабы угрожали самому существованию Римского государства Отвечают трое учащихся. Одноклассники обсуждают и оценивают работы. | Работа с хронологией
Работа с хронологией. Поиск информации в тексте, историческом источнике. Работа с картой как источником информации. Отмечать цели сторон в гражданской войне. Характеризовать правление Цезаря. Подсчитывают продолжительность правления Цезаря.
| Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение | Уметь самостоятельно контролировать своё время
Уметь Самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи
| Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Взаимопомощь Взаимопомощь | Переход к изучению новой темы Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить необходимую единицу информации в тексте; делать выводы из сформулированных посылок; связывать информаци, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников. |
Изучение новой темы - Как вы думаете, после победы над Спартаком, кто стал бороться за власть? (слайд 3) Но помимо них, выдвинулся Гай Юлий Цезарь. Прочитайте исторический документ «Плутарх о Цезаре» и ответьте на вопросы, приведенные ниже? (слайд 4) Откройте свои учебники на странице 252. Прочитайте про себя пункт «Возвышение Цезаря». Подумайте: Что предпринял Цезарь для укрепления своей власти? На какую должность был избран Цезарь? После окончания службы консулом чем занимался Цезарь? (слайд 5 и 6) Рассказ учителя о «Завоеваниях Цезаря». На какие две территории делились Галлия? (слайд 7) Прочитайте про себя пункт «Цезарь завоевывает огромную страну» на стр. 252-253. Подумайте: «Что получил от войны Цезарь?» (слайд 8) Давайте сделаем вывод. Как вы думаете, как отреагировали на такой успех Цезаря его противники, включая Помпея и Красса? Прочитайте про себя пункт «Цезарь завоевывает огромную страну» на стр. 253. Подумайте: Что предпринял Красс и Помпей, чтобы превзойти успех Цезаря? (слайд 9) Давайте сделаем вывод. Прочитайте про себя пункт «Цезарь завоевывает огромную страну» на стр. 253. Подумайте: Что такое Рубикон? Какую фразу произнес Цезарь, когда пересек реку? В каком году Цезарь захватил власть в Риме? (слайд 10) Подумайте: Что значит выражение «Жребий брошен»? (слайд 11) Рассказ учителя о «Захвате Цезарем власти в Риме» (слайд 12-13): выполнил свои обещания перед солдатами и бедняками Откройте учебник на стр. 254. Какие новые слова вы увидели? - Как вы понимаете слово ветеран? - Как вы понимаете слово диктатор? (слайд 14 и 15) Подсчитайте, сколько лет прошло от установления республики до установления диктатуры? Для этого вспомните, когда в Риме была установлена республика? Рассказ учителя «Цезарь – диктатор». Многим в Сенате не нравилась единовластие Цезаря, поэтому у него были враги. Откройте стр. 254 учебника. Подумайте: Что произошло с Цезарем? Кто возглавил заговор? В каком году это произошло? Сколько лет правил Цезарь? (слайд 17, 18 , 19 и 20) | Изучение новой темы Красс и Помпей Цезарь происходил из знатного рода, был умен и красноречив Цезарь всегда стремился быть первым во всем Угощал неимущих граждан. Помирил Красс и Помпея Консул Получил в управление провинцию Галлию Предальпийская и Заальпийская. Записывают в тетрадь схему «Завоевание Галлии» Войны в Галлии принесли Цезарю славу талантливого полководца. Солдаты получали от Цезаря двойное жалование и рабов, они верили в его обещание наградить их земельными участками, когда он придет к власти. Происходит возвышение Цезаря. Успехи Цезаря вызывали зависть. Красс отправился в поход на Парфянское царство, поражение, убит; Помпей боялся Цезаря и уговорил сенат, чтобы он вернулся в Рим с войском Цезаря начинают бояться. Река, отделявшая провинции Галлию от Италии «Жребий брошен» 49 г. до н. э. Записываем в тетрадь: 49 г. до н. э. – захват власти Цезарем в Риме. Пойти на решительный поступок Диктатор и ветераны. Ветераны – старые солдаты, завершившую службу. Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанного ни перед кем отчитываться в своих действиях. Записывают понятия в тетрадь и их поясняют. 509 г. до н. э. - установление республики. 49 г до н. э.- установление диктатуры. (460 лет) Находят в тексте учебника, отмечают на ленте времени, подсчитывают. На заседании Сената его окружали сенаторы и убили Брут (Цезарь считал его лучшим другом) 44 г. до н. э. 5 лет. Запись в тетради: 44 г. до н. э. – убийство Цезаря |
5. | Рефлексия |
Фронтальная | Что из деятельности Цезаря могло улучшить жизнь простого народа? | (Предположительно) -дисциплина в стране, -ветеранам дали землю в собственность. | Работа с хронологией, личностям, основными событиями. | Рефлексия деятельности | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | | | |
Групповая Работа учащихся с доской | А сейчас класс делиться на 3 группы. Первая группа: Откройте учебники на стр. 253 вверху рисунок «Вождь галлов сдается Цезарю» Опишите рисунок. Подумайте, что хотел передать нам автор рисунка, какую идею? Вторая группа: Откройте учебники на стр. 255, рисунок вверху «Убийство Цезаря в Сенате» Опишите рисунок. Подумайте: Чью власть хотели установить заговорщики? Третья группа: Откройте учебники на стр. 254, внизу документ «Рим был подобен судну, несущемуся без управления» Прочитайте его про себя. Подумайте, Какие люди становились консулами? Заботились ли они о благе государства? Проверяем. На экране вопросы, такие же вопросы у каждого на столе. Вы должны ответить на них письменно. - Как звали полководцев римской армии, борющихся за власть после смерти Спартака? -В каком году Цезарю удалось захватить власть? - Какое пожизненное звание даровал сенат Цезарю? - Как называли старого солдата, завершившего службу? - В каком году Цезарь был убит? | Совещаются, приходят к общему мнению, делают вывод По очереди выходят к доске, отвечают на вопросы Красс и Помпей 49 г до н.э Диктатор Ветеран 44 г до н.э | Работа с понятиями, географическими названиям, личностям, событиями | Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Взаимопомощь |
6. | Самооценка |
рефлексия | Перед вами лист самооценивания. Кто подчеркнул: - «Выполнил все задания» - «Соблюдал правила поведения» - «Кому что-то непонятно» Кто поставил себе за работу на уроке… Кто поставил себе за поведение на уроке… | Заполняют все строки листа самооценки | | Самоконт-роль, самооценка | | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | | |
7. | Оценка учителя |
8. | Домашнее задание |
| §52, записи в тетради, повторить термины и даты (слайд 21) | | | | | | | |