ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | Математика | Класс | 5 |
Тема урока | «Пирамида» |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научатся: познакомить учащихся с геометрическим телом – пирамидой, сформировать представление о развёрстке пирамиды, научить учащихся изображать пирамиды. | Регулятивные – осуществлять саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий). Познавательные– формировать умение понимать и использовать математические средства наглядности – чертежи, развивать пространственное воображение учащихся. Коммуникативные – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. | Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. |
Решаемые учебные проблемы | Что такое пирамида? |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Пирамида, грани, рёбра, основание, вершина пирамиды, развёрстка пирамиды, многранник. |
Оборудование: | - Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Математика: 5 класс: учебник / Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С.; под ред. В. Е. Подольского. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2019. - Интерактивная доска. - Портрет Геродота, Александра Голода. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | ЭОР |
Образовательные интернет-ресурсы | https://uchebnik.mos.ru/catalogue |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
ЭТАП Организационный этап |
Деятельность учителя - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнём урок с просмотра небольшого фрагмента видеоролика. | Деятельность обучающихся Учащиеся настраиваются на работу. |
ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Деятельность учителя - Что происходило на данном видео? | Деятельность обучающихся Учащиеся смотрят видеофрагмент. - Человек собирал игрушечную пирамидку. |
ЭТАП Целеполагания |
Деятельность учителя - Как вы думаете, для чего вам был показан этот файл? | Деятельность обучающихся - Мы на уроке будем сегодня говорить о фигуре, которая называется пирамида. |
ЭТАП Планирования работы |
Деятельность учителя - Верно. Мы сегодня с вами узнаем, что это за фигура, из чего она состоит и как её можно построить. | Деятельность обучающихся Учащиеся слушают учителя. |
ЭТАП Изучение нового материала |
Деятельность учителя - А где вы могли встречать пирамиды в жизни? - А вы знаете, что египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид. Геродот, основываясь на рассказах египетских жрецов, сообщает, что соотношение между длиной стороны основания и высотой Великой пирамиды такового, что квадрат - построенный на высоте пирамиды, равен площади каждой из ее сторон. (Происходит демонстрация портрет Геродота) Но и сейчас можно встретить в архитектуре современные пирамиды в пропорциях Золотого Сечения — пирамиды, построенные из стеклопластика в пропорциях Золотого сечения инженером Александром Голодом. Самая большая пирамида, высотой 44 метра, расположена в Московской области на 38-м километре Новорижского шоссе. (Происходит демонстрация портрета Александра Голода) - Сейчас я вам предлагаю просмотреть фрагмент о построении пирамиды. - Ответьте на вопросы: Из каких частей состоит пирамида? Что называют вершиной пирамиды? Что такое боковые грани? Чем отличаются рёбра основания от боковых рёбер? | Деятельность обучающихся - Пакетика молока в форме пирамиды, пакетика чая, здания в форме пирамид, египетские пирамиды и т. д. Ученики внимательно слушают учителя. Ученики смотрят видео файл. - Она состоит из вершины, рёбер, боковых граней и основания. - Общую вершину боковых граней. - Треугольники, имеющие общую вершину и основание. - Рёбра основания – стороны основания пирамиды, а боковые рёбра – стороны боковых граней, не принадлежащие основанию. |
ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. |
Деятельность учителя - Предлагаю попробовать построить пирамиду, в основании которой лежит прямоугольник. Так как пирамида это объёмная фигура, то мы её будем чертить под углом. Видимые линии обозначаются непрерывной линией, а те, которые не попадают в поле зрения – прерывистой. Учитель демонстрирует построение пирамиды на доске. - Откройте учебники на с. 151 и найдите № 604. Выполним его устно. На рисунке изображена пирамида . Укажите: 1. основание пирамиды 2. вершину пирамиды 3. боковые грани пирамиды 4. боковые рёбра пирамиды 5. рёбра основания пирамиды Обратите внимание на материал в учебнике на с. 149. Перед вами находятся развёрстки пирамид. Скажите, какие фигуры вы видите на первой развёрстке? - А на второй? Предлагаю вам посмотреть внимательно на доску и попробовать выполнить задание. Вам нужно к каждой объёмной фигуре найти свою правильную разверстку. | Деятельность обучающихся Учащиеся передвигают фигуры в нужное поле, комментируя свой выбор. Ученики строят пирамиду в тетради. Ученики открывают учебники и выполняют задание из учебника. - 4 треугольника и квадрат. - 4 треугольника. Ученики выполняют данное задание, выходя по одному к доске. |
ЭТАП Рефлексия |
Деятельность учителя - Обратите внимание на доску. Ваша задача самостоятельно ответить, верны ли утверждения или нет представленные на слайде. - Сверьте свои ответы с результатами, представленными на слайде. - У кого все правильные ответы – справился на «5», у кого допущены 1 – 3 ошибки – на «4», у кого – 4 – 6 – на «3», у кого больше нужно ещё раз внимательно изучить материал. | Деятельность обучающихся - Дети выполняют задание. Дети сверяют количество правильных ответов. |
ЭТАП Домашнее задание §22 ,№ 605 с. 151, № 611, 615 с. 153 |