СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку "Изложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку "Изложение"»



Конспект учебного занятия

по русскому языку

в 3 «В» классе

Тема: «Изложение»

студентки 312 группы

Худяковой Алины Михайловны












Урок будет выдан: 16.11.2022

Смена: 1

Школа: МБОУ Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова

Учитель: Лебедева Елена Павловна

Методист: Кауфман Светлана Николаевна





Новосибирск, 2022


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Худякова Алина Михайловна.

Предмет: русский язык.

Класс: 3 «В».

Тема урока: «Изложение».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении на тему «Изложение».

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление об изложении.

  2. Формировать умение делить текст на части в соответствии с предложенным планом.





  1. Формировать умения анализировать последовательность собственных действий при работе над изложением и соотносить их с разработанным алгоритмом.

Предметные:

Уч-ся научатся:

  • объяснять, что такое изложение;

  • делить текст на части в соответствии с предложенным планом.

Уч-ся получат возможность научиться:

  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложением и соотносить их с разработанным алгоритмом.

Развивающие

1. Формировать умения (Р): осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.






2. Формировать умения (П): осуществлять поиск необходимой информации, строить сообщение в письменной форме; осуществлять анализ объектов, осуществлять обобщение изученного.



3. Формировать умения (К): владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других, строить монологическое высказывание

Метапредметные
Регулятивные:

Уч-ся научатся:

  • осуществлять волевую саморегуляцию;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

Уч-ся получат возможность научиться:

  • планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

Познавательные:

Уч-ся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации.

Уч-ся получат возможность научиться:

  • осуществлять анализ объектов;

  • строить сообщение в письменной форме;


  • осуществлять обобщение изученного.

Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

  • владеть диалогической формой речи;

  • слушать и понимать речь других.

Уч-ся получат возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание.

Воспитательные:

1.Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

2.Воспитывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства: учебник (русский язык 3 класс), простая тоненькая тетрадь

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, презентация.



















ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности


Словесный

(беседа)









Наглядный(демонстрация)

Здравствуйте, дети, присаживайтесь. Меня зовут Алина Михайловна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Проверьте, чтобы у вас на парте были: пенал, учебник и простая тоненькая тетрадь.


Молодцы.


Прочитайте пословицу и объясните, как вы ее понимаете.

«Хорошую речь хорошо и слушать».


Хорошо. Речи грамотного человека приятно слушать, они легче и проще воспринимаются. Если люди понимают, о чем говорят, беседа становится более интересной и занимательной.

Приветствуют учителя.




Проверяют готовность к уроку.




Читают со слайда.






Слушают.




Р: осуществлять волевую саморегуляцию.






К: владеть диалогической формой речи.




2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный (беседа)











Наглядный (демонстрация)

- Сейчас, разгадав кроссворд, вы повторите тему прошлого урока.

1. Учебное помещение в школе. (Класс)
2. Верхняя одежда. (Пальто)
3. Корм для лошади. (Овес)
4. Защитник Отечества. (Солдат)
5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
7. Из чего состоит предложение? (Слова).

-Верно, тема прошлого урока «Состав слова».

- Из каких частей может состоять слово? (Корень, приставка, суффикс, окончание, основа).


- Что называется корнем слова?





- Что называется приставкой?







- Как пишутся приставки со словами? А предлоги?


- Что называется суффиксом?






- Что называется окончанием?







-Что называется основой слова?


Посмотрите на слайд и скажите, что это за птица?

А что вы о ней знаете? Хорошо, сейчас проверим.


Кто же такой скворец?


Скворец – это небольшая перелётная певчая птица с тёмным оперением.


А вот как о скворце говорят в народе.


Если в конце зимы стало видно много скворцов, то вскоре весна окажется у крыльца.

Если птицы стаями скачут по полям, выискивая корм, надолго установится хорошая погода.

Если в период бабьего лета скворцы не спешат отправиться на юг, то по примете это означает, что осень продлится долго, при этом она не будет сопровождаться дождями.































Корень, приставка, суффикс, окончание, основа.


Основная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных (однокоренных) слов.

Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.


Раздельно.



Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.


Это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.


Часть слова без окончания.


















Скворец.





















К: владеть диалогической формой речи.

















К: владеть диалогической формой речи.


















К: владеть диалогической формой речи.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный(беседа)

Ребята, посмотрите на слайд. Ваша задача расшифровать ребус.

А что такое изложение?


Значит, что мы сегодня будем делать?

Тема нашего урока: «Изложение»


Тему мы с вами определили, а как вы думаете, какая будет цель?


Верно, цель урока: написать подробное изложение по опорному плану.

Изложение.







Письменный пересказ текста.


Писать изложение.




Цель: написать подробное изложение по опорному плану.

Дети слушают.

П:

объяснять, что такое изложение.










Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный(беседа)


Наглядный (демонстрация)

А какие задачи мы с вами перед собой поставим?








Верно, задачи:

1. Определить тему и главную мысль текста.

2. Делить текст на части в соответствии с планом.

3. Написать подробное изложение.


Вот эти задачи перед нами стоят на сегодняшнем уроке.


А эти задачи могут быть планом нашего урока?

Формулируют задачи:

1. Определить тему и главную мысль текста.

2. Делить текст на части в соответствии с планом.

3. Написать подробное изложение.

Дети слушают.








Да.











Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.


Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

5. Реализация построенного проекта

Словесный(беседа)


























Частично-поисковый (анализ текста)








Мы с вами приступаем к выполнению первого этапа нашего плана.

