Проверка домашнего задания (может быть, может отсутствовать) | Звучит прелюдия Ф.Шопена. Узнали ли вы музыку? Кто автор этой музыки? Какое произведение называют прелюдией? Что вы знаете о Ф.Шопене? | Это прелюдия Ф. Шопена. Прелюдия - инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная, раскрывающая, как правило, один образ. Приводят факты из жизни композитора. | П: различать жанры вокальной, инструментальной музыки. |
Актуализация субъективного опыта учащихся | На прошлом уроке мы знакомились с шедеврами фортепианной музыки Ф. Шопена. Прелюдия, вальс, мазурка, полонез, этюд. Почему эти жанры относятся к камерной музыке? | Они небольшие по объему и содержать в основном один образ и предназначались для домашнего музицирования. | Л: формировать учебно –познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи. |
Сообщение темы. Постановка задач урока | Сегодня наш урок будет посвящен уже знакомому вам камерному жанру. А, какому, определите сами. Как называется вокальное или инструментальное произведение эпического, героического, драматического характера. -Существует 2 вида баллады: вокальная и инструментальная. Сейчас я включу фрагмент из произведения. А вы мне скажите, это баллада вокальная или инструментальная? СЛУШАНИЕ: 1 баллада «Лесной царь» Ф.Шуберт 2. фрагмент из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена - Какому камерному жанру будет посвящен наш урока? И тема нашего сегодняшнего урока – «Инструментальная баллада» -Молодцы, а теперь попробуйте определить цель нашего урока? Чему вы будете учиться на уроке? | Определяют жанр балладу. - БАЛЛАДА - вокальная. Шуберт является создателем вокальной баллады. - инструментальная. - Балладе - знакомство с инструментальной балладой, Слушать балладу, учиться понимать содержание баллады, определять характер музыкального образа. | П: различать жанры вокальной, инструментальной музыки. Л: формировать учебно –познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи. Регулятивные УУД: определять учебную задачу. |
Изучение нового материала | СЛУШАНИЕ: «Баллада №1» соль минор Ф.Шопена (самостоятельная работа). - Какой характер произведения? - Какие музыкальные образы вам были слышны? - эпические, драматические и лирические образы. С какими событиями вы бы связали эту музыку? – это рассказ о Родине и судьбе своего народа. Придумайте название баллады. Вывод: Драматургия баллады построена на контрастах мелодий, темпа, ритмов, настроений. Мы услышали рассказ о разных событиях и переживаниях человека. Разворачивается цепь повествований: от светлых, лирических образов как воспоминания о прекрасном прошлом к трагической катастрофе в настоящем. | Слушают произведение и записывают в тетрадь характер музыкальных образов баллады. Делятся своими выводами. Начало баллады звучит как рассказ сказителя, медленно, спокойно, грустно. 1т Гл. п.– неторопливо, вальсовая, движение ускоряется, волнение, порыв, драматично. 2т П.п. – лирическая. Светлая, задушевная, умиротворенная. Опять 1 т. лирическая, напевная. Разработка: 1т напряжение нарастает, муз звучит громче, быстрее. становится горделивой, праздничной. 2т стремительная, танцевальная. Реприза: мрачная, сумрачная, таинственная, медленная Кода: Музыка взлетает ввысь и заканчивается аккордами в басах сумрачно и таинственно. Высказывают предположения. (О былинном герое, который погибает, о трагической судьбе человека, о воспоминаниях, о любви и др.) Придумывают название балладе. | Регулятивные УУД: определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических); - понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; М: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинения. Л: развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. |
Закрепление изученного материала | Современные композиторы также обращались к жанру баллады. Слушание и подпевание «Баллада о матери» в исп. С. Ротару. Послушайте о каких событиях рассказывается в балладе? Какие чувств передает? Определите образ баллады. | О чувствах матери к сыну. О жестокости войны. Трагический образ. | П: определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических), понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров. |
Подведение итогов урока. Рефлексия | Задача: кратко обобщить изученный материал, поверить выполнение учебной задачи. - С каким понятием мы сегодня познакомились? -Что такое «Инструментальная баллада»? -Кто создал этот жанр инструментальной баллады? -А сейчас, я попрошу вас продолжить эти фразы: • Сегодня я узнал… • Было интересно… • Было трудно… • Я понял, что… -Хорошо, а теперь оцените свою работу на уроке (самостоятельно в тетрадочках, с помощью смайлика) | Ответы детей. | Регулятивные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |