Окружающий мир, 2 класс
УМК «Школа России»
Тема урока: Какие бывают растения
Тип урока: урок введения новых знаний
Цели урока
Образовательная:
- формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения);
- формировать знания о важности растений для всего живого на Земле, о бережном отношении к ним;
Развивающая:
- создать условия для развития внимательности, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
Воспитательная:
- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде;
- способствовать воспитанию коммуникативной культуры, умению работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки
Предметные: учить детей приводить примеры названий деревьев, кустарников и травянистых растений, научить выделять во внешнем строении растений признаки, указывающие на принадлежность к той или иной группе.
Метапредметные:
Личностные:
Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу.
Осознавать значение учебной деятельности.
Принимать ценности мира.
Регулятивные:
Регулятивные УУД:
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- работать в парах.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний.
Понимать схемы, приведённые в учебнике.
Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.
Формулировать простейшие выводы, создавать опорные схемы по теме урока.
Осознанное и произвольное строить речевые высказывания в устной форме, структурировать знания.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Извлекать необходимую информацию из разных источников
Образовательные ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради на печатной основе, карточки с названиями растений.
Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный, наглядный, практический.
Приемы: беседа, сравнение, моделирование, дискуссия.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Мотивация учащихся к учебной деятельности. Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | -Здравствуйте, ребята! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Проверьте, как организовано ваше «рабочее место». | Повторяют с учителем слова стихотворения Проверка рабочего места. | Личностные: настрой на успех, на дальнейшую работу |
2.Актуализация знаний. Цель: актуализация знаний о природе. | - Какое значение имеет вода для животных, растений и человека? - Почему загрязняется вода? Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды? -Кто придумал свою загадку про воду? - | Ответы детей Дети зачитывают свои загадки о природе. Выполняют тест. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4272/train/ | . Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ориентирование в своей системе знаний. Регулятивные: оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя. Личностные: объяснение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные |
II. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | - Чтобы говорить о растениях, мы совершим экскурсию. А куда лучше идти, чтобы увидеть все растения сразу? (лес) -Действительно, мы с вами совершим путешествие в наш лес (плакат с изображением леса). Посмотрим, какой он - этот волшебный лес? - Задумывались ли вы о том, какие бывают растения? Давайте учиться их узнавать и различать. - Значит, главная наша задача ...(сгруппировать растения) и узнать … Проблема: К какой группе этого царства они относятся? (слайд 1) Слайд 2 Слайд 3 | Создаёт условия для организации деятельности по планированию. Ставит учебные задачи, вопросы, моделирует ситуации, в ходе решения которых учащиеся приходят к осознанию нехватки определенных знаний и умений. | Регулятивные: - самостоятельно формулировать цель и задачи урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: - строить рассуждения. |
4.Восприятие и усвоение уч-ся нового учебного материала. | -Ребята, ответы на трудные вопросы лучше искать одному или с друзьями? Подготовка учащихся к выполнению групповой практической работы: распределение учащихся по группам, ознакомление с последовательностью выполнения, текущий инструктаж, установка на сотрудничество. | Дети работают в группах. Изучают материал по учебнику на стр.64, используя план. План: 1.Название группы растений 2. Схематический рисунок. 3.Особенности данного вида ( на какие группы делятся). 4.Названия растений – представителей данной группы. На листах пишут название группы растений, рисуют схему, выделяют отличительные особенности, выписывают названия растений, относящихся к данной группе (используют атлас – определитель) Капитаны групп и их помощники озвучивают информацию по новой теме, прикрепляют на доску части схемы, которую составили. Делают выводы. | Регулятивные: -формирование умения принимать и сохранять учебную цель; -формирование умения планировать свою деятельность; -формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные: -формируем умение слушать и понимать других; -формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах. -высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: -формируем умение извлекать необходимую информацию. |
5.Физминутка. | Направлена на снятие и предупреждение физической и эмоциональной усталости. | Повторяют движения | |
6.Применение новых знаний. | - Ребята, сейчас мы составим из ваших наработок схему, которая нам поможет усвоить новый материал. (Шаблон схемы на слайде). | Капитаны групп и их помощники озвучивают информацию по новой теме, прикрепляют на доску части схемы, которую составили. Делают выводы. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: понимать инструкции и следовать им в практической работе. Познавательные: извлекать необходимую информацию из разных источников; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных , несущественных); понимать схемы, приведённые в учебнике; формулирование простейших выводов, создание схематического рисунка. Коммуникативные: умение вступать в диалог; формулировать собственное мнение и позицию; принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. |
5.Первичное осмысление и закрепление полученных знаний. Цель: усвоение нового материала. | -Откройте учебник на стр.65. Прочитайте задание. Давайте ответим на вопросы. | Дети коллективно выполняют задание. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные:умение выражать свои мысли. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, структурировать знания. |
6. Самостоятельная работа Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже знает | Открываем рабочую тетрадь и выполняем задания -Сейчас вы поработаете самостоятельно. -Выполните задание №1, №2 в тетради на стр. 39. -Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга. - Кто выполнил без ошибок? - Кто допустил ошибку? - Почему? | Дети самостоятельно выполняют задания. Дети работают в парах. Высказывают мнение о прочитанном. Дети дают ответы. | Личностные: - проявление познавательной инициативы. Метапредметные: - высказывание своего мнения; - аргументация своего мнения. - развитие умения делать выводы. Предметные: - закрепление знаний о группах животных и их существенных признаках; - умение оценивать достигнутые результаты. |
9.Рефлексия. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей работы | -Какую тему мы сегодня изучали? -Что узнали по этой теме? - Кому интересно было работать на уроке? - Чем запомнилось занятие? - Какие трудности испытывали? | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. |
10.Домашнее задание. | Подготовить фоторассказ на тему «Красота растений»; - Подготовить индивидуальные сообщения о необыкновенных растениях нашей планеты. | | . |