Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Планируемые результаты |
Организационный момент | Учитель приветствует детей. Мы будем на уроке думать? (Да.) – А может, будем спать? (Нет.) – Мы будем рассуждать? (Да.) – А в облаках летать? (Нет.) – Друг другу будем помогать? (Да.) – Проверим готовность к уроку | Дети приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе |
Актуализация субъективного опыта учащихся | 1. Игра «Угадай слово» На доске записаны буквы. Учитель дает задание составить слово из букв. 2.Азбука и алфавит. Беседа – Как называется ваша первая учебная книга? Кто создал славянскую азбуку? – Попробуйте объяснить, почему её так назвали – «азбука»? – Прочитайте, как назывались буквы А и Б. – Из этих названий и получилось слово «азбука». – А, вот слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова- близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет свое постоянное место и название. | Дети составляют слово Азбука. Отвечают на вопросы учителя Кирилл и Мефодий Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. – Аз, Буки. | Учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Сообщение темы. Постановка задач урока | Сегодня мы узнаем, каким был первый букварь и кто его написал и напечатал | Слушают учителя | Принимать и сохранять учебную задачу. Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; |
Изучение нового материала | 1.Чтение рассказа В. Крупина «Первый букварь» учителем. 2. – Кто написал и напечатал первый букварь? - Как называют Ивана Федорова? – Чем заканчивался первый букварь? – О чем говорит первая заповедь из букваря? | 1.Слушают рассказ, рассматривают иллюстрации с изображением Ивана Федорова. 2.Отвечают на вопросы | Использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); |
Физкультминутка | Учитель говорит стихотворение. | Дети выполняют упражнения | Выполнение санитарно-гигиенических норм. |
Усвоение новых знаний и способов действий. | Прочитайте рассказ «цепочкой». | Чтение текста учениками («цепочкой») (учебник, с. 90–91.) | Использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); |
Закрепление изученного материала | 1.Работа с иллюстрацией (учебник, с. 90–91). Прочитайте буквы древнерусского алфавитов. Рассмотрите страницу старинной азбуки. Сравните буквы современного и древнерусского алфавитов. 2.Что читали ваши предки и прабабушки в своих букварях. Прочитайте поучение на доске. «Не будь ленив, но со всяким прилежанием читай, внимай, слушай и твори». Попробуйте это пожелание перевести на современный русский язык. | Читают старинную азбуку. Рассматривают алфавит. Сравнивают алфавиты, рассказывают сходства и различия. Читают запись на доске. – «Не ленитесь, усердно читайте, слушайте внимательно учителя, сами делайте «открытия», творчески подходите к заданиям» | Сравнивать, находить общие особенности и различия алфавитов. Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; |
| Творческая работа. Создайте свою азбуку. Придумайте слова, которые помогут запомнить название русских букв. | Выполняют задание под контролем учителя. | Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта. |
Подведение итогов урока. Рефлексия | – Что нового узнали на уроке? – Что особенно запомнилось и понравилось на уроке? Какое настроение у вас после урока? | Дети рассказывают. Дети сигнализируют при помощи карточки светофор. | Способность к оценке своей учебной деятельности. |