СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по Истории Древнего мира в 5 классе на тему "Единовластие Цезаря"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по Истории Древнего мира в 5 классе на тему "Единовластие Цезаря". Учебник "Всеобщая История. История Древнего мира. 5 класс / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И, С, Свенцицкая.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по Истории Древнего мира в 5 классе на тему "Единовластие Цезаря"»

Технологическая карта урока по Истории Древнего мира

ФИО учителя

Лупоносов Евгений Геннадьевич

Предмет

История Древнего мира

Класс

5

Тип урока

Урок усвоения новых знаний, с разнообразными формами и видами деятельности.

Глава

Гражданские войны в Риме

Тема/ Дата открытого урока

«Единовластие Цезаря» / 10. 05. 2018

Цель

Познакомить учащихся с особенностями внутренней и внешней политики Цезаря

Задачи

Образовательные:

- познакомиться с особенностями прихода к власти Цезаря;

- выявить изменения, произошедшие в Римской республике с приходом к власти Цезаря;

- изучить понятия: ветеран и диктатор;

- дать оценку личности Цезаря и его политике.

Развивающие:

- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) - Галлия, Парфянское царство и историческим временем (хронологией) 49 г. до н. э. и 44 гг. до н.э., с историческими источниками;

- развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

- овладевают формами и методами самовоспитания.

Социализации:

- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные:

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:

Борьба полководцев за единоличную власть в Риме: Красс и Помпей; Личность Цезаря; Возвышение Цезаря; Завоевание Галлии; Гибель Красса; Захват Цезарем власти в Риме; Политика Цезаря; Цезарь – диктатор; Гибель Цезаря.

Личностные:

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с учениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Образовательные технологии

Технология развивающего обучения с привлечением дополнительного материала, элементы проектно-исследовательской технологии, личностно - ориентированного обучение, технология интегрированного образования. Технология нравственного воспитания.

Источники информации

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2012.

Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей ОУ – М., «Просвещение», 2011 г.


Ресурсы (оснащение)

- Презентация к уроку «Единовластие Цезаря»;

- Компьютер, проектор, экран;

Раздаточный материал:

- карточки на тему: «Восстание Спартака»;

- исторический документ «Плутарх о Цезаря»


ХОД УРОКА




Форма организации деятельности учащихся



Деятельность учителя



Деятельность учеников



Знания, умения, представления

Формируемые УУД

Формируемые основы:

- проектно - исследовательской деятельности;

- работы с текстом;

- ИКТ-компетентности


Этап урока


Познавательные (общеучебные)


Регулятивные


Коммуникативные


Личностные


1.

Организационный момент

2.

Постановка задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


Фронтальная

Сегодня мы совершим очередное путешествие в историю. Мы будем говорить о выдающимся человеке. Слова, произнесенные этим человеком стали крылатыми: «Жребий брошен», «Перейти Рубикон», «Пришел, увидел, победил».

Кто же он?

1 слайд:

Тема нашего сегодняшнего урока: «Единовластие Цезаря».

2 слайд:

План темы:

1. Личность Цезаря;

2. Возвышение Цезаря;

3. Завоевание Цезаря;

4. Захват власти Цезарем;

5. Гибель Цезаря.

Как вы думаете, что значит понятие «Единовластие»?


Записывают в тетради тему: «Единовластие Цезаря».

«Единовластие» - когда правит один человек и ни с кем не советуется



Объяснение








Умение строить высказывание; выдвижение гипотез и их обоснование

Познавательный интерес

Развитие речи

Смыслообразование

Ставить перед собой задачи для организации собственной деятельности


Фронтальная

Давайте сформулируем задачи на урок. Что мы хотим узнать на этом уроке?



Предположительно задачи на урок:

- познакомиться с особенностями прихода к власти Цезаря;

- выявить изменения, произошедшие в Римской республике с приходом к власти Цезаря;

- дать оценку личности Цезаря










3.

Актуализация знаний по предыдущей теме




























4.