Давайте с вами откроем учебник на ст. 99 номер 191.


Нам дан текст. Но сначала, прочитаем задание к нему. (1 ученик читает).


Хорошо, сейчас я вам буду читать текст, а вы внимательно его слушайте и следите по тексту.


Итак, я прочитала, давайте подумаем, о чём говорится в тексте? (ответ детей: Птицы прощаются с родным домиком)



Давайте подумаем, какая тема этого текста.

Да, тема текста: скворцы.


Как вы думаете, какова главная мысль текста?

Напоминаю, чтобы легче определить главную мысль посмотрите на последние предложения текста.


Верно.

Беседа по содержанию текста.

1. Когда происходят действия?

2. Что в этом тексте показалось интересным?

3. О ком говорится в тексте?

4. Как вы понимаете выражение «сиротливо качается»?

5. Почему птицы прилетели?

6. Давайте подумаем, какой тип текста использует автор?

Повествование, потому что автор последовательно излагает события, следующие друг за другом.

7. Какие особенности отличают тексты – повествование?

В них всегда излагаются события по плану.


Как мы тогда можем озаглавить данный текст?


Давайте запишем заголовок к нашему тексту.

Открываем тетради, записываем число, на следующей строчке изложение, и на другой строчке пишем заголовок.


Хорошо, прочитайте, какое второе задание?


-Поделен ли текст на части?

-На сколько частей можно разделить весь текст?

-Как будете писать каждую часть?



-О чем говорится в первой части?




-О чем говорится во второй части?






-О чем говорится в третьей части?









Молодцы.

Дети слушают.




Открывают учебник.



Задание: прочитайте. Озаглавьте текст.



Слушают текст.





Скворцы.





В тексте говорится о том, как скворцы прощаются с родным домиком.

















«Прощание с домом», «Скворцы», «Прощальная песня».


Открывают тетради и записывают.















Выделить в тексте три части соответственно плану:

1. Одинокий скворечник.

2. Прощальная песенка.

3. В далекий путь.


Нет.

На 3 части.


С красной строки.



Первая часть 3 первых предложения, в которых говорится об осени, листьях.


Вторая часть следующие 4 предложения до слов «песня закончилась». Во второй части говорится о том, что прилетели скворцы.


Третья часть оставшиеся предложения. В них говорится о том, что птицы прощались с домиком, что отправляются в дальний путь, но они вернутся.














П: анализировать последовательность собственных действий при работе над изложением и соотносить их с разработанным алгоритмом.














К: слушать и понимать речь других.



















К: владеть диалогической формой речи.














П: осуществлять анализ объектов.


























К: владеть диалогической формой речи.


Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.




























6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный(беседа)


Наглядный (демонстрация)

Мы с вами ответили на первый пункт нашего плана, переходим ко второму этапу.


Сколько частей в тексте?

Правильно.

Теперь каждую часть мы будем читать.


Читаем первую часть (1 ученик).


Читаем вторую часть. (2 ученик)


Давайте третью часть прочитаем. (3 ученик)

Прочитали все части изложения, записали план из учебника в тетрадь.

Найдем в тексте слова с безударной гласной в коре слова, подберите проверочные слова.


Назовите в словах буквы, написание которых надо запомнить или проверить.


Найдем в тексте глаголы.

Найдем наречия.


Дети слушают.




3


Дети слушают.



Читают первую часть


Читают вторую часть.



Читают третью часть.




Скворечник, скворчиха, поредела, листва, качается, подлетели, скользнула, поглядел, по сторонам, родным, весной, далекий, поредела, качается, подлетели, скользнула, сиротливо, вдруг, быстро, тихо, снова, сюда, пора.







































К: владеть диалогической формой речи.






П: осуществлять анализ объектов.





























Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Практический (практическая работа)

Ребята, мы с вами ответили на второй пункт нашего плана, переходим к третьему, к написанию изложения.

В написании изложения вам помогут: разобранные ранее слова, составленный план, а также карточка-помощник на слайде.

Сейчас ещё раз внимательно и вдумчиво прочитайте текст.


Теперь закрываем учебники и начинаем писать подробное изложение по плану.


Ребята, вы написали изложение. Кто хочет зачитать то, что у него получилось?


А все остальные слушают и оценивают, всё ли отражено в изложении.


Дети слушают.







Читают текст третий раз.


Пишут изложение.













1-2 ученика читают свои изложения.



Остальные слушают и оценивают.


П: анализировать последовательность собственных действий при работе над изложением и соотносить их с разработанным алгоритмом.

П: строить сообщение в письменной форме.



Р: контроль, коррекцию деятельности.






















К: строить монологическое высказывание.


Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)


Ребята, что мы сегодня на уроке учились делать?


О ком говорилось в тексте?


Какая была главная мысль текста?


Где вам могут пригодиться полученные на уроке знания.



Писать изложение.




Ответы детей.



П: осуществлять обобщение изученного.


9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный(беседа)

Ребята, наш урок подходит к концу.

Вернёмся к нашей цели: написать подробное изложение по опорному плану.

Мы достигли цели?


Посмотрим на план урока:

1. Определить тему и главную мысль текста.

2. Делить текст на части в соответствии с планом.

3. Написать подробное изложение.


План урока мы с вами выполнили?


Оцените свою работу в листах самооценки.

Спасибо за урок. До свидания.

Дети слушают.





Да.


Дети слушают.






Да.










До свидания.


К: слушать и понимать речь других.












Р: осуществлять самооценку, контроль, коррекцию.


Л: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!