ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | Математика | Класс | 5 |
Тема урока | «Прямоугольник. Ось симметрии фигуры» |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научатся: закрепить навыки распознавания, построения прямоугольника и квадрата, нахождения их периметров, научить учащихся находить на рисунках фигуры, имеющие ось симметрии, и в окружающем мире объекты, имеющие ось симметрии. | Регулятивные – прогнозировать результаты, выявлять затруднения и находить способы выхода из них. Познавательные– развивать познавательный интерес к математике, умение использовать приобретённые знания в практической деятельности. Коммуникативные – планировать речевую деятельность, действовать, опираясь на образец, осуществлять само- и взаимоконтроль, формулировать критерии оценки, оценивать, корректно строить оценочное высказывание. | Формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
Решаемые учебные проблемы | Что такое ось симметрии и где можно её найти в окружающей мире? |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Прямоугольник, периметр прямоугольника, квадрат; фигуры, симметричные относительно прямой, ось симметрии фигуры. |
Оборудование: | - Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Математика: 5 класс: учебник / Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С.; под ред. В. Е. Подольского. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2019. - Интерактивная доска. - Портрет Пифагора. - Иллюстрации объектов живой природы. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | ЭОР |
Образовательные интернет-ресурсы | https://uchebnik.mos.ru/catalogue |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
ЭТАП Организационный этап |
Деятельность учителя На доске прикреплены рисунки бабочек, грибков, насекомых, растений и др. - Доброе утро! Сегодня я хотела бы начать урок с высказывания Аристотеля «Математика выявляет порядок, симметрию и определённость, а это – важнейшие виды прекрасного». | Деятельность обучающихся Учащиеся настраиваются на работу. |
ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Деятельность учителя - Зайдя в класс вы, наверное, обратили внимание, что на доске появились иллюстрации. Что на них изображено? | Деятельность обучающихся Учащиеся перечисляют названия объектов, изображённых на рисунках. |
ЭТАП Целеполагания |
Деятельность учителя - Как вы думаете, что их объединяет? - Как они могут быть связаны с уроком математики? | Деятельность обучающихся - Они все относятся к живой природе. - Это объекты из окружающего нас мира. Учащиеся выдвигают свои версии. |
ЭТАП Планирования работы |
Деятельность учителя - Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что связывает математику со всеми предложенными объектами. Для этого предлагаю просмотреть видеофрагменты. - Какой вывод вы для себя сделали, когда просмотрели данные фрагменты? - Данная прямая линия является осью симметрии. | Деятельность обучающихся Учащиеся слушают учителя. Учащиеся смотрят видеофрагменты. - Можно провести прямую линию, которая делит объекты на две равные зеркальные половинки. |
ЭТАП Изучение нового материала |
Деятельность учителя - В своих размышлениях над картиной мира человек с давних пор использовал симметрию. По преданию, термин «симметрия» придумал скульптор Пифагор Регийский, живший в городе Регул. Древние греки полагали, что Вселенная симметрична, потому что она прекрасна. Представители первой научной школы в истории человечества, последователи Пифагора Самосского, пытались связать симметрию с числом. Пифагорейцы предпочитали вместо слова «симметрия» пользоваться словом «гармония». (Происходит демонстрация портрет Пифагора Регийского) - Рассмотрим более подробно о том, что такое симметрия, прочитав §15 с. 96 – 98. - Ответьте на вопрос, где можно встретить симметрию по мимо живой природы? | Деятельность обучающихся Ученики внимательно слушают. Ученики читают теоретический материал параграфа. - В неживой природе, в архитектуре, живописи, предметах людского быта и т. д. |
ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. |
Деятельность учителя - Предлагаю сейчас выполнить интерактивное задание: Определить является ли прямая осью симметрии данной фигуры. - Откройте учебнике на с. 98 и найдите № 1. Прочитайте задание. Ответьте на вопрос: Чему равна каждая из сторон треугольника? - Как называют такой треугольник? - Как вы думаете можно ли в данном случае провести ось симметрии? Сколько? - Как найти площадь данной фигуры? - Какой результат получился? - Давайте попробуем определить, сколько можно провести осей симметрии в нестандартных фигурах. | Деятельность обучающихся Учащиеся передвигают фигуры в нужное поле, комментируя свой выбор. (Если ребёнок делает неправильный выбор, фигура светится красным цветом) - 12 см - Равносторонний треугольник, потому что у него все стороны равны. - Можно провести 3 оси симметрии в данном треугольнике. - Нужно перемножить длину с количеством сторон. - Периметр треугольника равен 36 см. Ученики не только определяют количество осей в той или иной фигуре, но и наглядно демонстрируют свои варианты. 1 4 0 2 |
ЭТАП Рефлексия |
Деятельность учителя - Ребята, теперь вы можете ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока: Что объединяет объекты, изображённые на рисунках и математику? - Как в жизни можно использовать знания, полученные сегодня на уроке? | Деятельность обучающихся - Их объединяет то, что даже в окружающем нас мире можно рассмотреть математические элементы, например, симметрию. Ученики предлагают свои варианты. |
ЭТАП Домашнее задание §15, № 373, 382 с. 100 |