Фронтальная























Творческая






Фронтальная





Самостоятельная работа с историческим документом





Самостоятельная работа с учебником











Самостоятельная работа с учебником










Самостоятельная работа с учебником







Самостоятельная работа с учебником








Фронтальная







Работа с историческими понятиями








Фронтальная

Вопросы на карточках на тему: «Восстание Спартака»

- Вспомните, в каком году произошли первые крупнейшие восстания рабов в Италии?

- Как звали первого заговорщика?

- Кем был Спартак до рабства?

- Куда бежали рабы во главе со Спартаком? Какую применили хитрость рабы, чтобы разгромить римское войско?

- Как Спартаку удалось создать из беглых рабов боеспособную армию?

- Куда направилась армия Спартака после победы над римскими войсками?


- Как погиб Спартак?



Давайте сделаем вывод.



Дома вы выполняли творческое задание. Задание было такое:

Составьте рассказ от имени гладиатора о бегстве из Капуи, о победе у подножия Везувия.



73-71 г. до н. э.


Спартак


Полководец из Фракии


К вулкану Везувию. По лестницам, сплетенным из лозы, спустились вниз по скалам, обошли римлян с тыла и обратили их в бегство.

Гладиаторы обучали остальных рабов военному искусству, ковали оружие

На остров Сицилия



Спартак был ранен в бедро дротиком и впоследствии погиб в битве с римскими полководцами Крассом, Помпеем и Лукуллом.

Восстание было жестоко подавлено, но более 2 лет рабы угрожали самому существованию Римского государства


Отвечают трое учащихся. Одноклассники обсуждают и оценивают работы.

Работа с хронологией





























































Работа с хронологией. Поиск информации в тексте, историческом источнике. Работа с картой как источником информации.

Отмечать цели сторон в гражданской войне. Характеризовать правление Цезаря.

Подсчитывают продолжительность правления Цезаря.




Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение
























Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

Уметь самостоятельно контролировать своё время

























































Уметь Самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи




Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
























Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь




























Взаимопомощь

Переход к изучению новой темы



























Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить необходимую единицу информации в тексте; делать выводы из сформулированных посылок; связывать информаци, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.





Изучение новой темы


- Как вы думаете, после победы над Спартаком, кто стал бороться за власть? (слайд 3)

Но помимо них, выдвинулся Гай Юлий Цезарь.


Прочитайте исторический документ «Плутарх о Цезаре» и ответьте на вопросы, приведенные ниже? (слайд 4)



Откройте свои учебники на странице 252. Прочитайте про себя пункт «Возвышение Цезаря». Подумайте:

Что предпринял Цезарь для укрепления своей власти?

На какую должность был избран Цезарь?

После окончания службы консулом чем занимался Цезарь? (слайд 5 и 6)


Рассказ учителя о «Завоеваниях Цезаря». На какие две территории делились Галлия? (слайд 7)


Прочитайте про себя пункт «Цезарь завоевывает огромную страну» на стр. 252-253.

Подумайте: «Что получил от войны Цезарь?» (слайд 8)




Давайте сделаем вывод.

Как вы думаете, как отреагировали на такой успех Цезаря его противники, включая Помпея и Красса?

Прочитайте про себя пункт «Цезарь завоевывает огромную страну» на стр. 253.

Подумайте:

Что предпринял Красс и Помпей, чтобы превзойти успех Цезаря? (слайд 9)


Давайте сделаем вывод.


Прочитайте про себя пункт «Цезарь завоевывает огромную страну» на стр. 253.

Подумайте:

Что такое Рубикон?


Какую фразу произнес Цезарь, когда пересек реку?

В каком году Цезарь захватил власть в Риме? (слайд 10)



Подумайте:

Что значит выражение «Жребий брошен»? (слайд 11)

Рассказ учителя о «Захвате Цезарем власти в Риме» (слайд 12-13): выполнил свои обещания перед солдатами и бедняками

Откройте учебник на стр. 254. Какие новые слова вы увидели?

- Как вы понимаете слово ветеран?

- Как вы понимаете слово диктатор? (слайд 14 и 15)





Подсчитайте, сколько лет прошло от установления республики до установления диктатуры?

Для этого вспомните, когда в Риме была установлена республика?


