1.Этап мотивации к учебной деятельности | Сегодня мы продолжим разговор об изменениях в природе ранней весной. Прослушайте начало предложения и закончите его, подбирая необходимые слова (предложения могут быть, как о живой, так и неживой природе). Первый месяц весны…… Народное название месяца….. День становится….. Снег начинает…. В берлоге ….. На пригорках и около деревьев… В лесу слышны голоса ….. (Приложение 1) Организация работы по формулированию вывода: «Отличительные признаки птиц» (Приложение 2) | Подбирают необходимые слова Работа на образовательном портале «Учи ру» Вспоминают, перечисляют признаки, из которых, останавливаются на существенных: наличие перьев, 2 ноги,2 крыла, клюв. | Сличение ответа с образцом Оценочные высказывания |
2.Актуализация знаний и подведение к теме урока | Поиграем в игру «Угадай-ка» На столе «лицом вниз» лежат рисунки птиц. Вам надо описать птицу по плану не называя её. Ваш помощник – План (на слайде). А мы будем угадывать птицу (ворона, синица, воробей, ласточка, аист). Я первая загадываю. -Подумайте и скажите на какие группы можно разделить этих птиц (работа в парах) Я приготовила еще одно задание: - прослушайте голоса птиц и попробуйте угадать, что это за птица (кукушка, дятел) Электронный образовательный ресурс Окружающий мир «Вентана-Граф».(Диск) (Приложение 3) | Выходят по одному берут карточку и составляют связный рассказ описание о птице по плану 1.Описание размера птицы 2.Цвет оперения 3.Размер клюва 4.Чем питается В парах выбирают основание для группировки: перелетных и зимующих; насекомоядных и всеядных Узнают птицу по голосу, называют. | Самооценка по критериям Использовал для описания все пункты плана Удалось описать птицу |
4.Решение задач урока: а) объяснение поговорки б) наблюдение за грачом в видеосюжете Физ.пауза в) работа со стихотворением г) решение вопроса о времени прилёта журавлей и описание гнезда птиц д) работа с рисунками в рабочей тетради Подведение итогов по решению первой задачи. е) правила поведения в природе 5. Итог урока | 1.- А где мы можем узнать о жизни птиц весной? - Откройте учебник на стр. 57 -Найдите значок «Совушка - умная головушка» Прочитайте про себя, подумайте и сформулируйте ответ. Объясни, почему в народе говорят: "Увидел грача - весну встречай" -Открывают весну грачи.Они первыми прилетают с юга.В народе эти птицы всегда были символом весны.Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта.В народном календаре день 17 марта называется Герасим-грачевник.Есть немало поговорок связанным с этим днем. «Грач зиму расклевал» «Увидел грача – весну встречай». «Грач на горе – весна на дворе».Грачи прилетают, когда еще лежит снег. - А к какой группе можно отнести грача? Есть ли эта птица на стр. 57? -Вверху страницы есть условный знак «ЛУПА». Что он обозначает? -Увидеть грача и понаблюдать за ним я предлагаю вам в видеосюжете (с разговорами птиц). (Грач) Опишите грача, пользуясь тем же планом. Почему эта птица прилетает первой? -Потеплело, оттаяла почва, появляются первые проталины. У грача появилась возможность находить себе корм в земле. Ведь у него удивительный длинный клюв, которым он может доставать на поле из земли червяков и различных насекомых. 2.стр.58 -А русский поэт Иван Никитин описал прилет другой птицы: Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. О каких птицах написал поэт? -В какое время весны прилетают журавли и почему? Поработайте в парах с заданием на стр.58 последнее задание. Прочитайте 2 высказывания а) и б). Обсудите и выберите 1, которое считаете правильным. Делают вывод под руководством учителя. - Давайте рассмотрим рисунки на стр. 59 и продолжим работать в парах по рядам -1 ряд работает с рисунком №1 - 2 ряд работает с рисунком №2 -3 ряд работает с рисунком №3. Работать будем по алгоритму 1. Найти свой рисунок. 2. Прочитать о птице внизу страницы. 3. Рассмотреть внимательно рисунок и ответить на вопросы на доске (Приложение 4) 3. -Откройте Рабочую тетрадь стр. выполните задание Грачей нельзя отнести к лучшим «строителям». Они строят из сучьев и ветвей грубые гнёзда. А жаворонок своё гнездо строит на земле. Оно несложно: ямка, выстланная соломинами и травинками. Посмотришь на гнездо птицы и диву даёшься: без рук, а строит лучше иного человека. Что только не найдёшь в гнезде птицы: травинки, солома, стебли, листья, мох, а внутри, чтобы было тепло и уютно, птицы выстилают гнездо пухом, шерстью. Смазан весь строительный материал клейкой слюной. -Делают вывод: «Для чего птицы строят гнезда?» Как вести себя во время гнездования? -Что нужно делать, если обнаружил гнездо птицы? - А теперь давайте вспомним, какие задачи вы перед собой ставили? Организует контроль достижения планируемых предметных результатов (Приложение 5) | Высказывают свои мнения. Открывают учебник Дети читают поговорку и дают свои ответы: «Я считаю… Дети рассматривают рисунки и отвечают на вопросы. Наблюдают с целью выявления внешних признаков птицы и особенности её поведения ранней весной Описывают птицу по плану. Формулируют ответы на вопрос. Делают вывод, почему грач прилетает первым. Каждый самостоятельно формулирует связное высказывание - вывод. Работают в парах Самостоятельное чтение и выбор высказывания. Ответы на вопрос Делают вывод, когда прилетают журавли Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время. И первым делом принимаются за постройку новых и ремонт старых гнёзд. Отвечая на вопросы, формулируют аргументированное высказывание об особенностях постройки гнёзд различными птицами. 1.Где вьют гнезда эти птицы? Подумай и ответь, почему в этом месте. 2.Какой формы гнездо? (овальное, круглое, глубокое, неглубокое) 3. Из какого материала сделано? Дети дорисовывают гнёзда птиц. Объясняют роль периода строительства и ремонта гнезд в жизни птиц. Рассматривают картинку и делают выводы Вспоминают поставленные задачи (читают на слайде) Работают с пультами, выбирая правильные ответы из предложенных Укажи перелетную птицу (ворона, синица, журавль) Из предложенных выбери гнездо грача Выбери правильное поведение детей во время гнездования птиц | Наблюдения Самооценка по критериям Использовал для описания все пункты плана Удалось описать птицу Самоконтроль по образцу Взаимопроверка ответов (высказывание одноклассников о правильности ответов на вопросы) Взаимопроверка в паре Рефлексивный контроль (обратная связь для учителя, дети наглядно увидят на диаграмме результаты), |