Рассказ учителя «Цезарь – диктатор». Многим в Сенате не нравилась единовластие Цезаря, поэтому у него были враги. Откройте стр. 254 учебника.

Подумайте:

Что произошло с Цезарем?

Кто возглавил заговор?


В каком году это произошло? Сколько лет правил Цезарь? (слайд 17, 18 , 19 и 20)

Изучение новой темы


Красс и Помпей






Цезарь происходил из знатного рода, был умен и красноречив

Цезарь всегда стремился быть первым во всем






Угощал неимущих граждан. Помирил Красс и Помпея

Консул


Получил в управление провинцию Галлию


Предальпийская и Заальпийская.

Записывают в тетрадь схему «Завоевание Галлии»





Войны в Галлии принесли Цезарю славу талантливого полководца. Солдаты получали от Цезаря двойное жалование и рабов, они верили в его обещание наградить их земельными участками, когда он придет к власти.

Происходит возвышение Цезаря.


Успехи Цезаря вызывали зависть.





Красс отправился в поход на Парфянское царство, поражение, убит; Помпей боялся Цезаря и уговорил сенат, чтобы он вернулся в Рим с войском


Цезаря начинают бояться.





Река, отделявшая провинции Галлию от Италии


«Жребий брошен»


49 г. до н. э.

Записываем в тетрадь: 49 г. до н. э. – захват власти Цезарем в Риме.


Пойти на решительный поступок







Диктатор и ветераны.

Ветераны – старые солдаты, завершившую службу.

Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанного ни перед кем отчитываться в своих действиях.

Записывают понятия в тетрадь и их поясняют.


509 г. до н. э. - установление республики.

49 г до н. э.- установление диктатуры. (460 лет)

Находят в тексте учебника, отмечают на ленте времени, подсчитывают.






На заседании Сената его окружали сенаторы и убили

Брут (Цезарь считал его лучшим другом)

44 г. до н. э. 5 лет.

Запись в тетради: 44 г. до н. э. – убийство Цезаря

5.

Рефлексия

Фронтальная

Что из деятельности Цезаря могло улучшить жизнь простого народа?

(Предположительно)

-дисциплина в стране,

-ветеранам дали землю в собственность.


Работа с хронологией, личностям, основными событиями.

Рефлексия деятельности

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач




Групповая




















Работа учащихся с доской

А сейчас класс делиться на 3 группы.

Первая группа:

Откройте учебники на стр. 253 вверху рисунок «Вождь галлов сдается Цезарю»

Опишите рисунок. Подумайте, что хотел передать нам автор рисунка, какую идею?

Вторая группа:

Откройте учебники на стр. 255, рисунок вверху «Убийство Цезаря в Сенате» Опишите рисунок.

Подумайте: Чью власть хотели установить заговорщики?

Третья группа: Откройте учебники на стр. 254, внизу документ «Рим был подобен судну, несущемуся без управления» Прочитайте его про себя. Подумайте, Какие люди становились консулами?

Заботились ли они о благе государства?

Проверяем.

На экране вопросы, такие же вопросы у каждого на столе. Вы должны ответить на них письменно.

- Как звали полководцев римской армии, борющихся за власть после смерти Спартака?

-В каком году Цезарю удалось захватить власть?

- Какое пожизненное звание даровал сенат Цезарю?

- Как называли старого солдата, завершившего службу?

- В каком году Цезарь был убит?

Совещаются, приходят к общему мнению, делают вывод


По очереди выходят к доске, отвечают на вопросы




















Красс и Помпей


49 г до н.э


Диктатор


Ветеран


44 г до н.э

Работа с понятиями, географическими названиям, личностям, событиями

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

6.

Самооценка

рефлексия

Перед вами лист самооценивания.

Кто подчеркнул:

- «Выполнил все задания»

- «Соблюдал правила поведения»

- «Кому что-то непонятно»

Кто поставил себе за работу на уроке…

Кто поставил себе за поведение на уроке…

Заполняют все строки листа самооценки



Самоконт-роль, самооценка


Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности



7.

Оценка учителя

8.

Домашнее задание


§52, записи в тетради, повторить термины и даты (слайд 21)

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!